logo search
Титоренко издание-1

7.4. Технические решения банковских технологий

На уровне технического обеспечения банковские технологии должны строиться на современных требованиях к архитектуре аппаратных средств. К ним относятся: использование разнообразных телекоммуникационных средств связи, многомашинных комплексов, архитектуры клиент-сервер, применение локальных, региональных и глобальных скоростных сетей, унификация аппаратных решений.

Количество и состав используемых технических средств определяется интенсивностью и объемами информационных потоков, режимами работы и временными особенностями реализации функций банковской системы. Рост состава и объемов банковских услуг, числа филиалов, клиентов и связей заставляет банки приобретать более мощные компьютеры и более развитое техническое обеспечение. Получили распространение сетевые банковские технологии. Сетевой парк становится все более разнообразным. Следует отметить и ускоренное развитие средств межбанковской телекоммуникации.

Основой современного подхода технических решений в построении информационных технологий банков является архитектура «клиент - сервер». Она предполагает организацию технического обеспечения и разделения обработки информации между двумя компонентами, которые называются клиентом (рабочей станцией) и сервером. Обе части выполняются на разных по мощности компьютерах, объединенные сетью. При этом клиент посылает серверу запросы, а сервер их обслуживает. Такая технология реализуется в профессиональных СУБД, имеющих специальный язык структурированных запросов.

Одним из вариантов реализации технологии «клиент - сервер» является ее трехуровневая архитектура. В сети должны присутствовать как минимум три компьютера: клиентская часть (рабочая станция), сервер приложений и сервер базы данных. В клиентской частиорганизуется взаимодействие с пользователем (пользовательский интерфейс).Сервер приложенийреализует бизнес – процедуры для клиентской части.Сервер базы данныхобслуживает бизнес – процедуры, которые выступают в роли клиентов. Гибкость такой архитектуры в независимом и замене вычислительных и программных ресурсов на всех трех уровнях.

Для повышения надежности, отказоустойчивости технических решений в банковских АИТ практикуется объединение серверов в группы (кластеры). При этом ресурсы и нагрузка разделяются между серверами (узлами системы) так, что пользователь не знает, с каким конкретным сервером он работает в данный момент, а использование технических средств оказывается более эффективным.

Телекоммуникационная архитектура в автоматизированных технологиях банка определяет набор и структуру подсистем технического обеспечения, которые должны обеспечивать разнообразные типы взаимодействия для всех приложений (модулей) АБС (рис. 7.3). Возможны архитектуры в процессе создания АИТ согласуются с требованиями и условиями работы банка, определяемыми его бизнес – процессами. Предусматривается взаимодействие банка с внешними финансовыми и информационными структурами, с расчетно-клиринговыми палатами и центрами, биржами, РКЦ, с удаленными клиентами и другими банками и т.д. Телекоммуникационное обеспечение бизнес - процессов банка строится с учетом обслуживания своей корпоративной сети и доступа в любые другие локальные и глобальные сети. Из-за отсутствия на текущем этапе стандартов на прикладные взаимодействия обычно связь банка с внешними организациями осуществляется через шлюзы, например, почту, телекс или АРМы других фирм.

Банк

Внешние Шлюз Компонент Компонент

Силы Back-office Back-office Back-office

Каналы распространения услуг

Компонент Компонент

Front-office Front-office Front-office

Агент Агент

клиента клиента

Клиент Клиент

Рис. 7.3. Телекоммуникационная архитектура

Корпоративные сети того или иного банка выступают в качестве транспортной основы, на которой строится вся телекоммуникационная архитектура. В данной области существует множество решений для линий любого качества, включая защиту транспортного уровня и управление им. Реализация функционально полного набора банковских телекоммуникаций позволяет создавать единое информационное пространство. Возможно осуществлять интеграцию отделений , филиалов во всех приложениях банковских услуг, обеспечивать доставку услуг в любое место востребований и в любое время, в онлайновом и офлайновом режимах (непосредственной и регламентируемой связи). Итак, телекоммуникационные системы позволяют банку решать важнейшие задачи автоматизации – от чисто технических, как, например, обеспечение оптимальной производительности и прозрачности взаимодействия бизнес – процессов, до функциональных на наивысшем уровне банковского обслуживания.

