2.2 Обзор типов модулей в информационной технологии дистанционного обучения
Для определения места информационной технологии в процессе организации дистанционного обучения математике необходимо вначале, описать отдельные виды электронных учебных модулей (ЭУМ) и их методические характеристики.
Помимо выделенных[16] в литературе ЭУМ трех типов (И — информационных, П - практических, К - модулей контроля) при рассмотрении, модулей по математике - целесообразно выделить дополнительные их типы, создаваемые'с учетом специфики математического содержания и деятельности по его усвоению.
Рассмотрим более подробно модули, каждого из трех выделенных типов; останавливаясь на отдельных их видах.
Информационные модулиотвечают за введение новой информации, которое может осуществляться-по-разному. Среди информационных модулей можно выделить:
1)1 тип: Модули; представляющие-собой последовательность сцен, включающих основное содержание, (фрагменты теоретического содержания, анимационные модели, промежуточные задания, направленные на диагностику первичного усвоения) и дополнительные материалы: гиперссылки и рубрики, необязательные дляизучения.
2)2 тип: Интерактивные лекции.
3)3 тип. Пошаговые объяснения.
1 тип информационных модулей предполагаетдифференциацию учебного материала по степени значимости:
1)основной, ориентированный на требования-к уровню подготовки выпускников, который включен в материалы основных сцен модуля;
2) дополнительный; который включен в материалы гиперссылок и рубрик; по уровню сложности (материалы рубрик, включающих в себя углубленное содержание):
Часть модулей такого типа включает в себя задания, направленные на диагностику первичного усвоения учащимися изучаемого математического содержания.
Основной характеристикой модулей этого типа является направленность на удовлетворение индивидуальных познавательных потребностейучащихся (материалы гиперссылок и рубрик, включающих в себя дополнительные факты, расширяющие и углубляющие основное, содержание, интересные сведения, связанные с историей развития математики и биографиями известных математиков, занимательные задачи).
При работе с модулем фиксируется:
1) время начала и окончания работы с каждой сценой;
2) продолжительность работы со сценой;
3) при выполнении заданий, направленных на диагностику первичного усвоения: количество использованных наводягцих подсказок и общее их количество; количество использованных пошаговых подсказок и общее их количество обращался ли учащийся к ответу; верно ли выполнено задание.
2 тип информационных модулей - интерактивная лекция позволяет достичь целостного восприятия фрагмента учебного содержания в удобном для учащегося темпе, очередности и форме. Интерактивная лекция представляет собой последовательность фрагментов информации, сопровождаемых текстом, продублированным диктором.
Основной характеристикой модулей этого типа является ориентация на последовательное восприятие фрагмента учебного содержания[17] без непосредственного активного воздействия учащегося на процесс получения новой информации.
Интерактивная лекция позволяет ученику:
1) изучать математическое содержание в режиме, имитирующем объяснение учителя;
2) отслеживать построение математических объектов и их преобразование в динамике;
3) усваивать учебный материал в собственном темпе, возможность возвращаться к пройденным частям сколь угодно много раз;
4) развить навыки устной речи: усвоить правильное произношение названия терминов, используемых в математике;
5) получить положительный эмоциональный настрой для восприятия информации за счет возможности руководить процессом подачи информации;
6) снизить утомляемость за счет возможности смены видов представления информации.
Интерактивная лекция позволяет учителю:
1) провести урок - лекцию с использованием материала со звуком < или без, с подстрочным текстом или без него;
2) осуществить пропедевтику в изучении нового материала,например, предложив задание на дом познакомиться с материалом и сформулировав вопросы к нему;
3) организовать на занятии беседу (проблемную, эвристическую), используя фрагменты интерактивной лекции со звуком или без звука;
4) включить ученика в процесс активного познания,например, предложив группе учеников изучить самостоятельно материал интерактивной лекции и подготовить комментарии для всего класса (в этом случае не учитель будет отвечать на вопросы'на следующем уроке, а группа учащихся готовивших этот материал).
3 тип информационных модулей - пошаговое объяснение -позволяет включить учащегося в активную познавательную деятельность[18].При работе с модулями этого типа переход к каждому следующему фрагменту вводимой информации невозможен без правильного выполнения учащимся предыдущего действия.
