2.1 Специфика дистанционного обучения высшей математике
Исследуя возможность[13] эффективного формирования математических понятий и других элементов математического содержания (теорем, алгоритмов, методов) в процессе дистанционного обучения, необходимо поставить и ответить на следующие вопросы:
1) возможно ли в процессе дистанционного обучения математике эффективно организовать работу учащихся по формированию математических понятий, фактов, методов?
2) какую роль играет в этом содержание; способы его структурирования и представления?
3) за счет чего может быть компенсировано отсутствие оперативной связи учитель - ученик, непременно существующей в традиционном очном обучении при изучении нового материала, в процессе дистанционного обучения математике?
Ответ на первый вопрос является принципиальным, поскольку от ответа на него зависит возможность организации дистанционного обучения математике на уровне среднего образования.
Первый вывод можно сделать из рассмотрения специфики математики как науки. Как было отмечено выше, одна из особенностей математики, которая оказывает существенное влияние на организацию содержания школьной математики и построение процесса обучения, оказывает высокий уровень абстракции математических понятий. Это предполагает создание условий для их адекватного формирования у учащихся в процессе обучения.
Необходимость стремления к пониманию учащимися смысла математических понятий, доказательств, идей приводит нас к осознанию необходимости поиска средств, адекватных специфическим условиям дистанционного обучения. По идее Л.В. Занкова, в процедуре понимания синтез преобладает над анализом (и при усвоении готового знания, и при открытии подлинно нового), процессуальность, динамичность - над теоретической систематикой, схватывание целого - над процедурами упорядочения. Понимание никогда не происходит автоматически, на основе суммирования наличного материала. Понимание на высших своих уровнях - это деятельность теоретическая, деятельность связывания идей, установления отношений между ними, приведения их к целостному, системному виду. Понимание - это сложный механизм, который обеспечивает одновременно и примысливание-достраивание новых фактов к налично существующим, но недостаточным, и работу приведения к целостности наличных фактов совместно с примысленными-достроенными. Понимание выступает как идеепорождающая-способность разумного человеческого мышления.
Как показывают результаты экспериментального исследования, в условиях дистанционного обучения именно структурирование учебного математического содержания, выбор способов представления отдельных его элементов оказывает значительное влияние на конечный результат обучения математике. Тексто- графические ресурсы с элементами мультимедиа поддержки и эпизодическими интерактивными вставками, являющиеся в большинстве дистанционных курсов основой для дистанционного обучения математике не отражают специфики учебного предмета математики, деятельности по формированию элементов математического содержания. Задания, предлагаемые в ресурсах и дублирующие в основном традиционные задания, не учитывают специфики дистанционного обучения. Необходимо заметить, что все задания, предлагаемые в школьных учебниках и дидактических материалах, так или иначе, ориентированы на постоянную совместную деятельность учителя и учащегося, которая отсутствует в условиях дистанционного обучения. Поэтому для методической системы дистанционного обучения математике необходимо предусмотреть проектирование заданий, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся, отражающих специфику как математики, так и дистанционного обучения.
В связи с еще[14] одной рассмотренной нами особенностью математики — ее формализованным языком — еще одной важной задачей обучения математике в средней школе является формирование умений, связанных с владением учащимися математическим языком, а на его основе - грамотной математической речью, устной и письменной. В условиях дистанционного обучения: эта задача существенно усложняетсяютсутствием. непосредственного контакта между учителем и учащимися. Поэтому необходимо обеспечить в этих условиях: формирование правильной; устнош математической речи, например; за счет озвучивания особенно важных; фрагментов, содержания; формирование; правильной письменной математической речи; например; за счет разработки заданий; предполагающих демонстрацию умений, связанных с правильной краткой записью условия; математически грамотным оформлением задачи.
Таким образом, одна из особенностей дистанционного обучения математике по сравнению с другими учебными предметами заключается в особенностях дистанционного учебного ресурса по математике.
Среди этих особенностей выделим следующие:
1) Высокая интерактивность. Характер взаимодействия учащегося с содержанием учебного дистанционного ресурса по высшей математике должен отражать: процесс формирования элементовматематического содержания:от диагностики первичных знаний; о вводимом математическом факте до диагностики уровняегосформированности; структуру математической деятельности
2) Высокая мультимедийность. При этом характер мультимедийных объектов также будет существенно отличаться от вставок в ресурсы по другим учебным предметам. Например, если в ресурсе по биологии мультимедийные: объекты носят преимущественно иллюстративный характер, то в ресурсе по математике мультимедийные вставки отражают процесс получения математического объекта, процесс изменения его свойств в зависимости от отдельных параметров.
Содержание обучения, включаемое в информационную технологию, отбирается на основе целей обучения.
Специфика математики и деятельности по усвоению математического содержания определяет специфическую систему средств.
Необходимость формирования коммуникативной компетентности, также заложенная, в требованиях к подготовке студента; приводит к необходимости включения в информационную технологию определенной совокупности форм организации процесса обучения и форм взаимодействиясубъектов дистанционного обучения математике.
Проиллюстрируем это схемой (рисунок 2.1):
Рисунок 2.1 – Факторы, приводящие к образованию элементов информационной технологии дистанционного обучения высшей математике
Сплошными стрелками на схеме обозначены, связи от элемента порождающего к элементу порождаемому.
Пунктирными[15] стрелками на схеме обозначены элементы и внешние по отношению к информационной технологии факторы, порождающие изменение элементов методической системы. Двусторонние стрелки отражают взаимное влияние элементов.методической системы.
Таким образом, основным фактором, приводящим к отбору содержания, методов И форм обучения; являются общие цели школьного математического образования. Несмотря на-то, что, как показано на схеме, отсутствует прямая сплошная стрелка от целей к средствам, можно говорить о косвенном порождении средств обучения целями (по транзитивности).
- 1 Аналитический обзор методик дистанционного обучения
- 1.1Сущность методики дистанционного обучения
- 1.2 Требования, предъявляемые к средствам организации электронного обучения
- 1.3 Классификация и описание средств организации электронного обучения
- 1.3.1 Авторские программные продукты (Authoring Packages)
- 1.3.2 Системы управления контентом (cms)
- 1.3.3 Системы управления обучением (lms)
- 1.3.4 Системы управления учебным контентом ( lcms)
- 1.3.5 Отличия lcms и lms
- 1.4 Способы построения курсов дистанционного обучения
- 1.4.1 Проблема выбора коммерческой платформы или Open Source
- 1.4.2 Проблемы внедрения систем дистанционного обучения
- 1.5 Вывод по аналитическому обзору
- 2 Разработка информационной технологии дистанционного обучения высшей математике
- 2.1 Специфика дистанционного обучения высшей математике
- 2.2 Обзор типов модулей в информационной технологии дистанционного обучения
- 2.3 Теоритическая разработка информационной технологии дистанционного обучения высшей математике
- 2.4 Вывод
- 3 Создание курса дистанционного обучения высшей математике на основе интерактивной системы обученияMoodle
- 3.1 Теоритическая методика дистанционного обучения высшей математики в ИжГту
- 3.2 Создание базы заданий для тестирования
- 3.3 Создание базы пользователей
- 3.4 Разработка механизма выставления преподавателем оценки
- Отчет по пользователю – Роман Романов
- 3.5 Вывод