Разработка языка описания учебных бизнес-процессов
На данном этапе работы был изучен процесс перехода от модели реального бизнес-процесса к учебному. Необходимо разработать такой язык описания, который будет удовлетворять всем изложенным ранее требованиям к учебным бизнес-процессам.
Ради наглядности рассмотрим идеализированный и унифицированный в необходимой степени абстрактный бизнес-процесс, который состоит из трех последовательных операций «А», «В» и «С». Также, пока не будем принимать во внимание экономические, временные и прочие характеристики данных операций, поскольку они не играют существенной роли при переходе к учебному бизнес-процессу. Тогда модель этого бизнес-процесса будет выглядеть следующим образом (рис. 1.4):
Рисунок 1.4. Модель абстрактного бизнес-процесса
Данный процесс является достаточно простым, так как необходимого результата можно достичь, выполнив всего лишь три последовательные операции – «А», «В» и «С». Теперь необходимо перевести его в учебную форму, основываясь на выдвинутых ранее требованиях к учебным бизнес-процессам.
Первым требованием является унифицированность учебного бизнес-процесса. Оно выполняется, поскольку согласно поставленным условиям модель рассматриваемого бизнес-процесса, на которой основывается учебный бизнес-процесс, в достаточной мере унифицирована. Аналогично выполняется и второе требование – идеализированность.
Третьим требованием является возможность бизнес-процесса в различных вариантах. Чтобы данное требование выполнялось, необходимо предоставить игроку определенную свободу действий, то есть перед каждым действием игрок должен самостоятельно решить, какая операция будет выполнятся следующей. Определим, что в модели учебного бизнес-процесса момент принятия решения игроком будет обозначаться фигурой «круг» и иметь собственное название – «точка принятия решения» (далее ТПР).
Теперь картина в значительной степени усложняется (рис. 1.5). Бизнес-процесс начинается с точки принятия решения, поскольку игрок сразу же волен выбирать операцию, которая будет выполнена первой. После же ее выполнения, перед игроком снова встает выбор, какую операцию исполнять следующей. Аналогичный выбор появляется и после второй операции, а так же после третьей и так далее до тех пор, пока бизнес-процесс не может считаться выполненным, или игрок выйдет за какие-либо наложенные на него ограничения (например, временные).
Рисунок 1.5. Модель учебного бизнес-процесса
Рассмотрим введенную на данном шаге структуру «Точка принятия решения». Она реализует механизм выбора действий игроком и, фактически, представляет собой диалог между игроком и моделируемой системой, в который первый сообщает системе свое решение. В это же время, система может предоставлять некоторую информацию и сообщать собственные характеристики, позволяющую игроку сделать свое решение более осознанным и обоснованным, а также реакцию на определенные решения игрока. Таким образом, окончательному выбору игрока может предшествовать диалог между системой и игроком. Однако игрок не всегда будет взаимодействовать с внутренними объектами бизнес-процесса, иногда ему придется работать с внешними объектами из окружения бизнес-процесса, например, с поставщиками или клиентами. Поэтому второго участника обозначенного диалога определим, как «оппонента» игрока.
На рисунке 1.6 изображен пример внутренней структуры «Точки принятия решения». Она состоит из чередующейся последовательности реакций оппонента и игрока. Они могут быть не однозначными, то есть на одни и те же действия игрока оппонент может реагировать по разному в зависимости от установленных для него условий. Результатом диалога игрока и его оппонента является некоторое принятое игроком решение, которое определяет следующую операцию в бизнес-процессе. Однако иногда определяющее решение может быть результатом реакции оппонента, которая исключает ответную реакцию игрока и означает конец диалога.
Рисунок 1.6. Декомпозиция точки принятия решения
Структура точки принятия решения такова, что она также позволяет реализовать проверку различных условий, которые могут встречаться в реальном бизнес-процессе. На данном этапе работы подобные объекты бизнес-процесса были опущены, однако механизм реализации проверки условия через «Точку Принятия Решения» будет более подробно рассмотрен в практической части работы.
Третьим требованием является возможность оценки действий игрока. Чтобы это требование было удовлетворено, необходимо каждой операции присвоить определенную оценку, которая должна основываться на предыдущих действиях игрока, а также на оценке текущего состояния системы, то есть, например, необходимо отслеживать выполнение некоторых условий (рис. 1.7):
Рисунок 1.7. Модель оцененного учебного бизнес-процесса
При выставлении этой оценки учитывался порядок действий игрока. Неверные по порядку операции получали «штрафные баллы». Таким образом, верная последовательность действий «АВС» получит ноль баллов, а результатом неверной последовательность, например, «BACABC» станет 1+0+2+0+0+0=3 штрафных балла. Кроме того, как только верная последовательность действий была выполнена в нужном порядке, при чем между правильными шагами могли находиться неправильные («bAcaBC»), то бизнес-процесс может считаться завершенным, так как достиг требуемого от него результата. Следует отметить, что подобная оценка действий игрока может отличаться в зависимости от бизнес-процесса и от набора компетенций и критериев.