Применение локальных, региональных и глобальных сетей в АБС предъявляет повышение требования к их надежности, а также защите и целостности данных. Уровень готовности и отказоустойчивости сетевых средств должен быть высоким, чтобы исключить возможность нарушения работоспособности при выходе из строя одного из сетевых компьютеров. Например, при организации взаимодействия с удаленными филиалами, пользователями надо предусматривать возможность перехода на дополнительные коммутируемые линии, дублирование основного канала связи или увеличение его пропускной способности.

Важным фактором, позволяющим сократить стоимость технической поддержки сети, является внедрение централизованной системы сетевого управления. Она предоставляет возможность дистанционного конфигурирования, контроля, устранения неисправностей и реализации ряда других функций. Интеграция технологий одного производителя сетевого оборудования, предоставляющего полный набор коммуникационных устройств (концентраторов, коммутаторов, маршрутизаторов) упрощает управление, администрирование, подготовку персонала, снижает суммарную стоимость оборудования, а также повышает эксплуатационную надежность системы в целом.

Модернизация сетевых инфраструктур играет существенную роль в процессе расширения банковских услуг, выхода банка на новые рынки. Весьма важным является внедрение мультипротокольных сетей межбанковского взаимодействия, которые позволяют организовать наиболее эффективный обмен информации.

Опыт показывает, что самым слабым звеном в вычислительных комплексах банков являются серверы. Наиболее перспективным из них – Unix– серверы. Серверы более низкого уровня, напримерIBMPC– серверы, требуют решений по расширению дисковой подсистемы, по предсказанию сбойных ситуаций и т.п.

Снижение стоимости компьютеров не приводит к сокращению расходов банка на поддержание информационной инфраструктуры. Увеличение числа автоматизированных рабочих мест, повышение их интеллектуального уровня, использование более сложного состава и более дорогих программных средств требуют дополнительных затрат. Стоимость владения системой – это показатель затрат на установку и поддержку компьютерной системы, и он примерно в шесть раз больше начальной цены приобретения. Стоимость владения складывается из расходов на установку программного обеспечения на компьютеры, включение их в сетевую среду, обеспечение совместимости, настройку операционной и многое другое из обязательных и неотложных задач, из которых складывается рабочее время системных специалистов по поддержанию и сопровождению комплекса технических средств.

7.5. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКАХ

Банк, являясь развивающимся во времени объектом, порождает как количественные изменения информационной среды (увеличение объемов обрабатываемых данных, числа пользователей и пр.), так и качественные (расширение спектра решаемых задач, изменение их характера). Адекватно построенная автоматизированная система должна на протяжении некоторого времени обеспечивать подобное развитие без проведения радикальных модификаций. Потенциальные возможности системы (или фундаментальные ограничения), как правило, сильно связаны с возможностями базовых программных средств, на основе которых она разработана. Поэтому первая группа требований к автоматизированной банковской системе (АБС) – это требования к базовому программному обеспечению (операционной системе, СУБД, средствам автоматизации программирования и др.).

Вторая группа требований к АБС характеризует качество ее прикладной части как собственно банковской системы, ее потребительские свойства. К ним следует отнести широту функционального диапазона, удобство интерфейса. Подобное качество системы связано с профессионализмом конкретных разработчиков и может сильно варьировать в рамках одних и тех же базовых программных средств.

Рассмотрение банковской практики позволило сформулировать следующие требования к базовым средствам. Необходимость обеспечения банковской системой многозадачного режима и многопользовательского доступа к данным. Под многозадачностью в данном случае понимается возможность запуска в системе автономных фоновых процессов, отчужденных от рабочего места оператора. Фоновые процессы могут исполнять задания по предварительной обработке документов, поступивших по телеканалу, формированию отчетов, выполнению проводок по обработанным документам и пр., и тем самым высвобождать от этих операций рабочие места специалистов. Подобный режим позволяет переложить на АИТ не только выполнение значительного количества стереотипных, рутинных операций по решению функциональных задач, но и обеспечить автоматизированный контроль за целостностью поступающих данных и тем самым повысить удобство, эффективность и, главное, надежность функционирования банковской системы. Кроме того, фоновые процессы позволяют банковской системе обеспечить выполнение сложных операций, требующих параллельных, протяженных во времени и взаимонезависимых действий. В частности, только многозадачный режим способен обеспечить реализацию в полной мере интегрированной банковской системы.

