4.5. Процессы выбора и установления характеристик и мер качества в проектах программных средств
Представленные выше характеристики и атрибуты качества имеют различное влияние на функциональную пригодность в зависимости от назначения и функций ПС, а также от субъективных взглядов потребителей соответствующих характеристик. Обычно наиболее сильное влияние функции ПС оказывают на требования к атрибутам характеристик защищенность, надежность, эффективность и практичность. Эти атрибуты могут быть ранжированы по степени воздействия на функциональную пригодность в зависимости от назначения и особенностей ПС. Конкретные меры и диапазоны шкал этих характеристик следует определять в зависимости от их влияния на метрику качества в использовании по прямому назначению ПС основными пользователями (см. п.7.9).
В то же время характеристики Сопровождаемость и Мобильность относительно слабо связаны с назначением и конкретной функциональной пригодностью ПС. Их меры и шкалы определяются не столько конкретными функциями комплекса программ, сколько его архитектурой и приспособленностью интерфейсов к модификации и переносу на иные операционные и аппаратные платформы. Поэтому метрика качества в использовании для этих характеристик приобретает иное значение: ее следует использовать при сопровождении и/или при переносе программ и данных, а не при их использовании и применении по прямому назначению.
Принципиальные и технические возможности и точность реализации и измерения значений атрибутов характеристик качества для конкретного проекта всегда ограничены в соответствии с их содержанием. Это определяет рациональные диапазоны значений каждого атрибута, которые могут быть выбраны для проекта ПС на основе требований заказчика, здравого смысла, а также путем анализа пилотных проектов и прецедентов в ТЗ реальных проектов.
Процессы выбора и установления шкал и мер для описания характеристик качества проектов ПС можно разделить на два этапа (рис.4.1):
Р ис.4.1. Этапы процесса выбора и установления мер и шкал характеристик качества ПС
предварительный выбор, формализация и обоснование набора исходных данных, отражающих общие особенности потребителей и этапы ЖЦ проекта ПС, каждый из которых влияет на выбор определенных характеристик качества комплекса программ;
выбор, установление и утверждение конкретных мер и шкал характеристик и атрибутов качества проекта для их последующего оценивания и применения при сопоставлении с требованиями ТЗ в процессе квалификационных испытаний или сертификации на определенных этапах ЖЦ ПС.
На первом этапе следует использовать всю базовую номенклатуру характеристик, субхарактеристик и атрибутов, стандартизованных в ISO 9126:1–4. Их описания желательно предварительно упорядочить по приоритетам с учетом назначения и сферы применения конкретного ПС. Далее необходимо с учетом специализации и профессиональных интересов выделить и ранжировать по приоритетам потребителей, которым необходимы определенные показатели качества ПС. Из широкой номенклатуры характеристик стандарта ISO 9126:1–4 следует выбирать те, которые необходимы с позиции различных потребителей этих данных:
заказчиков, для которых важно оценивать ПС по значениям утвержденных в ТЗ и спецификациях характеристик, определяющих назначение, функции и сферу применения ПС;
пользователей, для которых, прежде всего, необходима функциональная пригодность ПС и метрики качества при оперативном использовании по основному назначению;
сопровождающих и модифицирующих ПС специалистов, которые отдают приоритет характеристикам, поддерживающим сопровождение и конфигурационное управление версиями;
лицам, ответственным за инсталляцию и реализацию ПС в различных операционных и аппаратных средах, для которых важны атрибуты мобильности.
В табл.4.4 представлен пример ранжирования по степени важности на три уровня (высокая, средняя, низкая) основных стандартизованных характеристик качества ПС для разных категорий специалистов.
Таблица 4.4
Пример ранжирования важности характеристик ПС для различных категорий специалистов
| Функциональные возможности | Надежность | Эффективность | Практичность | Сопровождаемость | Мобильность |
Заказчик | Высокая | Высокая | Высокая | Высокая | Средняя | Средняя |
Пользователи | Высокая | Высокая | Высокая | Высокая | Низкая | Низкая |
Сопровождающие | Средняя | Средняя | Средняя | Высокая | Высокая | Низкая |
Специалисты по переносу | Высокая | Средняя | Высокая | Средняя | Низкая | Высокая |
Первые две группы потребителей характеристик качества заинтересованы в установлении внешних показателей функциональных возможностей в процессе использования конечного программного продукта. Для этих потребителей при выборе важно выделить и по возможности формализовать внешние эксплуатационные характеристики и метрики на завершающих этапах ЖЦ ПС (табл.3.1). К ним относятся высокие приоритеты для надежности, эффективности и практичности. Для заказчика приоритетными могут быть также сопровождаемость и мобильность, которые обычно являются второстепенными для пользователей ПС. Приоритеты этих характеристик должны быть формализованы в контракте и ТЗ заказчика и согласованы с разработчиком.
