Введение
Для наиболее качественного развития компетенций у обучаемого современный учебный процесс должен в необходимых пропорциях сочетать теорию и практику. Это получается далеко не всегда по причине того, что у обучаемого возникает разрыв между этими категориями знаний, что в результате снижает продуктивность обучения.
Часто процесс оценки знаний бывает субъективен, поскольку охватывает только часть необходимых компетенций. В настоящее время широкое распространение получило такое явление как «геймификация» обучения. Под самим термином «геймификация» понимается внедрение игровой механики в неигровые процессы, такие как, например, обучение [1]. Внедрение игровой механики подразумевает повышение вовлеченности игрока в процесс обучения, путем моделирования условий, с которыми обучаемому придется столкнутся в реальной жизни, а также последующей оценки действий игрока в соответствии с заданным набором компетенций и критериев. Кроме того, игра позволяет сделать процесс обучения и проверки квалификаций автономным. То есть, компании могут обучать новых сотрудников, не требуя при этом дополнительного вмешательства других сотрудников и объектов внешней среды (поставщиков, клиентов и т.д.), таким образом сокращая затраты.
В соответствие принципу «геймификации», был создан проект «Студия Компетентностных Деловых Игр» (далее СКДИ), который формировать и проверять компетенции, используя для этого деловые игры, построенные на основе реальных бизнес-процессов.
Компетентностная деловая игра – это информационная система, целью которой является получение определенного уровня профессиональных компетенций в процессе реализации сценариев, определяемых моделями бизнес-процессов предметной области [2]. СКДИ представляет собой набор взаимосвязанных подсистем, выполняющих различные функции. Данная работа является частью комплексной разработки подсистемы проектирования СКДИ.
Для того чтобы создать «реальную» обстановку в виртуальной среде, необходимо создать язык для описания бизнес-процессов, подходящий для любой деятельности, с помощью которого можно будет учесть различные нюансы активностей участников бизнес-процессов. Определим подобный язык, как язык описания учебных бизнес-процессов (далее УБП). Далее этот язык необходимо адаптировать таким образом, чтобы его можно было использовать в учебных целях.
Объектом данной работы являются способы построения моделей бизнес-процессов при проектировании деловых игр.
Предметом работы является универсальный язык описания учебных бизнес-процессов.
Целью работы является разработка универсального языка для описания учебных бизнес-процессов.
Для того чтобы достигнуть данной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
выявить особенности учебных бизнес-процессов;
сформировать требования к учебному бизнес-процессу, используемому в деловой игре;
описать процесс перехода от реального бизнес-процесса к учебному;
разработать язык описания учебных бизнес-процессов;
разработать метамодель языка описания учебного бизнес-процесса в среде MetaEdit+;
описать учебный бизнес-процесс в разработанной нотации.
- Аннотация
- Введение
- Глава 1. Анализ учебных бизнес-процессов
- Особенности учебных бизнес-процессов
- Требования к учебному бизнес-процессу
- Переход от реального бизнес-процесса к учебному
- Разработка языка описания учебных бизнес-процессов
- Выводы по главе
- Глава 2. Реализация языка описания учебных бизнес-процессов
- Разработка метамоделей
- Создание графа метамодели
- Добавление нового объекта в модель
- Создание связей между объектами
- Создание визуальных представлений объектов
- Метамодель «Карта операций убп»
- Метамодель «Операция»
- Метамодель «Точка принятия решения»
- Визуальное описание бизнес-процесса
- Модель выдержки из реального бизнес процесса
- Модель карты операций учебного бизнес-процесса
- Модель операции
- Модель точки принятия решения
- Выводы по главе
- Заключение
- Библиографический список