В последние годы в банковской деятельности обострилась проблема обеспечения безопасности данных. Она включает в себя несколько аспектов. Во-первых, это гибкая, многоуровневая и надежная регламентация полномочий пользователей. Ценность банковской информации предъявляет особые требования к защите данных от несанкционированного доступа, в том числе к контролю управления процессами, изменяющими состояние данных. Во-вторых, наличие средств для поддержания целостности и непротиворечивости данных. Подобные средства подразумевают возможность осуществления контроля вводимых данных, поддержки и контроля связей между данными, а также ввода и модификации данных в режиме транзакции – набор операций, обеспечивающих поддержание согласованности данных. В-третьих, присутствие в системе многофункциональных процедур архивации, восстановления и мониторинга данных при программных и аппаратных сбоях.

Отличительной чертой функционирования автоматизированных банковских систем являются необходимость обработки больших объемов данных в весьма сжатые сроки, что предъявляет требования к производительности. При этом основная тяжесть падает на операции ввода, чтения, записи и передачи данных. Все это предъявляет весьма жесткие требования к производительности СУБД и средств, обеспечивающих передачи данных. Кроме того, значительные объемы информации должны быть доступны специалисту банка в оперативном режиме для обеспечения возможностей анализа, прогнозирования, контроля и пр. Поэтому базовые средства должны быть в состоянии поддерживать доступ к большим и постоянно возрастающим объемам данных без потери производительности.

Поддержание производительности в условиях возрастающей нагрузки на систему зачастую приводит к необходимости перехода на более мощную аппаратную платформу (свойства «переносимости»). Поэтому базовые средства должны обеспечивать возможность переноса прикладной системы на новые аппаратные платформы без каких-либо глубоких изменений прикладного программного обеспечения.

Непременным атрибутом современной системы должно быть наличие в базовых средствах сетевых функций, обеспечивающих возможность объединения различных программных платформ и как следствие возможность гибкого расширения и наращивания системы – дополнения ее новыми рабочими жестами и новыми серверами различных классов.

Основными свойствами АБС в отношении прикладных, потребительских свойств являются: достаточная широта функционального набора, интегрированность, конфигурируемость, открытость и настраиваемость системы.

Перечень функций, реализуемых банковской системой, можно разделить на две части: обязательные функции и дополнительные функции. К первым отнесены те направления деятельности, которые, как правило, имеют место в любом коммерческом банке и должны в том или ином виде присутствовать в системе, выбор же вторых зависит от специализации банка.

Одним из основных результатов автоматизации банка должно стать качественное повышение уровня его управляемости. Решение этой задачи лежит на пути разработки полностью интегрированной системы, объединяющей все банковские процессы с использованием моделей и экономико-математических методов. Действительно, только такая система будет адекватно в динамике отражать все функциональные и информационные связи, существующие в банке, и позволит сформировать полную многоаспектную картину состояния банка. Кроме того, подобная система обеспечит доступ к данным любого уровня и тем самым не только предоставит всю необходимую информацию, но и даст возможность контролировать работу банка с желаемой степенью детализации. Полномасштабное отражение системой банковских бизнес - процессов позволит значительно повысить надежность и точность функционирования банка, прейти от интуитивного к формализованному управлению.

Возможность приобретения систем различных конфигураций представляет заметный интерес для пользователей. Поэтому при рассмотрении системы важно учитывать такие ее характеристики, как набор модулей и реализуемых ими функций, степень автономности модулей, наличие межмодульного взаимодействия и формы его реализации (почта между модулями, пересылка управляющих сообщений и пр.), возможные конфигурации системы, ее минимальный состав, независимо функционирующие части, варианты расширения.

