6. Оперативное регулирование экономичности горения в энергетических котлах24
Оптимизация экономичности процессов горения в топке энергетического котла является актуальной задачей, непосредственно связанной с минимизацией расхода топлива. Типовым подходом к решению данной задачи является регулирование соотношения «топливо-воздух» на входе топки котла по содержанию кислорода (О2) в дымовых газах25. Однако содержание О2 не является постоянным в процессе эксплуатации, так как его значение зависит от многих факторов: паровой нагрузки, качественного состава топлива, потерь теплоты с уходящими газами и др.
В этой связи представляется целесообразным осуществлять регулирование экономичности процесса горения по прямым показателям. Однако использование регулирования по прямым показателям экономичности котла обладает повышенной инерционностью. Этот недостаток особенно проявляется для котлов, работающих в условиях переменных характеристиках топлива. Подобные режимы характерны для котлов, в которых сжигаются вторичные энергетические ресурсы технологических производств.
В данной работе предлагается для оптимизации режима горения в топке котла использовать прогнозное значение КПД котла, которое позволяет понизить инерционность автоматической системы регулирования экономичности процесса горения.
1. Экстремальная автоматическая система регулирования экономичности процессов горения
Функциональная схема экстремальной автоматической системы регулирования экономичности процессов горения изображена на рис. 6.1. Система состоит из двух контуров. Внутренний контур образуют объект 1 регулирования и автоматический регулятор 2 подачи общего воздуха, действующий по упрощенной схеме пар Dп – воздух Gв. Внешний контур составляет объект 1 регулирования, экстремальное устройство 3 с входным сигналом по прогнозной оценке показателя экономичности процесса горения φпр(t), а также устройство выработки прогнозной оценки показателя экономичности процесса горения 4 с входным сигналом по тепловой мощности Qвх(t), вносимой в топку котла с топливом, и сигналом Yвых(t), характеризующим значение выходной тепловой мощности, который в вариантном исполнении может измеряться:
а) на выходе котла;
б) на выходе барабана для барабанных котлов;
в) как оценка тепловыделения в топке котла;
г) как сигнал, пропорциональный тепловосприятию топочных экранов.
Процесс автоматической оптимизации процесса горения в топке для энергетических котлов осуществляется следующим образом.
Рис. 6.1. Функциональная схема экстремальной
автоматической системы регулирования
Автоматический регулятор 2 подачи воздуха (рис. 6.1) действует как регулятор соотношения расход пара Dп – расход воздуха Gв и обеспечивает в первом приближении оптимум этого соотношения в статике в соответствии с режимной картой энергетического котла при постоянном расходе топлива. Далее экстремальное устройство 3, действующее по принципу запоминания и оценки экстремума по приращению, устраняет возможную статическую неточность регулятора 2 при действии на экономичность процесса горения изменяющихся во времени факторов и выводит систему регулирования в область экстремума сигнала по прогнозной оценке показателя экономичности процесса горения φпр(t) путем принудительного изменения в заданных пределах расхода воздуха, поступающего в топку энергетического котла.
Схема устройства выработки прогнозной оценки показателя экономичности процесса горения приведена на рис. 6.2.
Рис. 6.2. Схема устройства выработки прогнозной оценки показателя экономичности процесса горения
Здесь: БДП1 – блок динамической задержки сигнала Qвх(t) с передаточной функцией (где p = d/dt), соответствующей переходной функции h/(t); БДП2 – блок динамического опережения сигнала Yвых(t) с передаточной функцией , соответствующей переходной функции ; – блок деления; – входной сигнал Qвх(t) с динамическим запаздыванием на тактовый сдвиг τ; – выходной сигнал Yвых(t) с динамическим опережением на тактовый сдвиг τ.
На рис. 6.3 приведены типовые переходные функции, характеризующие динамические свойства энергетического котла и устройства выработки прогнозной оценки показателя экономичности процесса горения.
На рис. 6.3 введены следующие обозначения: hн(t) – нормированная переходная функция котла, определяемая по соотношению
,
где h(t) – переходная функция котла по выходному сигналу Yвых(t) при подаче с топливом на вход котла импульса тепловой мощности Qвх(t); – нормированная переходная функция, совпадающая с переходной функцией hн(t) в интервале [0; τ] и равная единице при t > τ; – нормированная переходная функция, совпадающая с переходной функцией hн(t) в интервале [τ; ∞).
Измерение прогнозной оценки показателя экономичности процесса горения в предлагаемом устройстве 4 (рис. 6.2) отличается от известных способов тем, что используется динамически синхронизированное отклонение сигнала выработки тепла на выходе котла к количеству тепла, внесенного в топку. Существующие подходы к решению данной задачи основаны, например, на использовании среднестатистической оценки показателя экономичности процесса горения:
,
где – среднее количество тепловой мощности, вносимой в топку котла с топливом за период наблюдения; – значение сигнала, характеризующего среднее количество выходной тепловой мощности, выработанной за период наблюдения.
