logo search
УМК Стандартизация и сертификация ПО

5.1. Оценивание уровня зрелости процессов жизненного цикла и обеспечения качества программных средств

Качество комплексов программ определяется не только величиной общих затрат на достижение требуемого значения каждой характеристики качества, но и тем, как распределяются и как используются эти ресурсы. Достижение высоких значений характеристик качества программ существенно зависит от качества технологии и инструментальных средств, используемых разработчиками для обеспечения ЖЦ ПС, а также от технологии и средств, применяемых при оценивании достигнутых характеристик качества программ.

Таким образом, можно выделить следующие составляющие технологических затрат в ЖЦ ПС:

Оценивание качества технологической базы ЖЦ позволяет прогнозировать возможное качество ПС и ориентировать заказчика и пользователей при выборе разработчика и поставщика для определенного проекта с требуемыми характеристиками качества. Очевидно, что низкий уровень технологии и средств разработки программ не может обеспечить их высокое качество и достоверное его оценивание. Поэтому определение уровня зрелости технологической поддержки процессов ЖЦ, организационного и инструментального обеспечения качества ПС непосредственно связано с выбором и оцениванием реальных или возможных характеристик качества конкретного комплекса программ.

Значительные достижения в организации, планировании, развитии и применении современных методов и технологии обеспечения крупномасштабных проектов ПС сосредоточены в методологиях и стандартах СММ/CMMI:2003 (Capability Maturity Model – Система и модель для оценки зрелости/ Capability Maturity Model Integration – Интегрированная модель оценивания зрелости программной инженерии) комплекса технологических процессов ЖЦ ПС.

Они основаны на формализации и использовании уровней зрелости технологий поддержки ЖЦ ПС, которые также определяют потенциально возможное качество создаваемых на предприятии комплексов программ. Чем выше уровень зрелости, тем выше статус предприятия среди поставщиков, доверие к его продукции, его конкурентоспособность, а также возможное качество ПС. Тем самым при выборе требований к характеристикам качества ПС можно в соответствующей степени доверять поставщику и предприятию разработчика, что они смогут полностью реализовать требования заказчика.

Эти уровни зрелости характеризуются:

Назначение методологии СММ/CMMI системы и модели оценки зрелости – состоит в предоставлении необходимых общих рекомендаций и инструкций предприятиям, производящим ПС, по выбору стратегии совершенствования качества, процессов и продуктов путем анализа степени их производственной зрелости и оценивания факторов, в наибольшей степени влияющих на качество ЖЦ ПС, а также посредством выделения процессов, требующих модернизации.

В методологии СММ выделены пять уровней зрелости, раскрываемые в стандарте (рис.5.1).

Виды деятельности для высоких уровней зрелости в соответствии с СММ в стандарте делятся на базовые и общие. Базовые виды деятельности являются обязательными и сгруппированы в пять категорий: контрактная; инженерная; управленческая; вспомогательная; организационная (табл.2.2).

Общие виды деятельности приложимы к любому процессу и необходимы для управления им и улучшения характеристик его выполнения. Они включаются в группы и уровни производственной зрелости.

Р ис.5.1. Уровни зрелости процессов по методологии CMM

Эти уровни зрелости характеризуются степенью формализации, адекватностью измерения и документирования процессов и продуктов ЖЦ ПС, широтой применения стандартов и инструментальных средств автоматизации работ, наличием и полнотой реализации функций системы обеспечения качества технологических процессов и их результатов.

Описание процессов ЖЦ ПС в СММ сфокусировано на поэтапном определении реально достигаемых результатов и на оценивании качества их выполнения. Качество процессов зависит от технологической среды, в которой они выполняются.

Зрелость процессов – это степень их управляемости, возможность поэтапной количественной оценки качества, контролируемость и эффективность результатов (рис.5.1). Модель зрелости предприятия представляет собой методический нормативный материал, определяющий правила создания и функционирования системы управления ЖЦ ПС, методы и стандарты постепенного повышения культуры и качества производства. Рост зрелости обеспечивает потенциальную возможность возрастания эффективности и согласованности использования процессов создания, сопровождения и оценивания качества компонентов и ПС в целом.

