logo

148. Консалтинг в области информационных технологий.

Согласно Европейскому справочнику консультантов по менеджменту группа "Информационные технологии" включает:

  1. Системы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы управления.

  2. Применение компьютеров в аудите и оценке.

  3. Электронная издательская деятельность.

  4. Информационно-поисковые системы.

  5. Административные информационные системы.

  6. Проектирование и разработка систем.

  7. Выбор и установка систем.

  8. Внутренний аудит информационных систем.

  9. Восстановление информационных систем.

Основное назначение деятельности консультанта по информационным технологиям (ИТ-консультанта) заключается в содействии тому, чтобы информационная система организации–клиента отвечала потребностям бизнеса, поддерживала основную деятельность организации и обеспечивала эффективность и конкурентоспособность организации. Консультанты по информационным технологиям вырабатывают рекомендации и решают задачи, связанные с проектированием и внедрением информационных систем в организации. Они предлагают свои способности и знания клиенту, чтобы в конечном итоге повысить ценность его бизнеса.

Консалтинг в области информационных технологий характеризуется разными подходами к методологии процесса консультирования – типами консультирования. С этой точки зрения существует три основных типа консультирования: экспертное, процессное и обучающее. В конкретных проектах могут применяться различные комбинации трех перечисленных типов консультирования 

При экспертном типе ИТ-консультант выступает как узкий специалист, обладающий знаниями, которые отсутствуют в организации клиента, и использует их для решения проблем. Данный тип консалтинговый деятельности часто используется при работе с организациями, в которых либо отсутствует ИТ-служба, либо собственные ресурсы ограничены. Например, консультант может выполнять работы, связанные с разработкой ИТ-стратегии или организацией перехода организации на ИТ-аутсорсинг.

Процессное консультирование предполагает участие клиента в разработке решений. Консультант организует рабочую группу сотрудников организации-клиента для поиска нужного решения, помогает специалистам организации определить проблемы и принять решения. Так, ИТ-консультант может выполнять работы по организации управления процессом внедрения программных продуктов на основе создания совместных рабочих групп.

Обучающие консультирование охватывает область организации обмена навыками, знаниями между специалистами, проведение учебных занятий, например, ИТ-консультанты проводят обучение проектной рабочей группы , созданной для внедрения программного продукта, методологии внедрения, управлению проектами и т.д.

В зависимости от конкретных видов деятельности, в которых специализируется поставщик консалтинговых услуг, можно выделить следующие основные виды ИТ-консалтинга: стратегический, продуктовый, интеграционный, операционный, технический консалтинг

Cтратегический ИТ-консалтинг направлен на повышение ценности ИТ-решений для бизнеса и совершенствование ИТ-инфраструктуры организации. Его задачей является разработка ИТ-стратегии организации, подготовка рекомендаций по оптимизации и развитию существующей информационной системы организации с учетом текущих и перспективных задач бизнеса и тенденций развития информационных технологий.

Продуктовый ИТ–консалтинг сконцентрирован на обеспечении поддержки различных видов деятельности организации путем автоматизации соответствующих бизнес-процессов с помощью программных приложений (ERPCRM и т. п.). Он анализирует бизнес-процессы через призму внедряемого продукта, включая разработку требований к ИС, выбор наилучшего программного продукта для конкретных задач организации, выработку рекомендаций по проекту внедрения, проведение обучения пользователей и совместных рабочих групп организации.

Интеграционный ИТ- консалтинг рассматривает вопросы определения способа и технологий интеграции отдельных компонентов информационной системы организации в единое целое с целью обеспечения адаптации ИТ-инфраструктуры к бизнес-потребностям организации.

Операционный ИТ-консалтинг касается области оптимизации внутренних процессов и организации "правильной" ИТ-службы организации в соответствии с методологией ITIL/ITSM.

Технический консалтинг охватывает область решения технических проблем, таких как отказ ключевых сервисов, неработоспособность программно-аппаратных комплексов, недостаточная производительность систем; вопросы оптимизации физической инфраструктуры организации (аппаратного оборудования); подбор наиболее подходящего продукта или технологии для решения технических задач; выработку рекомендаций по улучшению технических характеристик различных компонентов существующей информационной системы; комплексное тестирование необходимых конфигураций программно-аппаратных комплексов.

Практически все услуги в области ИТ-консалтинга осуществляется в форме консалтингового проекта, включающего три "проектных" этапа:

  1. диагностику или выявление проблем (сбор данных и их обработку, определение проблемы);

  2. выработку решения (определение диапазона допустимых решений, выбор решения, презентацию и согласование решения);

  3. внедрение решения (разработку программы внедрения, управление процессом внедрения, оценку результатов проекта).