Данная оценка является инерционной и не может служить для целей оперативной оптимизации процесса горения в топке энергетического котла.
Использование для указанной цели оценки показателя экономичности процесса горения по текущим значениям сигналов
некорректно, так как импульс тепловой мощности на входе котла проходит на выход котла с динамическим запаздыванием. Поэтому оба сигнала Qвх(t) и Yвых(t) являются динамически не синхронизированными.
Предлагается корректное измерение показателя экономичности процесса горения, основанное на динамической синхронизации сигналов процессов подачи теплой мощности с топливом на вход котла и выработки теплой мощности на выходе котла в соответствии со схемой устройства на рис. 6.2:
.
При этом величина тактового сдвига τ выбирается исходя из условий обеспечения требуемой скорости сходимости процесса поиска оптимального соотношения топливо-воздух и заданной точности прогноза.
2. Результаты расчетов
Сравнительные временные характеристики поиска оптимального значения КПД, получаемые в соответствии с предлагаемым способом и способом26, приведены на рис. 6.4.
Здесь представлены траектории выхода экстремального регулятора в область максимума показателя экономичности процесса горения: А0–А1–А2–А3–А4–…– для способа; А0–В1–В2–В3–В4–…– для предлагаемого способа. Шаги поиска экстремального регулятора равны интервалу времени Т1 переходного процесса hн(t) (см. рис. 6.3). Шаги поиска предлагаемого экстремального регулятора состоят из такта задержки τ, переходный процесс в котором соответствует переходной функции h/(t), и интервалу времени Тпр переходного процесса, соответствующего переходной функции обратного динамического оператора . Так как обратный динамический оператор дает прогнозную оценку показателя экономичности процесса горения, суммарный шаг поиска Т2 по заявленному способу будет меньше интервала времени Т1: Т2 < Т1. В итоге быстродействие системы экстремального регулирования по заявленному способу будет выше. Эксперименты с котлом типа ТП-200-1, показали, что при величине шага Т1 = 2 минуты величина шага Т2 соответствовала 0,8 минут.
Рис. 6.3. Типовые переходные функции
Рис. 6.4. Сравнительные временные характеристики поиска оптимального значения КПД
Выводы:
1. Для повышения эффективности процессов горения в топках энергетических котлов, работающих в резко выраженных динамических режимах, целесообразно использовать системы автоматической оптимизации по прямым показателям экономичности.
2. Использование в качестве критерия оптимизации прямых показателей экономичности, вычисляемых на основе статистических оценок, приводит к повышенной инерционности системы автоматического регулирования. Для решения быстродействия системы автоматической оптимизации целесообразно использовать прогнозные оценки показателей.
3. В работе предложена прогнозная оценка показателей экономичности, основанная на динамической синхронизации.
- Автоматизированные информационно-управляющие системы Учебное пособие
- Оглавление
- Часть I. Автоматизированные информационно-управляющие системы Основные понятия
- Глава 1. Информационно-управляющие системы реального времени §1.1. Особенности информационно-управляющих систем реального времени
- 1.1.1. Определение и основные характеристики информационно-управляющих систем реального времени
- 1.1.2. Операционные системы реального времени
- 1.1.3. Обзор систем реального времени
- §1.2. Построение информационно-управляющих систем реального времени на базе операционной системы qnx
- §1.3. Scada – системы
- §1.4. Scada – система trace mode
- 1.4.1. Обзор системы trace mode
- 1.4.2. Функциональная структура пакета
- 1.4.3. Обзор внедрения системы trace mode
- §1.5. Программно-технический комплекс DeltaV
- 1.5.1. Обзор системы DeltaV
- 1.5.2. Концепции системы DeltaV
- 1.5.3. Программные приложения DeltaV
- §1.6. Программно-технический комплекс Квинт
- 1.6.1. Описание
- 1.6.2. Структура программно-технического комплекса Квинт
- 1.6.3. Архитектура
- 1.6.4. Контроллеры
- 1.6.5. Рабочие станции
- 1.6.6. Сети
- 1.6.7. Система автоматизированного проектирования асу тп
- 1.6.8. Примеры внедрения
- §1.7. Системы автоматизации фирмы Siemens8
- 1.7.1. Состав программно-технического комплекса Totally Integrated Automation
- 1.7.2. Примеры автоматизации технологических процессов9
- §1.8. Системы автоматизации фирмы авв10
- 1.8.1. Основные направления деятельности
- 1.8.2. Системы управления, предлагаемые авв Автоматизация в России
- Глава 2. Обеспечивающие подсистемы информационно-управляющих систем и их характеристики §2.1. Программное обеспечение управления процессами
