logo search
ИванВладимирович / Лекции

5.4. Динамика роботов.

При описании динамических свойств робота обычно рассматри­вают отдельно:

Для получения уравнений динамики используются различные под­ходы. Рассмотрим динамическую модель манипулятора, полученную на основе уравнений Лагранжа II-го рода,

(5,1)

где k = 1, 2, ... , N; L = К-П – функция Лагранжа; К – кинетическая энергия системы; П – потенциальная энергия системы; Fk – обобщенная сила, отнесенная к k-тому звену; qk – обобщенная координата k-того звена.

Опуская сложные выкладки, запишем уравнение динамики работы манипулятора в виде:

(5.2)

где ;

(5.3)

где Fi – матрица преобразования i-го звена, описывающая его положение в системе координат О0, x0y0z0; tr – след матрицы, равный сумме ее диа­гональных элементов; Hi – матрица инерции i-го звена; N – число под­вижных звеньев; mi - масса i-го звена; GT – вектор ускорения свободного падения, т.е.

GT = [0, 0, g, 0];

Riц – радиус-вектор центра масс i-го звена в соответствующей ему системе координат.

Приведенное уравнение показывает сложность управления мани­пулятором. Однако, системы управления роботами разрабатываются не с учетом указанной модели манипулятора, а в первую очередь на основе уравнений динамики приводов, которые формируют управляющие воз­действия на вход манипулятора с учетом данной модели, получаемой специалистами соответствующего профиля.

Вид уравнений динамического привода, связывающих управляю­щие воздействия с развиваемыми моментами (усилиями) определяется с учетом выбранного варианта учета нелинейностей привода. В качестве примера рассмотрим линеаризованную модель привода, механическая часть которого считается абсолютно жесткой.

Динамика линеаризованного привода описывается следующей сис­темой уравнений:

kyk×Ayk(p)wДХk(t) = vk(t), (5.4)

где ;kyk – коэффициент пропорциональности; Ayk(p) – оператор­ный многочлен, характеризующий инерционность усилителя; wДХk(t) – угловая (или линейная) скорость, зависящая от управляющего воздейст­вия vk(t);

kДk­×ВДk(p)МДk(t) = wДХk(t) – wДk(t), (5.5)

где ;kДk – коэффициент пропорциональности; ВДk(p) – оператор­ный многочлен, характеризующий инерционность двигателя; МДk(t) – развиваемый двигателем момент (усилие); ;– угло­вые (или линейные) скорости перемещений двигателя и объекта управления по координатеqk;

JДk×p×wДk(t) = MДk(t) + MНДk(t), (5.6)

где JДk – момент инерции (или масса) перемещающихся частей двига­теля; MНk(t) – создаваемый нагрузкой суммарный момент (усилие); MНДk(t) - приведенный к валу двигателя момент (усилие) нагрузки МНk(t);

wДk(t) = wk(t) ipk, (5.7)

где ipk – передаточное число редуктора (ipk > 1);

MНk(t) = MНДk(t) × ipk × KПДk, (5.8)

где

где hk – коэффициент полезного действия редуктора.

Приведенные уравнения справедливы для приводов, не только с угловым, но и с линейным перемещением (при замене моментов сил на усилия, а моментов инерции на массы).

Рис. 5.3. Структурная схема линеаризованного привода

Структурная схема линеаризованного привода, соответствующая данной системе уравнений приведена на рис. 5.3.

Дифференциальные уравнения привода в операторной форме, свя­зывающие управляющее воздействие vk(t) со скоростью вала нагрузки wk(t) и с приведенным к валу нагрузки момента МНk(t), развиваемым двигателем имеет вид:

wk(p) = G(p)Vk(p) – E(p) MНk(p), (5.9)

где

Более подробно, для одного частного примера линеаризованный привод рассмотрен на лабораторной работе.