В процессе дальнейшей разработки языка, было обнаружено, что оценивание операций является не совсем верным. Штрафные баллы для каждой операции будут изменяться в зависимости от различных условий и принятых игроком решений. Соответственно, целесообразным является оценка последних, поэтому штрафные баллы должны начисляться за сами решения и присваиваться финальным (результирующим) реакциям в точке принятия решения. Более подробно данный вопрос рассмотрен в практической части работы.
Динамическая оценка действий игрока в процессе деловой игры позволит добавить дополнительную учебную ценность к УБП, так как игроку, например, можно будет давать подсказки, когда тот набирает слишком много штрафных баллов.
Также необходимо оценивать действия игрока при принятии решений. Чтобы это было возможным, необходимо чтобы каждая реакция игрока могла быть ассоциирована с некоторой компетенцией или компетенциями. Далее эта связь должна содержать оценку компетентности игрока по соответствующим критериям. Результирующие реакции содержат оценку правильности сделанного выбора в соответствие с идеальным порядком операций в реальном бизнес-процессе.
В совокупности позволит точно определять уровень профессионализма игрока и степень овладения требуемыми компетенциями. На рисунке 1.8 представлена декомпозиция оцененной точки принятия решения.
Последним требованием, выдвигаемым к учебному бизнес-процессу, является ограниченность моделью реального бизнес-процесса и экспертной информацией. Требование можно считать удовлетворенным, поскольку учебный бизнес-процесс использует только те операции, которые были представлены в модели реального бизнес-процесса. Вся дополнительная информация, необходимая для построения диалогов между игроком и его оппонентами, а также для выставления оценки действиям игрока, должна быть получена у эксперта, составлявшего модель реального бизнес-процесса.
Рисунок 1.8. Декомпозиция оцененной точки принятия решения
В итоге, разработанный для описания учебных бизнес-процессов язык состоит из следующих объектов:
«Начало БП» - означает начало активности бизнес-процесса;
«Конец БП» - означает завершение активности бизнес-процесса и то, что все необходимые для достижения цели бизнес-процесса операции были выполнены;
«Операция» - некоторое действие, необходимое для достижения цели бизнес-процесса.
«Точка принятия решения» - означает момент принятия игроком решения о следующей операции, реализует механизм многовариантности развития событий в учебном бизнес-процессе, декомпозируется на:
«Начало БП» - означает начало активности бизнес-процесса, при котором сразу же появляется необходимость выбора следующей операции;
«Вызывающую операцию» - та операция, за которой наступает момент выбора следующей операции;
«Реакция» - означает некоторое решение или действие игрока или его оппонента, организует диалог между последними и приводит к результирующей операции или концу бизнес-процесса;
«Результирующая операция» - содержит один из возможных при данном стечении обстоятельств вариантов развития событий в бизнес-процессе;
«Завершение БП» - содержит один из возможных при данном стечении обстоятельств вариантов развития событий в бизнес-процессе, а именно его конец, то есть то, что все необходимые для достижения цели бизнес-процесса операции были выполнены.
Основным видом связи в разработанном языке описания учебных бизнес процессов является «Ассоциация» которая отражает порядок следования объектов. Кроме того, при декомпозиции объекта «Точка принятия решения» выделяется еще один вид связей «Ассоциация с оценкой», которая кроме порядка следования объектов также содержит оценку согласованности принятого игроком решения с реальным бизнес-процессом.
- Аннотация
- Введение
- Глава 1. Анализ учебных бизнес-процессов
- Особенности учебных бизнес-процессов
- Требования к учебному бизнес-процессу
- Переход от реального бизнес-процесса к учебному
- Разработка языка описания учебных бизнес-процессов
- Выводы по главе
- Глава 2. Реализация языка описания учебных бизнес-процессов
- Разработка метамоделей
- Создание графа метамодели
- Добавление нового объекта в модель
- Создание связей между объектами
- Создание визуальных представлений объектов
- Метамодель «Карта операций убп»
- Метамодель «Операция»
- Метамодель «Точка принятия решения»
- Визуальное описание бизнес-процесса
- Модель выдержки из реального бизнес процесса
- Модель карты операций учебного бизнес-процесса
- Модель операции
- Модель точки принятия решения
- Выводы по главе
- Заключение
- Библиографический список