Остальные две группы потребителей интересуют преимущественно характеристики ПС на промежуточных этапах ЖЦ, на которых проявляются в основном внутренние технологические свойства комплекса программ, влияющие на сопровождаемость и мобильность (табл.4.4). Их можно не представлять в составе эксплуатационной документации для оперативных пользователей и отражать только в технологической документации разработчиков, специалистов по сопровождению и переносу программ и данных, а также поставлять заказчику по специальному запросу. Для этих потребителей надежность и практичность отходят на второй план, однако ресурсная эффективность может оставаться высоко приоритетной.
Приоритеты потребителей при выборе показателей качества отражаются также на исключении из анализа некоторых субхарактеристик и атрибутов качества, которые для данного потребителя не имеют значения.
Представленное в табл.4.4 ранжирование может детализироваться и изменяться в зависимости от функций ПС и ресурсов, доступных для обеспечения их ЖЦ. При ограниченности ресурсов проекта ПС распределение приоритетов должно становиться более строгим, могут снижаться приоритеты характеристик и их атрибутов, для реализации которых ресурсов недостаточно.
Подготовка исходных данных завершается выделением номенклатуры базовых приоритетных характеристик качества, определяющих функциональную пригодность ПС для определенных потребителей.
На втором этапе (рис.4.1) после фиксирования исходных данных и приоритетов для конкретного проекта и его потребителя начинаются процессы выбора номенклатуры атрибутов качества. Этот анализ совместно с заказчиком и пользователями должны проводить специалисты, обеспечивающие ЖЦ комплекса программ и реализацию установленных показателей качества.
Далее этими специалистами для каждого из выбранных показателей качества должна быть установлена и согласована мера и шкала оценок субхарактеристик и их атрибутов для конкретного проекта и потребителя. Для показателей, представляемых качественными свойствами и признаками их наличия, желательно определить и зафиксировать в ТЗ описания допустимых условий, при которых следует считать, что данная характеристика может или должна быть реализована в проекте ПС.
Выбранные значения характеристик качества и их атрибутов должны быть предварительно проверены разработчиками на их реализуемость с учетом доступных ресурсов конкретного проекта и при необходимости откорректированы по составу и значениям. В результате формируется полный набор требуемых характеристик, атрибутов, их мер и значений качества для определенных потребителей в ЖЦ ПС.
Результаты анализа и выбора номенклатуры и мер характеристик качества проекта ПС должны быть документированы в ТЗ или спецификациях требований, согласованы с их потребителями и утверждены заказчиком и разработчиком проекта для реализации.
- Стандартизация и сертификация программного обеспечения
- © Уо «пгу», 2007Содержание введение
- Рабочая программа
- Рейтинговая оценка знаний
- Конспект лекций
- 1. Качество как экономическая категория и объект управления
- 1.1. Понятие качества. Предмет и задачи курса
- 1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
- 1.3. Стандартизация в системе управления качеством
- 1.3.1. Система стандартизации
- 1.3.2. Категории нормативных документов
- 1.3.3. Уровни стандартизации
- 1.4. Механизм управления качеством
- 1.5. Стандарты исо серии 9000
- 1.5.1. Фундаментальные требования
- 1.5.2. Структура комплекса стандартов
- 1.5.3. Структура документов системы управления качеством
- 1.5.4. Как работает система управления качеством
- 1.6. Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента качества
- 1.6.1. Основные предпосылки сертификации
- 1.6.2. Обязательная и добровольная сертификация
- 1.6.3. Национальная система сертификации
- 1.6.4. Схемы сертификации и условия их применения
- 1.6.5. Порядок проведения работ по сертификации
- Вопросы по теме
- 2. Жизненный цикл программнЫх средств
- 2.1. Понятие жизненного цикла
- 2.2. Базовый профиль жизненного цикла программных средств
- 2.3. Особенности стандартизации жизненного цикла программных средств
- 2.4. Методическая основа технологии жизненного цикла программных средств
- 2.5. Преимущества применения стандартов жизненного цикла
- 2.6. Структура профилей стандартов жизненного цикла программных средств
- 2.7. Стандартизация жизненного цикла программных средств
- 2.7.1. Стандарт iso/iec 12207
- 2.7.2. Стандарт iso 15504
- 2.8. Модель жизненного цикла программного продукта
- 2.8.1. Схема модели
- 2.8.2. Каскадная модель
- 2.8.3. Спиральная модель
- 2.8.4. Другие типы моделей
- Вопросы по теме
- 3. Основные понятия и характеристики качества программных средств
- 3.1. Основные факторы, определяющие качество программных средств
- 3.2. Стандарты, регламентирующие характеристики качества
- 3.3. Метрики характеристик качества программных средств
