logo
Курсовая по языку моделирования УБП

Особенности учебных бизнес-процессов

Проектируя деловую игру, необходимо учитывать то, что бизнес-процесс, переведенный в учебную форму, будет являться одним из ключевых компонентов студии компетентностных деловых игр. Это наглядно видно из структурной схемы самой СКДИ (рис. 1.1):

Рисунок 1.1. Структурная схема СКДИ

Учебные бизнес-процессы относятся к подсистеме проектирования, поскольку именно она предназначена для разработки сценариев деловых игр, моделей предметных областей, на базе которых выполняются сценарии, а также учебно-методических материалов для проведения игр и контрольно-измерительных материалов. Фактически, с этой подсистемы начинается работа всей деловой игры, целью которой является получение определенного уровня профессиональных компетенций в процессе реализации сценариев, определяемых моделями бизнес-процессов предметной области.

Для формирования определенных стандартами компетенций в рамках СКДИ, необходимо воссоздать условия, максимально близкие к производственным. Для имитации таких условий используется модель производственной деятельности, в которой отражены все этапы жизненного цикла предприятия [3]. Сама модель же, состоит из набора взаимосвязанных бизнес-процессов, которые описываются при помощи нотации, упомянутой в первой части данной главы и используются в качестве входных данных для подсистемы проектирования.

Стоит отметить почему же реальные бизнес-процессы, пусть и описанные в удобной форме, не представляют собой достаточной учебной ценности и не могут быть использованы в подсистеме проектирования. Причиной является то, что они по своей сути – жестко заданные алгоритмы. То есть, взглянув на такой бизнес-процесс, обучаемый сразу видит его «идеальное» состояние, в котором задана верная последовательность действий, позволяющая достичь нужного результата. Таким образом, если в рамках СКДИ будут использованы реальные бизнес процессы вместо учебных, то единственным результатом обучения будет воспроизведение знаний, полученных экспертом на основе исследования некой организации. Безусловно, и это будет являться вполне значимым достижением, однако в тот же момент будет противоречить одной из ключевых концепций СКДИ: использование модели производственной деятельности и «активного» обучения для формирования профессиональных компетенций, а не только лишь для передачи знаний [2].

Еще одной причиной, по которой модели реальных бизнес-процессов, выполняемых на предприятиях, не могут использоваться при проектировании деловых игр, является то, что на различных однотипных предприятиях бизнес-процессы, решающие одну задачу, могут отличаться друг от друга и содержать ошибки.
Поэтому первыми двумя особенностями учебного бизнес процесса является унифицированность и идеализированность. Под этим понимается то, что в УБП выделяются только инвариантные очищенные от возможных ошибок характеристики реального бизнес процесса, которые мало чем отличаются в разных реализациях этого бизнес процесса на разных предприятиях.

Проведение деловой игры предполагает, что студенты погружаются в атмосферу своей будущей профессиональной деятельности, которая моделируется непосредственно обучающей системой. Следовательно, системы должна учитывать многообразие жизненных ситуаций, возникающих в процессе реальной деятельности. Реальные бизнес-процессы не позволяют этого в виду собственной фиксированности, учебный же бизнес-процесс должен быть способен к обработке различных вариантов развития событий.

В ходе игры игроки вынуждены делать некоторые выборы, основываясь на своих теоретических знаниях и отрабатывая профессиональные компетенции. Соответственно, возникает необходимость предоставлять обучаемым определенную свободу выбора собственных действий в рамках описанного бизнес-процесса, а также оценивать и анализировать в последствии их действия во время игры для определения уровня овладения студентами профессиональными и коммуникативными компетенциями, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения [3].

Таким образом, чтобы учебный бизнес-процесс обладал учебной ценностью необходимо, чтобы являлся не строго фиксированной последовательность действий, а гибкой структурой, способной адекватно реагировать на принятые обучаемым решения. Свобода действий игрока является одним из ключевых аспектов деловой игры, а способность учебного бизнес-процесса учитывать различные варианты развития событий - третьей выделенной особенностью.

Сразу же можно сказать и о четвертой особенности – оценке действий игрока. Учебный бизнес-процесс должен быть способен предоставлять возможности для анализа сделанных игроком выборов и их динамической оценки. Под этим подразумевается то, что правильность тех или иных операций в рамках бизнес-процесса может варьироваться в зависимости от последовательности действий игрока, ключевых показателей системы и так далее.

Кроме того, поскольку учебный бизнес-процесс опирается на описание реального бизнес-процесса, то по сути является производным от него. Следовательно необходимо рассмотреть переход от реального бизнес-процесса к учебному. Для того, чтобы СКДИ сохраняла свою универсальность, то есть была способна к моделированию любой производственной деятельности, процесс перехода к учебному бизнес-процессу необходимо автоматизировать. УБП должен формироваться с минимальным человеческим участием, опираясь только на те данные, которые эксперт изложил в форме описания реального бизнес-процесса. Так появляется пятая особенность учебного бизнес-процесса: он должен использовать только предлагаемую описанием реального бизнес-процесса информацию, и ей же ограничиваться. Другими словами, учебный бизнес-процесс должен использовать только те операции, которые были упомянуты экспертом, нельзя исключать операции или действия из бизнес-процесса или добавлять новые в процессе перехода к УБП.

В совокупности, среди выделенных особенностей учебного бизнес-процесса оказались:

  1. унифицированность;

  2. идеализированность;

  3. различные варианты развития событий;

  4. динамическая оценка действий игрока по определенным показателям;

  5. ограниченность моделью реального бизнес-процесса и экспертной информацией.