Основная характеристика этого вида модулей - ориентация на непосредственное активное участие учащегосяв процессе овладения новой информацией.
Использование этих модулей позволяет ученику:
1) работать в своем темпе и несколько раз просмотреть наиболее сложные для него части теоретического или практического материала;
2) развивать мысленные операции: сравните, анализ, синтез, классификация; абстрагирование;
3) повышать уровень самостоятельности в изучении нового материала за счет активизации деятельности.
Учитель получает возможность:
1) при изучении нового материала создать проблемную ситуацию: учащемуся предлагается новое задание и посредством наводящих и пошаговых подсказок он самостоятельно осваивает новые знания или новые способы деятельности;
2) предложить практическое задание для разбора дома, а в классе, на следующем уроке, разобрать пример еще раз, включив в обсуждение всех учащихся;
3) предметно формировать общеучебные умения: умение составлять план, контролировать и оценивать свою деятельность за счет того, что пошаговое объяснение материала разбито на логически завершенные части;
4) контролировать процесс усвоения новых способов деятельности.
В процессе работы с модулем фиксируются те же параметры, что и при работе с информационными модулями первого типа.
Основная цель практических модулей -формирование умений и навыков, необходимых для успешного овладения деятельностью, соответствующей тому или иному предметному содержанию. Практические модули, создаваемые в соответствии со спецификой учебной деятельности, характерной для процесса обучения математическому содержанию, могут быть следующего типа: тренажеры; практикумы; игровые и творческие задания.
Основным средством усвоения математического содержания является решение задач, поэтому практикумы и тренажерыимеют особенно важное значение при обучении математике. Работа с ними направлена на решение типичных в рамках той или иной темы задач.
1 тип практических модулей - тренажер.Они направлены на формирование отдельных умений и навыков. За счет почти бесконечного количества.вариантов у учащегося появляется возможность отработать нужное действие до автоматизма, а учителю сформировать такое количество индивидуальных заданий одного и того же вида, которое необходимо.
Таким образом, использование этих модулей позволяет ученику:
1) решать задачу столько раз, сколько нужно, так как задание параметризировано: можно решать, пока не усвоишь;
2) вырабатывать устойчивые навыки в решении типовых задач (ученику помогают наводящие и пошаговые подсказки, а также развернутые решения с ответом);
3) разнообразить формы деятельности в компьютерном классе или при выполнении домашнего задания;
4) не отвлекаться на поиск необходимой, для решения, информации, поскольку модуль автономен; то есть всю необходимую информацию (определения; формулы, метод решения и т.п.) ученик может получить, работая с модулем.
При работе с тренажером фиксируется:
1) количество попыток,выполнения задания;
2) правильность их выполнения;
3) обращение к решению и ответу при каждой попытке.
2 тип практических модулей - практикум.Задания в модулях этого типа предлагаются по мере увеличения их сложности.
Практикумы могут быть двух видов:
1) Учащиеся могут выполнять .задания в любой последовательности. Могут сначала познакомиться с условиями всех задач, и лишь потом приступать к решению, начиная с любой задачи. При решении можно пользоваться подсказками, наводящими или пошаговыми, можно подсмотреть ответ. Однако в этом случае решение задачи не будет засчитано как верное.
2) Учащиеся могут выполнятьзадания только в последовательности, предусмотренной автором модуля. В этом случае задачи в модуле распределены по уровням. Переход на следующий уровень становится возможен только в том случае, когда учащийся правильно выполнил две задачи предыдущего уровня. При решении задач в практикумах 2 вида также можно пользоваться подсказками, однако в случае обращения к ответу решение не засчитывается как верное и переход на следующий уровень невозможен.
На основе модулей-тренажеров и модулей-практикумов может быть организован индивидуализированный практикум.
Контрольные модулисоздавались с целыо обеспечить контроль уровня; усвоения учащимися знаний, уровня сформированное умений и навыков по всем темам курса математики.
При создании[19] контрольных модулей используются тестовые, задания: с однозначным выбором ответа; задания с множественным выбором; на установление соответствия; на упорядочивание; на классификацию; на заполнение пропусков; :на указание и перемещение объектов: на ввод строки или числа.
