logo search
Сергей А

Обучение сети арт.

В начале функционирования все веса B и T нейронов, а также параметр сходства получают начальные значения. Согласно теории АРТ, эти значения должны удовлетворять условию

где m - число компонент входного вектора X, значение L>1 (например L=2). Такой выбор весов будет приводить к устойчивому обучению. Уровень сходства выбирается на основе требований решаемой задачи. При высоких значениях этого параметра будет сформировано большое число категорий, к каждой из которых будут относиться только очень похожие вектора. При низком уровнесеть сформирует небольшое число категорий с высокой степенью обобщения.

Процесс обучения происходит без учителя, на основе самоорганизации. Обучение производится для весов нейрона-победителя в случае как успешной, так и неуспеншной классификации. При этом веса вектора B стремятся к нормализованной величине компонент вектора C:

При этом роль нормализации компонент крайне важна. Вектора с большим число единиц приводят к небольшим значениям весов b, и наоборот. Таким образом, произведение

оказывается масштабированным. Масштабирование приводит к тому, что возможно правильное различение векторов, даже если один является подмножеством другого. Пусть нейрон X1 соответствует образу (100000), а нейрон X2 - образу (111100). Эти образы являются, очевидно, различными. При обучении без нормализации (т.е. bici) при поступлении в сеть первого образа, он даст одинаковые скалярные произведения, равные 1, как с весами нейрона X1, так и X2. Нейрон X2, в присутствии небольших шумовых отклонений в значениях весов, может выиграть конкуренцию. При этом веса его вектора T устаноятся равными (100000), и образ (111100) будет безвозвратно "забыт" сетью.

При применении нормализации исходные скалярные произведения будут равны единице для нейрона X1, и значению 2/5 для нейрона X2 (при L=2). Тем самым, нейрон X1 заслуженно и легко выиграет конкурентное соревнование.

Компоненты вектора T, как уже говорилось, при обучении устанавливаются равными соответвующим значениям вектора C. Следует подчеркнуть, что это процесс необратим. Если какая-то из компонент tjоказалась равной нулю, то при дальнейшем обучении на фазах сравнения соотвествующая компонента cjникогда не получит подкрепления от tj=0 по правилу 2/3, и, следовательно, единичное значение tjне может быть восстановлено. Обучение, таким образом, сопровождается занулением все большего числа компонент вектора T, оставшиеся ненулевыми компоненты определяют множество критических черт данной категории. Эта особенность проиллюстрирована на Рис. 11.3.

Рис. 11.3. Обучающие образы C и сформированный вектор критических черт T - минимальный набор общих элементов категории.

В оригинальной работе обучение рассматривается в терминах дифференциальных уравне-ний, из которых указанные нами значения получаются в виде предельных.

Остановимся теперь кратко на основных теоремах теории АРТ, характеризующих обучение и функционирование сети. Некоторые из них нами уже упоминались в тексте.