logo search
Титоренко издание-1

4.9 Интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных

Многообразие компьютерных сетей и форм взаимодействия ПК порождает насущную проблему их интеграции или по крайней ме­ре соединения на уровне обмена сообщениями.

В распределенных системах используются три интегрированные технологии.

1. Технология «клиент — сервер».

2. Технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей.

3. Технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.

Основная форма взаимодействия ПК в сети - это «клиент — сервер». Обычно один ПК в сети располагает информационно-вычислительными ресурсами (такими, как процессоры, файловая система, почтовая служба, служба печати, база данных), а другие ПК пользуются ими. Компьютер, управляющий тем или иным ре­сурсом, принято называть сервером этого ресурса, а компьютер, желающий им воспользоваться, — клиентом. Если ресурсом явля­ются базы данных, то говорят о сервере баз данных, назначение которого обслуживать запросы клиентов, связанные с обработкой данных; если ресурс — файловая система, то говорят о файловом сервере или файл-сервере и тд.

Технология «клиент — сервер», получает все большее распро­странение, но реализация технологии в конкретных программных продуктах существенно различается.

Один из основных принципов технологии «клиент — сервер», заключается в разделении операций обработки данных на три группы, имеющие различную природу. Первая группа - это ввод и отображение данных. Вторая группа объединяет прикладные опе­рации обработки данных, характерные для решения задач данной предметной области. Наконец, к третьей группе относятся опера­ции хранения и управления данными (базами данных или файло­выми системами).

Согласно этой классификации в любом техпроцессе можно вы­делить программы трех видов:

• программы представления, реализующие операции первой группы;

• прикладные программы, поддерживающие операции второй группы;

• пр01раммы доступа к информационным ресурсам, реализую­щие операции третьей группы.

В соответствии с этим выделяют три модели реализации техно­логии «клиент — сервер»:

1. модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access -RDA);

2. модель сервера базы данных (DataBase Seiver — DBS);

3. модель сервера приложений (Application Seiver — AS). В RDA-модели программы представления и прикладные про­граммы объединены и выполняются на компьютере-клиенте, кото­рый поддерживает как операции ввода и отображения данных, так и прикладные операции. Доступ к информационным ресурсам обеспечивается или операторами языка SQL, если речь идет о базах данных, или вызовами функций специальной библиотеки. Запросы к информационным ресурсам направляются по сети удаленному компьютеру, например серверу базы данных, который обрабатыва­ет запросы и возвращает клиенту необходимые для обработки бло­ки данных (рис. 4.4).

Компонент Прикладной Компонент дос-

представления компонент типа к ресурсам

Клиент SQL Сервер

Сервер Рис. 4.4. Моде» доступа к удаленным данным

DBS-модель строится в предположении, что программы, вы­полняемые на компьютере-клиенте, ограничиваются вводом и ото­бражением, а прикладные программы реализованы в процедурах базы данных и хранятся непосредственно на компьютере-сервере базы данных вместе с программами, управляющими и доступом к данным — ядру СУБД (рис. 4.5).

Компонент Прикладной Компонент дос-

представления компонент SQL тупа к ресурсам

Клиент Сервер

Рис. 4.5. Модель сервера базы данных

На практике часто используются смешанные модели, когда поддержка целостности базы данных и простейшие операции об­работки данных поддерживаются хранимыми процедурами (DBS-модель), а более сложные операции выполняются непосредственно прикладной программой, которая выполняется на компьютере-клиенте (RDA-модель).

В AS-модели программа, выполняемая на компьютере-клиенте, решает задачу ввода и отображения данных, т. е. реализует опера­ции первой группы. Прикладные программы выполняются одним либо 1руппой серверов приложений (удаленный компьютер или несколько компьютеров). Доступ к информационным ресурсам, необходимым для решения прикладных задач, обеспечивается так же, как и в RDA-модели. Прикладные программы обеспечивают доступ к ресурсам различных типов — базам данных, индексиро­ванным файлам, очередям и др. RDA- и DBS-модели опираются на двухзвенную схему разделений операций. В AS-модели реализо­вана трехзвениая схема разделения операций, 1Де прикладная программа выделена как важнейшая (рис. 4.6).

Компонент Прикладной Компонент дос-

представления компонент тупа к ресурсам

API SQL

Клиент Сервер Сервер

Рис. 4.6. Модель сервера яршожеяяв

Главное преимущество RDA-модели состоит в том, что она представляет множество инструментальных средств, которые обеспе­чивают быстрое создание приложений, работающих с SQL-ориен-тированными СУБД. Иными словами, основное достоинство RDA-модели заключается в унификации и широком выборе средств раз­работки приложений. Подавляющее большинство этих средств разработки на языках четвертого поколения, включая и средства автоматизации программирования, обеспечивает разработку при­кладных программ и операций представления.

Несмотря на широкое распространение, RDA-модель посте­пенно уступает место более технологичной DBS-модели. Послед­няя реализована в некоторых реляционных СУБД (Ingres, SyBase, Oracle).

В DBS-модели приложение является распределенным. Про-граммы представления выполняются на компьютере-клиенте, в то время как прикладные программы решения задач оформлены как набор хранимых процедур и функционируют на компьютере-сервере ВД. Преимущества DBS-модели перед RDA-моделыо оче­видны: это и возможность централизоваиного администрирования решения экономических задач, и снижение напряженности, и воз­можность разделения процедуры между несколькими приложения­ми, и экономия ресурсов ПК за счет использования однажды со­зданного плана выполнения процедуры.

