Переход от реального бизнес-процесса к учебному
Поскольку уже было определено, что реальные бизнес-процессы невозможно использовать при создании СКДИ, а вместо них требуются учебные, то необходимо рассмотреть сам процесс перехода от РБП к УБП. Прежде всего обратимся к самой концепции деловой игры, процесс проектирования деловой игры можно представить в виде структурной схемой, представленной на рисунке 1.2.
Исходными данными для проектирования ДИ является описание бизнес-процессов на реальных предприятиях. Применение процедур системного анализа предметной области к описаниям бизнес-процессов, дает возможность получить онтологию предметной области и модели унифицированных учебных бизнес-процессов. Сведения о УБП и компетенции, которые находятся в образовательном стандарте, используются для построения матрицы покрытия компетенций бизнес-процессами, и в дальнейшем, сценария деловой игры.
Особая роль сценария, заключается в выделении из моделей УБП необходимой информации, которая позволяет сконцентрировать внимание на использовании в деловой игре ситуационных практических задач, решение которых эффективно формирует выбранные компетенции.
В УБП разделяется на управляющие и не управляющие учебные бизнес процессы [2]. Ради наглядности данный факт был опущен в процессе разработки учебного бизнес-процесса, он будет рассмотрен в течение дальнейшей разработки СКДИ. Как уже говорилось в предыдущей части, необходимо выделить промежуточный шаг при переходе от реальных бизнес процессов к учебному. В концепции этот шаг отражен системным анализом предметной области. Рассмотрим этот этап более подробно (рис. 1.3).
Рисунок 1.2. Проектирование деловой игры
Рисунок 1.3. Процесс перехода от реального бизнес-процесса к учебному
Процесс анализа различных реальных бизнес-процессов и производственных стандартов позволяет выделить общие характеристики реальных бизнес-процессов, учесть допущенные в них ошибки при помощи стандартов, составив таким образом в определенной степени идеализированную модель рабочего бизнес-процесса. Также данный шаг позволяет определить онтологию предметной области и выделить различные ее наполнения, которые будут зависеть от рассматриваемых предприятий.
В совокупности, модель реального бизнес-процесса переведенная в учебную форму вместе с онтологией предметной области и различными ее наполнениями позволят создавать разнообразные сценарии. Под сценарием подразумевается набор, состоящий из учебного бизнес-процесса, онтологии и ее наполнения и определенных критериев оценки компетенций.
- Аннотация
- Введение
- Глава 1. Анализ учебных бизнес-процессов
- Особенности учебных бизнес-процессов
- Требования к учебному бизнес-процессу
- Переход от реального бизнес-процесса к учебному
- Разработка языка описания учебных бизнес-процессов
- Выводы по главе
- Глава 2. Реализация языка описания учебных бизнес-процессов
- Разработка метамоделей
- Создание графа метамодели
- Добавление нового объекта в модель
- Создание связей между объектами
- Создание визуальных представлений объектов
- Метамодель «Карта операций убп»
- Метамодель «Операция»
- Метамодель «Точка принятия решения»
- Визуальное описание бизнес-процесса
- Модель выдержки из реального бизнес процесса
- Модель карты операций учебного бизнес-процесса
- Модель операции
- Модель точки принятия решения
- Выводы по главе
- Заключение
- Библиографический список