- 3.4. Особенности измерения и оценивания характеристик качества
- 3.5. Негативные факторы, влияющие на качество
- 3.6. Ресурсы, ограничивающие достижимые характеристики качества
- Вопросы по теме
- 4. Выбор мер и шкал характеристик качества программных средств
- 4.1. Принципы выбора характеристик качества
- 4.2. Выбор свойств и атрибутов качества функциональных возможностей
- 4.2.1. Функциональная пригодность
- 4.2.2. Корректность и надежность
- 4.2.3. Способность к взаимодействию
- 4.2.4. Защищенность
- 4.3. Выбор количественных атрибутов характеристик качества
- 4.3.1. Надежность
- 4.3.2. Эффективность
- 4.4. Выбор качественных атрибутов характеристик качества
- 4.4.1. Практичность
- 4.4.2. Сопровождаемость
- 4.4.3. Мобильность
- 4.4.4. Качество документации
- 4.5. Процессы выбора и установления характеристик и мер качества в проектах программных средств
- Вопросы по теме
- 5. Стандартизация оценивания технологических процессов жизненного цикла и характеристик качества программных средств
- 5.1. Оценивание уровня зрелости процессов жизненного цикла и обеспечения качества программных средств
- 5.2. Оценивание жизненного цикла программных средств по стандарту iso 15504
- 5.3. Оценивание качества готового программного продукта по стандарту iso 14598
- 5.4. Организация и средства для оценивания качества комплексов программ
- 5.4.1. Модель внешней среды
- 5.4.2. Испытания программного продукта
- 5.4.3. Альфа– и Бета–тестирование
- 5.4.4. Программная генерация тестов
- 5.4.5. Обработка результатов испытаний
- Вопросы по теме
- 6. Единая система программной документации
- 6.1. Общая характеристика еспд
- 6.2. Структура еспд
- 6.3. Гост 19.101. Виды программ и программных документов
- 6.4. Гост 19.102. Стадии разработки
- 6.5. Гост 19.103. Обозначение программ и программных документов
- 6.6. Гост 19.105. Общие требования к программным документам
- 6.7. Гост 19.104. Основные надписи
- 6.8. Гост 19.106. Требования к программным документам, выполненным печатным способом
- 6.9. Гост 19.201. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
- 6.10. Гост 19.202. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
- 6.11. Гост 19.301. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию, оформлению и контролю качества
- 6.11.1. Требования к содержанию
- 6.11.2. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программе»
- 6.11.3. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программной документации»
- 6.11.4. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Средства и порядок испытаний»
- 6.11.5. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Методы испытаний»
- 6.12. Гост 19.401. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению
- 6.13. Гост 19.402. Описание программы
- 6.14. Гост 19.404. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению
- 6.15. Гост 19.502. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению
- 6.16. Гост 19.503. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.17. Гост 19.504. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.18. Гост 19.505. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению
- 6.19. Гост 19.508. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению
- Вопросы по теме
- 7. Оценивание характеристик качества программных средств
- 7.1. Оценивание функциональных возможностей
- 7.1.1. Функциональная пригодность
- 7.1.2. Корректность
- 7.1.3. Способность к взаимодействию
- 7.1.4. Защищенность
- 7.2. Оценивание надежности функционирования
- 7.3. Оценивание эффективности использования ресурсов эвм
- 7.4. Оценивание практичности
- 7.5. Оценивание сопровождаемости
- 7.6. Оценивание мобильности
- 7.7. Оценивание качества эксплуатационной и технологической документации
- 7.7.1. Документирование в процессах жизненного цикла
- 7.7.2. Технологическая документация
- 7.7.3. Эксплуатационная документация
- 7.8. Оценивание рисков в жизненном цикле
- 7.9. Интегральное оценивание характеристик качества
- Вопросы по теме
- 8. Сертификация программного обеспечения
- 8.1. Организация сертификации программных продуктов
- 8.2. Документирование процессов и результатов сертификации
- Вопросы по теме
- Практические занятия практическая работа № 1 выбор характеристик и мер качества программного средства по стандарту isO 9126
- План практического занятия
- Практическая работа № 2 разработка технического задания на создание программного средства
- План практического занятия
- Практическая работа № 3 разработка технологической документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 4 разработка эксплуатационной документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 5 Оценивание качества программного продукта по стандарту гост 28195
- Словарь основных терминов
- Список использованных источников
- Перечень основных международных стандартов в области обеспечения жизенного цикла и качества программных средств
- 211440 Г. Новополоцк, ул. Блохина, 29