logo
Сергей А

Дилемма стабильности-пластичности восприятия.

Проблема стабильности-пластичности является одной из самых сложных и трудно решаемых задач при построении искусственных систем, моделирующих восприятие. Характер восприятия внешнего мира живыми организмами (и, прежде всего, человеком) постоянно связан с решением дилеммы, является ли некоторый образ "новой" информацией, и следовательно реакция на него должна быть поисково-познавательной, с сохранением этого образа в памяти, либо этот образ является вариантом "старой", уже знакомой картиной, и в этом случае реакция организма должна соотвествовать ранее накопленному опыту. Специальное запоминание этого образа в последнем случае не требуется. Таким образом, восприятие одновременно пластично, адаптированно к новой информации, и при этом оно стабильно, то есть не разрушает память о старых образах.

Рассмотренные на предыдущих лекциях нейронные системы не приспособлены к решению этой задачи. Так например, многослойный персептрон, обучающийся по методу обратного распространения, запоминает весь пакет обучающей информации, при этом образы обучающей выборки пред'являются в процессе обучения многократно. Попытки затем обучить персептрон новому образу приведут к модификации синаптических связей с неконтролируемым, вообще говоря, разрушением структуры памяти о предыдущих образах. Таким образом, персептрон не способен к запоминанию новой информации, необходимо полное переобучение сети.

Аналогичная ситуация имеет место и в сетях Кохонена и Липпмана-Хемминга, обучающихся на основе самоорганизации. Данные сети всегда выдают положительный результат при классификации. Тем самым, эти нейронные сети не в состоянии отделить новые образы от искаженных или зашумленных версий старых образов.

Исследования по проблеме стабильности-пластичности, выполненные в Центре Адаптивных Систем Бостонского университета под руководством Стефана Гроссберга, привели к построению теории адаптивного резонанса (АРТ) и созданию нейросетевых архитектур нового типа на ее основе. Мы переходим к рассмотрению общих положений АРТ, выдвинутых С.Гроссбергом в 1976 г. и подробно изложенных в основополагающей работе 1987 г (S.Grossberg, G.Carpenter, 1987).