2.3 Теоритическая разработка информационной технологии дистанционного обучения высшей математике
Рассмотрим процесс разработки информационной технологии дистанционного обучения высшей математике.
Особенности дистанционного курса высшей математики заключаются в следующем.
1) Образовательный курс по высшей математике тематике дифференцирован и систематизирован в соответствии с основным содержанием и дополнительным(углубляющим, конкретизирующим, иллюстрирующим примерами и т.д.), представленным системой гиперссылок.
2) Контрольные работы[23] по темам носят многоуровневыйхарактер:
1 уровень - по формесоответствует заданиям части «А» ЕГЭ. Например, Контрольная работа по теме «Производная», включает в себя задания типа:
Найдите промежутки возрастания функции:
Найдите точку минимума функции: f(x) = x³ + x² - 4.
Найдите наибольшее и наименьшее значения функции: на отрезке [1;9]. В ответе укажите сумму наибольшего и наименьшего значений функции.
2 уровень - вопросы, требующие осмысления теории. Например, та же контрольная работа включает в себя вопросы:
Верно ли, что если производная в некоторой внутренней точке области определения функции не существует, то эта точка не может быть точкой экстремума этой функции?
Производная функции не существует в точкеx= 1. Является ли эта точка притической?
3 уровень - соответствует частям «В» и «С» ЕГЭ. Например, та же контрольная работа включает в себя задания повышенной сложности:
Среди точек, лежащих на параболе у=2-х2,найти ближайшую к точке М (0,25; 0,5).
Найти наибольшее и наименьшее значения функции у=х2 -5|х+8|-2на отрезке [-3;3].
3) Дистанционный учебный ресурс включает в себя достаточно много проблемных, исследовательских, практико-ориентированных заданий и вопросов. Перечислим основные направления их использования в процессе дистанционного обучения математике.
3.1) Система проблемных и практико-ориентированных вопросов, апеллирующих к личному опыту учащихся, содержащихся в материалах лекций может служить основой, для организации'дискуссий и других форм взаимодействия на форумах, требующих отстаивания и аргументации своей позиции, оппонирования иному мнению, и способствует становлению опыта коммуникаций.
3.2) Система заданий и вопросов служит базой для организации учебно- исследовательских работ, разработки индивидуальных и групповых ученических проектов. В качестве примеров можно привести задания с открытым ответом - мини-исследования.
Например, содержание лекций по пределам предполагает выполнение мини-исследования, связанного с доказательством теоретического факта, который не изложен в основном тексте лекции:
Пусть хпи упмногочлены отnстепениkиmсоответственно, гдеk<m:
Требуется доказать, что предел отношения многочлена хпк многочлену уп равен пределу отношения их старших членов.
Это задание может[24] послужить началом для выполнения учащимися более широкого исследования пределов последовательностей, составленных из известных последовательностей общего вида (в частности, многочленов) с помощью различных операций: суммы, разности, умножения, деления, возведения в степень, извлечения корня и их комбинации, а также оставленных с помощью композиции. Продолжением этого исследования может быть исследование свойств пределов функций. Это исследование может носить как индивидуальный, так и групповой характер.
4) Дистанционный ресурс включает в себя в качестве дополнительных источниковинформации, к которым может при желании обратиться учащийся, выступают материалы рубрик, например:
«Словарь терминов и понятий»(эта рубрика включает в себя определение понятий и/или трактовку терминов, вводимых в тексте лекции) позволяет учащемуся кратко ознакомиться или вспомнить содержание лекции.
«Применяется на практике»,в которой рассматриваются различные аспекты практического приложения изучаемых математических фактов.
Таким образом, дистанционный учебный курс состоит из лекций, каждая из которых обязательно включает в себя:
1)план лекции;
2)основное содержание, разбитое на фрагменты, которое в свою очередь состоит из: теоретических фрагментов, иллюстраций, интерактивных вставок;
3)рубрику «Тесты» которая содержит тестовые задания, направленные на диагностику процесса усвоения учебного содержания и оцениваемые автоматически;
4)выводы по уроку;
5)типовые задачи по теме лекции с решениями;
6)домашнее задание, типовой расчёт или контрольная работа
- 1 Аналитический обзор методик дистанционного обучения
- 1.1Сущность методики дистанционного обучения
- 1.2 Требования, предъявляемые к средствам организации электронного обучения
- 1.3 Классификация и описание средств организации электронного обучения
- 1.3.1 Авторские программные продукты (Authoring Packages)
- 1.3.2 Системы управления контентом (cms)
- 1.3.3 Системы управления обучением (lms)
- 1.3.4 Системы управления учебным контентом ( lcms)
- 1.3.5 Отличия lcms и lms
- 1.4 Способы построения курсов дистанционного обучения
- 1.4.1 Проблема выбора коммерческой платформы или Open Source
- 1.4.2 Проблемы внедрения систем дистанционного обучения
- 1.5 Вывод по аналитическому обзору
- 2 Разработка информационной технологии дистанционного обучения высшей математике
- 2.1 Специфика дистанционного обучения высшей математике
- 2.2 Обзор типов модулей в информационной технологии дистанционного обучения
- 2.3 Теоритическая разработка информационной технологии дистанционного обучения высшей математике
- 2.4 Вывод
- 3 Создание курса дистанционного обучения высшей математике на основе интерактивной системы обученияMoodle
- 3.1 Теоритическая методика дистанционного обучения высшей математики в ИжГту
- 3.2 Создание базы заданий для тестирования
- 3.3 Создание базы пользователей
- 3.4 Разработка механизма выставления преподавателем оценки
- Отчет по пользователю – Роман Романов
- 3.5 Вывод