Реальное использование регламентированных процессов предполагает их документирование и поэтапный контроль характеристик качества ПС. На предприятиях, достигших высокого уровня зрелости, формализованные процессы ЖЦ ПС должны принимать статус стандарта, фиксироваться в организационных структурах и определять производственную тактику и стратегию корпоративной культуры производства и системы обеспечения качества ПС.

Уровень 1 – начальный. Массовые разработки проектов ПС характеризуются относительно небольшими объемами программ в несколько тысяч строк, создаваемых несколькими специалистами. Они применяют простейшие неформализованные технологии с использованием типовых инструментальных компонентов операционных систем. Основные процессы ЖЦ ПС на этом уровне не регламентированы, выполняются не совсем упорядоченно и зависят от некоординированных индивидуальных усилий и свойств специалистов. Успех проекта, как правило, зависит от энергичности, таланта и опыта нескольких руководителей и исполнителей. Процессы на первом уровне характеризуются своей непредсказуемостью по срокам в связи с тем, что их состав, назначение и последовательность выполнения могут меняться случайным образом в зависимости от текущей ситуации.

Уровень 2 – управляемый – базовое управление. Для сложных проектов ПС объемом в десятки и сотни тысяч строк, в которых участвуют десятки специалистов разной квалификации, необходимы организация, регламентирование технологии и унификация процессов деятельности каждого из них. Процессы на этом уровне заранее планируются, их выполнение контролируется. Этим достигается предсказуемость результатов и времени выполнения этапов, компонентов и проекта в целом. Основной особенностью уровня является наличие формализованных и документированных процессов управления проектами, которые пригодны для модернизации, а их результаты поддаются количественной оценке. На этом уровне акценты управления сосредоточиваются на предварительном упорядочении и регламентировании процессов создания, сопровождения и оценивания качества ПС. Однако для крупномасштабных проектов ПС с гарантированным качеством, риск провала может оставаться еще достаточно большим.

Уровень 3 – определенный – стандартизация процессов. При высоких требованиях заказчика и пользователей к конкретным характеристикам качества сложного ПС и к выполнению ограничений по использованию ресурсов, необходимо дальнейшее совершенствование и повышение уровня зрелости процессов ЖЦ ПС. Процессы ЖЦ ПС на этом уровне должны быть стандартизированы, и представлять собой единую технологическую систему, обязательную для всех подразделений. На основе единой технологии поддержки и обеспечения качества ЖЦ ПС, для каждого проекта могут разрабатываться дополнительные процессы последовательного оценивания качества продуктов с учетом их особенностей. Описание каждого процесса должно включать условия его выполнения, входные данные, рекомендации стандартов и процедуры выполнения, механизмы проверки качества результатов, выходные данные, условия и документы завершения процессов. В описания процессов включаются сведения об инструментальных средствах, необходимых для их выполнения, роль, ответственность и квалификация специалистов.

Уровень 4 – предсказуемый – количественное управление. Для реализации проектов сложных крупномасштабных ПС в жестко ограниченные сроки и с высоким гарантированным качеством необходимы активные меры для предотвращения и выявления дефектов и ошибок на всех этапах ЖЦ ПС. Управление должно обеспечивать выполнение процессов в соответствии с текущими требованиями к характеристикам качества компонентов и ПС в целом. На этом уровне должна применяться система детального поэтапного оценивания характеристик качества, как технологических процессов ЖЦ, так и самого создаваемого программного продукта и его компонентов. Должны разрабатываться и применяться универсальные методики количественной оценки реализации процессов и их качества. Одновременно с повышением сложности и требований к качеству ПС, следует совершенствовать управление проектами за счет сокращения текущих корректировок и исправлений дефектов при выполнении процессов. Результаты процессов становятся предсказуемыми по срокам и качеству в связи с тем, что они измеряются в ходе их выполнения и реализуются в рамках заданных ресурсных ограничений.

Уровень 5 – оптимизационный – непрерывное совершенствование и улучшение. Дальнейшее последовательное совершенствование и модернизация технологических процессов ЖЦ ПС для повышения качества их выполнения и расширение глубины контроля за их реализацией. Одна из основных целей этого уровня – сокращение проявлений и потерь от случайных дефектов и ошибок путем выявления сильных и слабых сторон используемых процессов. При этом приоритетным является анализ рисков, дефектов и отклонений от заданных требований заказчика. Эти данные также используются для снижения себестоимости ЖЦ особо сложных ПС в результате внедрения новых технологий и инструментария, а также для планирования и осуществления модернизации всех видов процессов. Технологические нововведения, которые могут принести наибольшую выгоду, должны стандартизироваться и адаптироваться в комплексную технологию обеспечения и оценивания системы качества предприятия и его продукции.