Основным элементом принятой в AS-модели трехзвенной схе­мы является сервер приложения. Он реализует несколько приклад­ных функций, каждая из которых оформлена как служба и предос­тавляет услуги всем программам, которые желают и Moiyr ими воспользоваться. Серверов приложений может быть несколько, и каждый из них предоставляет определенный набор услуг. Любая программа, которая пользуется ими, рассматривается как клиент приложения. Детали реализации прикладных программ в сервере приложений полностью скрыты от клиента приложения.

AS-модель имеет универсальный характер. Четкое разграничение логических компонентов и рациональный выбор программных средств для их реализации обеспечивают модели такой уровень гибкости и от­крытости, который пока недостижим в RDA- и DBS-моделях. Именно AS-модель используется в качестве фундамента относительно нового вида программного обеспечения — мониторов транзакций.

Мониторы обработки транзакций (Transaction Processing Monitor - ТРМ), или просто мониторы транзакций, - програм­мные системы, обеспечивающие эффективное управление инфор­мационно-вычислительными ресурсами в распределенной сети, представляют собой гибкую, открытую среду для разработки и управления мобильными приложениями, ориентированными на оперативную обработку распределенных транзакций.

Понятия транзакции в ТРМ и в традиционных СУБД несколь­ко различны. Транзакция в СУБД — это атомарное действие над базой данных. В ТРМ транзакция трактуется гораздо шире: она включает не только операции с данными, но и любые другие дей­ствия — передачу сообщений, запись в индексированные файлы, опрос датчиков и тд. Это и позволяет реализовывать в ТРМ при­кладные действия предметной области (СУБД это сделать не в со­стоянии).

ТРМ обладают возможностями, которые существенно снижают стоимость обработки данных в режиме on-line. Небольшие затраты на приобретение ТРМ компенсируются экономией на СУБД. Как правило, стоимость современных СУБД рассчитывается исходя из числа одновременных подключений. Экономист-пользователь счи­тается подключенным к СУБД начиная с момента открытия сеанса с базой данных и заканчивая ее закрытием. В течение сеанса СУБД считает пользователя активным и вынуждена хранить факт его подключения даже в том случае, если пользователь вообще не направляет запросов СУБД, а решает свои внутренние задачи.

Основная функция ТРМ — обеспечить быструю обработку за­просов, поступающих к AS от множества клиентов — сотен и даже тысяч.

Эффективная обработка сообщений может быть повышена за счет использования систем управления очередями. Разработчики ТРМ обычно включают в арсенал своих систем специальный ме­неджер ресурсов, отвечающий за управление очередями.

Управление очередями возложено на специальную программу. Помещение в очередь и выборка из них — прерогатива серверов, которые запрашивают менеджер очередей для выполнения соот­ветствующих действий.

Упрощенно работа с очередями выглядит следующим образом. Пользователь посылает запрос конкретной службе (выделенному серверу), который помещает сообщение в очередь запросов к дан­ной службе. Другой сервер извлекает сообщение из очереди запро­сов, выполняет предписанные действия и формирует ответ на за­прос также в виде сообщения, посылая его в очередь ответов.

Возможность хранения очередей сообщений в долговременной памяти позволяет говорить о практически стопроцентной надеж­ности взаимодействия клиента и сервера. В случае сбоя ПК все со­общения сохраняются, а их обработка возобновляется с той точки, где произошел сбой.

На современном рынке мониторов транзакций наиболее попу­лярными являются такие системы, как ACMS (DEC), CICS (IBM), TOP END (NCR), PATHWAY (Tandem), ENCINA (Transarc), TUXEDO System (USL).

Среди сетевого программного обеспечения (СПО)можно вы­делить три класса систем: слабые, средние и серьезные. К пер­вому классу принадлежат программы типа Lap Link или типа коммуникационных средств программы Norton Commander.

Они обычно занимают минимум ресурсов сервера и соединяют с сервером только одну машину.

Ко второму классу СПО относятся программы типа Lantastic, NetWare Lite и Lansmart. Такие СПО обычно позволяют вылощить большинство сетевых задач. При старте программы выделяется компьютер-сервер сети. В таких сетях ПК тоже потребляют доста­точно мало ресурсов сервера. Обычно пользователь может работать в MS DOS параллельно с СПО.

Для систем первых двух классов характерно то, что для доступа к ресурсам компьютера-сервера щнлрамма-сервер использует обычно средства MS DOS, под управлением которых работает сер­вер. СПО третьего класса работают достаточно независимо от MS DOS и часто используют свои драйверы низкого уровня для досту­па к ресурсам сервера.

Следует различать чистые операционные системы (например, UNIX) и сетевые операционные системы (например, NetWare). В первых обычно значительно более развиты многозадачные тради­ционные возможности. Можно сказать, что UNDC — это операци­онная система, в которую добавили средства обеспечения локаль­ной сети, a NetWare есть система разделения ресурсов, в которую добавили средства операционной системы.

К третьему классу относятся СПО NetWare фирмы Novell, Banyan Vines.

Перечень некоторых сетевых операционных систем с указани­ем их производителей приведен в табл. 4.5.

Таблица 4.5. Пхрринь сететго нраумммтго обеспечения

Операционная система Фирма-производитель

Apple Talk Apple

LANtastic Artisoft

NetWare Novell

NetWare Lite Novell

Personal NetWare Novell

NFS Sim Microsystems

OS/2 IAN Manager Microsoft

OS/2 LAN Server IBM

Windows NT Advanced Server Microsoft

POWERiusion Performance Technology

POWERLan Performance Technology