3.2. Динамика систем программного управления
Быстродействие, точность и качество САУ оборудованием ГПС определяются во многом динамическими свойствами этих систем. Совершенствование станков с ЧПУ, промышленных роботов и другого оборудования ГПС, расширение технологических и эксплуатационных возможностей оборудования выдвигает новые, более жесткие требования к их САУ.
Повышение скорости быстрых перемещений и требования к контурной обработке привели к значительному расширению диапазона регулирования у станков токарной, фрезерной и расточной групп. Для сокращения времени, затрачиваемого на холостые перемещения, необходимо обеспечить высокие скорости холостого (быстрого) хода. Верхний уровень этого параметра в современных станках достигает 0,33 м/сек и имеет тенденцию к дальнейшему росту.
С другой стороны, на станках с большим количеством установочных перемещений и малым ходом важна не столько абсолютная скорость холостого хода, сколько увеличение быстродействия привода. Рост быстродействия привода ограничивается с одной стороны прочностными характеристиками механизмов, а с другой – динамикой контура положения привода, определяющей динамическую ошибку Dy(t), возникающую при разгоне или торможении привода.
Динамические возможности приводов должны обеспечивать не только отработку высоких скоростей и ускорений, но и удовлетворять определенным требованиям по характеру протекания переходных процессов. Наиболее благоприятным является апериодический закон изменения выходной координаты. При таком режиме исключаются раскрытия стыков в механических узлах, ударные перегрузки, а также влияние гистерезиса характеристик. При позиционировании апериодический характер движения всегда обеспечивает подход к заданной координате с одной стороны. В тоже время, апериодический характер движения механизмов подач (приводов) обуславливает отставание действительного положения любого перемещения РОС от заданного движения. В результате чего возникает скоростная ошибка Dс.
При апериодическом характере переходных процессов приводов их передаточные функции могут быть аппроксимированы апериодическими звеньями первого
(3.1)
или второго порядков
, (3.2)
где ,,– постоянные времени приводов.
Рассмотрим процесс образования скоростной ошибки. При этом будем считать, что привод аппроксимирован передаточной функцией (3.1), т. е. апериодическим звеном первого порядка.
В режиме движения с постоянной скоростью υ система ЧПУ вырабатывает управляющие воздействия вида
, (3.3)
где – непрерывное время. Тогда изображение по Лапласу от управляющего воздействия
. (3.4)
Отсюда изображение по Лапласу выходной переменной привода
, (3.5)
оригинал которого имеет вид
. (3.6)
Анализируя полученную зависимость делаем вывод, что после окончания переходного процесса координата будет двигаться с постоянной скоростью
. (3.7)
При этом величина отставания от задания, т.е. скоростная ошибка
;
т.е.
. (3.8)
Обозначим через
. (3.9)
Величина kv называется добротностью привода. В общем случае
. (3.10)
Обычно значения добротности привода лежат в пределах от (10 – 50) с-1 в зависимости от типа привода. На рис. 3.2 показан процесс появления скоростной ошибки. Запаздывание в обработке перемещений обычно составляет от 0,02 до 0,1 сек.
Скоростная ошибка следящего привода при больших скоростях перемещений v может достигать значительных величин. Например, при v=6 м/мин = 100 мм/сек и kv=50 c-1 величина скоростной ошибки, Dxc=2 мм. Поэтому в системах ЧПУ предусматривается введение коррекции по скорости.
Коррекция заключается в том, что наряду с сигналом по положению
Рис.3.2
(при движении с постоянной скоростью) на следящий привод подается входное воздействие, пропорциональное скорости v, т.е.
, (3.11)
где uк(t) – сигнал скоростной коррекции. В результате суммарное воздействие на привод
, (3.12)
изображение по Лапласу которого имеет вид
. (3.13)
Тогда изображение выходной координаты привода
, (3.14)
оригинал которого определяется выражением
. (3.15)
При настройке сигнала скоростной коррекции так, чтобы k=Tпр, скоростная ошибка станет равной нулю, т.к. в этом случае
. (3.16)
Рассмотренный прием широко используется в системах ЧПУ для повышения точности. В высокоточных и высокоскоростных системах для повышения точности слежения на участках разгона и торможения вводят совершенно аналогично коррекцию по ускорению.
Использование коррекции по скорости и ускорению не приводит к усложнению и увеличению объема вычислений в системах ЧПУ, т.к. текущие значения скорости и ускорения используются при вычислении задающего воздействия и нескорректированных систем. Однако, требуются дополнительные цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП) для преобразования кодов скорости и ускорения в сигналы управления приводом.
- Тема 1. Характеристика производственных систем с точки зрения управления
- 1.1 Структура и свойства производства как объекта управления
- 1.2 Задачи и уровни управления производственными
- Тема 2. Системы управления гибкими производственными системами
- 2.1 Гибкие производственные системы (гпс).
- 2.2 Общая структура управления гпс
- 2.3 Описание процессов управление гпс на основе функциональных автоматов
- 2.4 Система оперативного управления гпс.
- 2.4.1. Управление оперативным рабочим пространством
- 2.4.2. Управление процессорами
- 2.4.3. Управление процессами
- 2.4.4. Управление технологической системой гпс
- 2.5 Автоматизированные системы управления гпс
- 2.6. Терминальные системы управления
- 2.7. Режимы функционирования автоматизированных систем управления технологическими процессами
- 2.7.1. Информационный режим функционирования автоматизированных систем управления технологическими процессами
- 2.7.2. Функционирование автоматизированных систем управления технологическими процессами в режиме советчика
- 2.7.3. Функционирование автоматизированных систем управления технологическими процессами в режиме супервизорного управления
- 2.7.4. Функционирование автоматизированных систем управления технологическими процессами в режиме непосредственного цифрового управления
- 2.7.5. Функционирование автоматизированных систем управления технологическим процессом в режиме натурно-математического моделирования
- Тема 3. Системы программного управления
- 3.1 Классификация систем программного управления
- 3.2. Динамика систем программного управления
- 3.3. Анализ контурной ошибки приводов
- 3.3.1. Определение контурной ошибки Dк при движении по прямолинейной траектории под углом a к оси ox (рис.3.3).
- 3.3.2. Определение контурной ошибки Dк при обработке окружности.
- Тема 4. Системы числового программного управления
- 4.1. Преимущества систем чпу
- 4.2 Классификация систем чпу
- 4.2.1. Классификация систем чпу по степени совершенства и функциональным возможностям
- 4.2.2. Классификация систем чпу по виду движения исполнительных механизмов станка.
- 4.2.3. Классификация систем чпу по числу потоков информации.
- 4.3. Ошибки дискретизации в системах чпу.
- 4.4. Расчет систем чпу.
- 4.5. Общая характеристика задач чпу.
- 4.5.1. Геометрическая задача чпу.
- 4.5.2. Логическая задача чпу.
- 4.5.3. Терминальная задача чпу
- 4.5.4. Технологическая задача чпу
- Тема 5. Системы управления промышленными роботами
- 5.1. Промышленный робот как объект управления.
- 5.2. Классификация систем управления промышленными роботами
- 5.3. Системы автоматического управления промышленными роботами
- 5.4. Динамика роботов.
- 5.5. Характеристики сау промышленными роботами.
- Тема 6. Групповое управление технологическим оборудованием.
- 6.1 Промышленные логические системы управления.
- 6.2. Таблицы истинности
- 6.3. Программируемые контролеры (пк).