Все модули контроля, в основном, имеют одну и ту же структуру: включают в себя набор заданий, упорядоченный по уровню сложности. Эти задания могут выполняться в любом порядке. Главное отличие их от практических модулей — отсутствие подсказок. Однако учащийся может посмотреть решение и ответ. В этом случае соответствующее задание; считается решенным неправильно.
При работе с модулем фиксируется:
1) время начала и окончания работы с каждым заданием;
2) продолжительность работы с каждым заданием;
3) просмотр решения и ответа;
4) правильность решения.
Фиксирование[20] при работе с модулями указанных выше параметров, позволяет учителю контролировать не только результат работы с модулем, но и процесс. Идея создания информационной технологии была основана на таком способе проектирования и организации образовательного процесса на его основе, при котором:
1) основной, акцент делается на организацию активных видов познавательной, деятельности обучаемых, формирование «открытой» познавательной позиции;
2) учитель выступает в роли педагога-мепеджера и режиссера обучения, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, а не только передает учебную информацию;
3) учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;.
4) обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
Все эти идеи могут быть в равной степени сформулированы и для системы дистанционного обучения.
Как известно, создание информационной[21] технологии осуществляется в соответствии с характеристиками: модульность, мультимедийность, вариативность, интерактивность, доступность. Кроме этого, стоит сказать о том, что содержание разрабатываемых модулей, которые являются составляющими системы, в совокупности с избытком покрывает содержание школьного образования основной и средней школы.
Все перечисленные выше характеристики» информационной технологии в значительной степени способствуют решению содержательных проблем дистанционного обучения математике.
А именно:
1)целостного восприятия[22] законченного фрагмента математического содержания позволяют добиться информационные модули: информационные модули первого вида и интерактивные лекции, которые предполагают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, очередности и; форме; модули предусматривают возможность непрерывного просмотра и: прослушивания всей последовательности; кадров; мультимедийность, в частности, использование в качестве обязательного компонента интерактивной лекции анимации, позволяет имитировать процесс построения математических, объектов; пошаговые объяснения, ориентированные, на самостоятельную активную деятельность, связанную с открытием нового знания; предусматривают организацию деятельности, связанную с поиском доказательств., обоснований, нового метода; Такое представление информации позволяет частично восполнить недостаток непосредственного взаимодействия учителя и ученика в процессе дистанционного обучения, способствует формированию правильной- математической речи, привил оформления записи решения задачи или доказательства теоремы;
эффективному формированию умений и навыков способствуют практические модули, дифференцированные по уровню сложности и видам деятельности;
на диагностику достигнутого уровня; знаний и умений направлены модули контроля;
мониторинг процесса обучения обеспечивается системой, фиксирующей перечисленные выше параметры деятельности учащихся с модулем.
- 1 Аналитический обзор методик дистанционного обучения
- 1.1Сущность методики дистанционного обучения
- 1.2 Требования, предъявляемые к средствам организации электронного обучения
- 1.3 Классификация и описание средств организации электронного обучения
- 1.3.1 Авторские программные продукты (Authoring Packages)
- 1.3.2 Системы управления контентом (cms)
- 1.3.3 Системы управления обучением (lms)
- 1.3.4 Системы управления учебным контентом ( lcms)
- 1.3.5 Отличия lcms и lms
- 1.4 Способы построения курсов дистанционного обучения
- 1.4.1 Проблема выбора коммерческой платформы или Open Source
- 1.4.2 Проблемы внедрения систем дистанционного обучения
- 1.5 Вывод по аналитическому обзору
- 2 Разработка информационной технологии дистанционного обучения высшей математике
- 2.1 Специфика дистанционного обучения высшей математике
- 2.2 Обзор типов модулей в информационной технологии дистанционного обучения
- 2.3 Теоритическая разработка информационной технологии дистанционного обучения высшей математике
- 2.4 Вывод
- 3 Создание курса дистанционного обучения высшей математике на основе интерактивной системы обученияMoodle
- 3.1 Теоритическая методика дистанционного обучения высшей математики в ИжГту
- 3.2 Создание базы заданий для тестирования
- 3.3 Создание базы пользователей
- 3.4 Разработка механизма выставления преподавателем оценки
- Отчет по пользователю – Роман Романов
- 3.5 Вывод