Открытостьсистемы предполагает наличие в нем средств для развития и модификации:CASE- средства, 4GL– средства (языков четвертого поколения),шлюзов для привязки внешних (написанных не разработчиком) процедур, генераторов запросов, процедур импорта/экспорта данных. Потребность во внесении изменений возникает в банке достаточно часто. Однако привлечение фирмы-разработчика для осуществления модификаций не всегда оказывается возможным. Препятствиями могут быть срочность внесения изменений, финансовые ограничения, соображения коммерческой тайны (если речь идет об отражении в системе элементов новой технологии), географическая удаленность от разработчика и пр. В этих условиях только открытость способна обеспечить развитие системы собственными силами и поддержание соответствия компьютерных систем изменяющимся условиям.

Настраиваемостьсистемы необходима для адаптации к технологии конкретного банка. Необходимость настройки обычно возникает при установке АБС в банке, но может быть и следствием технологических изменений в операциях банков. В последнем случае настраиваемость непосредственно граничит с открытостью АБС. Настраиваемость предполагает наличие в системе набора параметров и шаблонов – шаблонов операций, договоров и других текстовых документов. Кроме того, настраиваемость предполагает возможность процедурной настройки системы: регламентацию прав пользователей, конфигурирование рабочих мест, определение набора процедур при открытии и закрытии операционного дня.

Сформулированный перечень требований позволяет провести оценку банковских систем и как следствие их сравнительный анализ (что и представляет основной интерес для потребителя программной продукции). Однако в действительности сравнительная оценка рассматриваемых банковских систем проявляется как в архитектуре и выборе базовых программных средств (от MSDOSдоUNIX), так и в функциональных возможностях. Диапазон архитектурных решений весьма широк от набора практически независимых локально функционирующих подсистем до полностью интегрированных комплексов. При этом соответствующие друг другу подсистемы в комплексах различных производителей могут иметь различное функциональное наполнение. Даже такое классическое понятие, как операционный день, трактуется широко. Например, формирование отчетности может включаться в эту подсистему, а может быть вынесено в отдельный функциональный модуль, операционный день может быть снабжен функциями по открытию и закрытию счетов, либо эти действия могут производиться из специального административного блока и т.д.

К факторам, формирующим оценочную шкалу конкретных пользователей, помимо перечисленных выше относительно объективных требований, следует добавить и субъективные, но весьма важные для покупателя моменту: соответствие конкретной банковской системы технологии, принято в банке – покупателе, стоимость системы (которая во многих случаях сводит на нет ее прочие объективные преимущества), степень доверия к фирме-производителю. Последний показатель может, например, формироваться на основе данных о числе установок системы, значимости банков, использующих данные АБС, а также отзывов о ее работе.

Большинство эксплуатируемых в настоящее время банковских систем являются DOS– комплексами, функционирующими либо в локальном режиме, либо в сетевом (в конфигурации «файл-сервер»). В то же время на рынке АБС все отчетливее обозначается присутствие систем на основе многоплатформенных СУБД (обычно не вполне правильно называемых банковскимиUNIX– системами ). И хотя общее количество установок подобных комплексов не привело и сотни,UNIX– системы считаются весьма перспективной ветвью АБС.

Однако при сопоставлении возможных решений (DOS,UNIX,WindowsNTи пр.) зачастую упускается из виду ценовой аспект проблемы, связанный с затратами потребителя на приобретение и сопровождение системы: стоимость базовых программных средств, вычислительной техники, цена собственно системы, оплата персонала. Считается, что по этим позициямDOS– системы существенно привлекательнее для значительной части малых и средних банков.

Следует учитывать и традицию: программно-технические системы DOS/IBMPCдоминируют в нашей стране уже многие годы (и не только в банковской сфере), поэтому переход к иным решениям требует серьезной мотивации. Однако последняя в большинстве случаев как раз и отсутствует. Дело в том, что, несмотря на очевидные принципиальные недостатки,DOS– комплексы довольно успешно справляются с поставленными перед ними задачами в большом числе банков. Рассмотрим претензии, обычно предъявляемыеDOS– системам.

  1. Недостаточная производительность, невозможность поддержки

больших объемов данных. Дело в том, что основная часть коммерческих банков весьма молода. Объем накопленных ха это время данных и текущий документооборот обычно не настолько велики, чтобы не соответствовать системамDOSв отношении как поддержки, так и производительности. Однако в тех случаях, когда решается вопрос совершенствования АИТ, качество системы может быть улучшено путем замены сервера сети на более мощный, что обеспечивает системе запас прочности на достаточно долгий срок.