В 2002 году американский институт программной инженерии (SEI) опубликовал новую модель CMMI, уточняющую и совершенствующую предшествовавшие модели CMM, а также учитывающую основные требования существующих международных стандартов в области менеджмента ПС. Внедрение этой модели акцентировано на улучшении процессов управления проектами ПС, обеспечении их высокого качества и конкурентоспособности с основной целью – сделать процессы проектов более управляемыми, а результаты – предсказуемыми. Значительное внимание в CMMI уделяется процессам разработки и учету итераций требований заказчиков, их прослеживанию к функциям, компонентам, тестам и документам проекта.

Модель базируется на сохранении концепции пяти уровней зрелости CMM. Первый и пятый уровни отличаются значительной нестабильностью и неопределенностью процессов в различных проектах, поэтому при уточнении и детализации содержания процессов целесообразно ограничиваться тремя основными, средними уровнями (рис.5.1):

второй уровень – формализует базовое управление проектами: управление требованиями; планирование; мониторинг и контроль; измерение и анализ; обеспечение качества; управление конфигурацией;

третий уровень – содержит стандартизацию процессов: разработка требований; интеграция продукта; верификация; валидация; обеспечение стандартного процесса; обучение; интегрированное управление; управление рисками; анализ и разрешение проблем (устранение дефектов);

четвертый уровень – определяет количественное управление качеством процессов; количественное управление всем проектом и ресурсами.

Рекомендуется на каждом более высоком уровне зрелости применять все процессы предыдущих нижних уровней. Упорядочение и оценка используемых процессов в соответствии с уровнями, позволяет устанавливать производственный потенциал предприятий – разработчиков программных продуктов по прогнозируемому качеству результатов их деятельности и возможности сертификации. Это уменьшает зависимость заказчиков и пользователей от возможных недостатков исполнителей проектов и позволяет их выбирать с учетом прогнозируемого качества продуктов.

Практически все перечисленные процессы и требования, конкретизированные на трех выделенных уровнях модели CMMI, соответствуют регламентированным и детализированным в стандартах ISO 9001:2000, ISO/IEC 12207 и основных компонентах профиля стандартов ЖЦ сложных ПС (рис.2.2). Стандарты CMMI и ISO 9001:2000 во многом подобны по структуре и содержанию требований к организации и планированию ЖЦ ПС.

Требованиям в функциональных разделах 4–8 стандарта ISO 9001 могут быть сопоставлены подобные по содержанию разделы в модели CMMI (на рис.5.2 зона перекрытия содержания).

Общность процессов и требований CMMI и ISO 9001 состоит в подобии терминологии, структуры, рекомендуемых процессов управления, планирования, учета доступных ресурсов, оценивания организации специалистов. Некоторые требования в ISO 9001 и тем более положения и рекомендации почти всего профиля стандартов не покрываются содержанием требований в моделях CMMI. Требования ISO 9001 развиваются и детально комментируются процессами их реализации в стандарте ISO 9004:2000 и в представленном профиле, включающем около 40 стандартов (рис.2.2), что не предусмотрено в рекомендациях CMMI.

Таким образом, при практической реализации и обеспечении всего ЖЦ сложных ПС разработчикам и поставщикам целесообразно использовать полный профиль стандартов, а для оценивания заказчиками уровня менеджмента, организационного и технологического обеспечения проектов ПС применять конкретные рекомендации CMMI или ISO 9001:2000. Эти рекомендации могут эффективно использоваться при сертификации качества процессов на предприятиях, обеспечивающих ЖЦ ПС, как альтернатива или наряду с сертификацией по комплексу стандартов менеджмента ISO 9000 в зависимости от особенностей проекта и требований заявителя на сертификацию программного продукта и/или технологии обеспечения его ЖЦ.

Р ис.5.2. Общность процессов и требований стандартов и моделей зрелости