- 2.1.1. Реализация языков программирования стандарта мэк 6-1131/3 в системе trace mode
- 2.1.2. Описание языков программирования
- 2.1.3. Реализация регуляторов и объектов управления в scada-системе TraceMode
- §2.2. Программное обеспечение секвенциально-логического управления
- 2.2.1. Программируемые логические контроллеры
- 2.2.2. Языки программирования логических контроллеров
- 2.2.3. Пример реализации секвенциально-логических алгоритмов в trace mode
- §2.3. Средства идентификации и оптимизации
- 2.3.1. Идентификация характеристик технологических объектов
- 2.3.2. Идентификация характеристик технологических объектов с использованием стандартных методов Excel
- 2.3.3. Решение задачи оптимизация технологических объектов
- §2.4. Средства интеллектуального анализа данных
- 2.4.1. Общие представления о Data Mining13
- 2.4.2. Задачи Data Mining
- 2.4.3. Классы систем Data Mining
- 2.4.4. Основные этапы Data Mining
- Глава 3. Проектирование информационно-управляющих систем §3.1. Основные проблемы, системный подход и последовательность разработки
- §3.2. Адаптация информационно-управляющих систем к области применения
- §3.3. Информационные технологии проектирования иус
- §3.4. Концепции информационного моделирования
- Часть II. Примеры автоматизированных информационно-управляющих систем в управлении энергетической эффективностью технологических процессов
- 1. Оперативное управление технологическими процессами с прогнозом показателей энергетической эффективности16
- 2. Оперативное управление потоками энергетических ресурсов в производственных сетях с учетом динамики их аккумулирования19
- 3. Автоматизированная система диспетчерского управления теплоснабжением зданий на основе полевых технологий20
- 4. Паспортизация промышленных потребителей топливно-энергетических ресурсов с использованием средств автоматизации21
- 5. Оперативное управление экономичностью водяных тепловых сетей на основе макромоделирования22
- Подсистема автоматизированного анализа режимов теплоснабжения
- Методика анализа режимов тепловых сетей на основе макромоделирования
- Программное обеспечение анализа режимов тепловых сетей на основе макромоделирования
- 6. Оперативное регулирование экономичности горения в энергетических котлах24
- 7. Автоматизированный мониторинг тепловой экономичности оборудования электрических станций 27
- Резервы тепловой экономичности котлов
- Показатели энергетических ресурсов турбоагрегатов
- Резервы тепловой экономичности турбоагрегатов
- Оптимальное использование пара
- 8. Оптимизация нагрузки параллельно работающих турбоагрегатов по данным эксплуатации при неполных исходных данных28
- Постановка задачи оптимизации
- Решение задачи оптимизации
- Программа «тг-пар»
- Пример работы программы
- 9. Автоматизированная информационная система мониторинга остаточного ресурса энергетического оборудования30
- Методика оценки обобщенного остаточного ресурса энергетического оборудования
- Алгоритм оперативной оценки обобщенного остаточного ресурса энергооборудования с учетом состояния металла
- Программное обеспечение аис «Ресурс»
- 10. Автоматизированное управление процессами в охладительных установках электрических станций35
- Факторы, влияющие на охлаждение
- Устройство и основные характеристики градирен
- Оптимизация работы башенных градирен
- 11. Автоматизированная компрессорная установка41
- Математическое описание объекта управления
- Анализ вариантов установки пароструйного компрессора для подачи пара в деаэраторы энергокорпуса
- Автоматизированная система управления пароструйным компрессором
- 12. Лингвистический подход к оптимизации управления вельц-процессом45
- Алгоритм выделения области Парето-оптимальных режимов в информационной базе данных
- Нечеткие зависимости (лингвистические правила) в управлении процессом вельцевания
- 13. Энергетический менеджмент производства огнеупоров48
- Приложение. Обзор промышленных сетей
- 1. Протокол передачи данных modbus50
- 2. Протокол передачи данных bitbus
- 3. Протокол передачи данных anbus
- 4. Протокол передачи данных hart
- 5. Протокол передачи данных profibus52
- 5.1. Независимые от поставщика взаимодействия между промышленными объектами (Fieldbus Communication).
- 5.2. Семейство profibus
- 5.3. Основные характеристики profibus-fms и profibus-dp
- 5.3.1. Архитектура протокола profibus
- 5.3.2. Физический Уровень (1) протокола profibus
- 5.4.1. Прикладной Уровень (7)
- 5.4.2. Коммуникационная модель
- 5.4.3. Объекты коммуникации
- 5.4.4. Сервисные функции fms
- 6. Полевая шина foundation Fieldbus53