Ситуации, в которых персональные СУБД выходят на функциональные ограничения, характерны в настоящее время для относительно небольшого числа крупных банков. В частности, серьезные проблемы у DOS – систем возникают при необходимости поддержки таблиц, включающих миллионы записей (а именно это может потребовать при обслуживании физических лиц – акционеров, вкладчиков), при увеличении числа рабочих мест в сети до ста и выше (архитектура «файл-сервер» порождает большой трафик).

2. Невозможность обеспечения безопасности данных на должном уровне. Эта проблема осознается большинством банков, но при этом зачастую она просто игнорируется. Решающим фактором служат стоимостные соображения, а проблема безопасности данных частично устраняется организационно-техническими мерами: установкой источников бесперебойного питания, соблюдением регламента системных работ, персональным контролем за использованием вычислительных средств и пр. Острота ситуации во многом ослабляется неразвитостью систем телекоммуникаций в нашей стране, в силу чего проблемы, связанные с «электронным взломом», пока не слишком актуальны.

3. Ограниченность архитектурных средств. Эта проблема возникает, когда для реализации тех или иных банковских операций необходимо наличие нескольких взаимодействующих и протяженных во времени процессов. В рамкахDOSа задача обычно решается выделением под каждый процесс станции локальной сети. Подобное решение имеет очевидные ограничения. Однако на начальном этапе развития банка сложные операции выполняются не слишком часто, поэтому данный недостаток не очень ощутим.

Таким образом, недостатки DOS – комплексов способны проявиться на этапе перехода банка в класс выше среднего. В тоже время DOS – системы покрывают сегодняшние потребности многих малых и средних банков, являясь приемлемым компромиссом малой стоимости и ограниченных возможностей.

В качестве ступени, следующей за DOS – комплексами, можно рекомендовать системы, построенные в архитектуре “клиент-сервер” в рамках Novell NetWare. Предложенные фирмой Novell средства прикладных разработок (AppWare) позволяют в ближайшее время существенно повысить качество таких систем. Следует отметить также готовность отечественных потребителей к решению проблемы в рамках Novell NetWare, обусловленную как парком имеющейся вычислительной техники, так и опытом и специализацией рабочих в банках программистов. Можно ожидать, что автоматизированные компьютерные системы подобного типа станут достаточно массовыми в ближайшее время и сохранят это положение надолго.

Что касается АБС, разработанных на основе многоплатформенных СУБД, то они практически свободны от обсуждавшихся выше проблем, но сталкиваются с преградами иного, ценного, плана. Стоимость базовых программных средств и требуемой для их эффективного функционирования вычислительной техники может на порядок превышать аналогичные показатели для рассмотренных выше решений. Поэтому потребителями АБС данного класса в ближайшем будущем, несомненно, будут крупные и, возможно, некоторая часть средних банков.

От быстрой разработки пользовательских приложений (прикладных программ) выигрывает любая область бизнеса, но для банков это особенно актуально. В первую очередь это относится к фондовым операциям, при которых фактор времени имеет решающее значение. Средства работы с новыми финансовыми инструментами должны разрабатываться быстро. В области автоматизированной разработки программного обеспечения существуют разнообразные подходы и средства. Они способствуют развитию новых форм банковских услуг и бизнеса. Их новых языковых средств такого рода следует обратить внимание на средств Java. Java – это независящая от аппаратных платформ и операционных средств объективно-ориентированная языковая среда для программирования компактных сетевых приложений. Java позволяет работать на больших компьютерах, подключаться к сети простыми техническими средствами, предоставляет возможность работы Java-приложений как в сети Internet, так и в корпоративных сетях.

Если техническое обеспечение АБС в России, как правило, полностью зарубежное, то в программном обеспечении доля зарубежных систем значительно меньше. На отечественном рынке программных средств действуют несколько десятков поставщиков. Кроме того, ряд банков (около 50%) разрабатывают собственное программное обеспечение. Качественная эволюция деятельности банков, их возрастающие требования и финансовые возможности будут развивать и направлять подходы к организации программного обеспечения банковских технологий.