logo
Математика и информатика

Лабораторная работа № 16 Обработка материалов тестовых опросов в программе excel

В настоящее время на гуманитарных факультетах педагогических университетов России изучается сравнительно новая дисциплина – информатика. Это есть следствие того, что уже закончен этап внедрения вычислительной техники и компьютерных технологий в различные области знания с целью автоматизации творческой деятельности человека. Наступает период, когда методы информатики должны способствовать созданию логически непротиворечивых законов не только в естествознании, но и в гуманитарных науках.

Опыт преподавания указанной дисциплины в Московском городском педагогическом университете изложен в [1].

Оказалось, что успех курса Информатика и его востребованность студенческой аудиторией основывается на:

Модульный принцип построения программы курса выделяет универсальный модуль, включающий инвариантную составляющую, необходимую для студентов психологических специальностей, и специализированные блоки программы.

Если универсальный модуль для специалиста в области информатики не вызывает значительных трудностей, то специализированные модули требуют значительных усилий для преподавателей при построении учебного процесса. Педагогический опыт убеждает в том, что в специализированные модули входят такие информационные технологии, которые применительно к конкретному гуманитарному предмету осуществляют переработку информации автоматически с помощью компьютера, что в свою очередь освобождает человека от нетворческого рутинного труда.

По сути дела, специализированные модули должны содержать информационные технологии, которые решают конкретные задачи той или иной гуманитарной области знаний. Такая концепция построения специализированных модулей информатики создает определенные трудности для преподавателя, который должен проявлять осведомленность в смежных предметах, хотя бы на уровне знания основных понятий тех предметов, где используются новые информационные дисциплины.

Современная социально-политическая жизнь России стимулирует появление большого количества рабочих мест и профессий, связанных с изучением общественного мнения, консультированием политиков, проведением тренингов, имиджмейкерством и другими многочисленными технологиями. Именно поэтому представляется актуальным построение специализированного модуля для студентов-психологов на базе задач прикладной социальной психологии, которая имеет дело с:

В социальной психологии методы тестирования представляются наиболее распространенными в работе практического психолога. В широком смысле слова под тестированием принято понимать кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей. Зачастую такие испытания проводятся с помощью так называемых тестов-опросников.

В настоящее время на рынке компьютерных программ имеется определенное количество дорогостоящих пакетов прикладных программ, реализующих объемные тесты-опросники. Однако эти пакеты не инвариантны к быстро изменяющимся социально-психологическим характеристикам общества. Поэтому психолога-практика необходимо научить самостоятельной реализации тестов опросников на базе доступных программных средств современного компьютера.

Сейчас это оказывается возможным, так как технология программирования упростилась, благодаря оснащению современных компьютеров программами пакета Office, таких, как Word, Excel и др. Эти программы имеют так называемый входной язык [2], а процесс программирования на этом языке сводится к построению различных технологий пользования главным меню программы применительно к поставленным задачам.

Примеры программирования на входном языке программ Word и Excel некоторых задач линейной алгебры можно найти в [2]-[3].

В качестве примера, построим компьютерную технологию реализации теста-опросника, определяющего степень подготовленности диагностируемого учителя[4].

Таблица1 воспроизводит перечень вопросов рассматриваемого опросника

Табл.1 Список вопросов опросника

вопрос

ответ

1

Я бы вполне мог жить вдали от людей

а

б

2

Я часто побеждаю людей своей самоуверенностью

а

б

3

Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека

а

б

4

Люди должны больше чем сейчас, придерживаться законов морали

а

б

5

Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку

а

б

6

Мой идеал рабочей обстановки- тихая комната с рабочим столом

а

б

7

люди говорят что мне все нравиться делать моим особым способом

а

б

8

Среди моих идеалов особое место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет

а

б

9

Окружающие считают что на грубость я просто не способен

а

б

10

Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет

а

б

11

Бывает, что все утро я ни с кем не разговариваю

а

б

12

Мне важно, чтобы во всем , что меня окружает, не было беспорядка

а

б

13

Большинство моих друзей люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии

а

б

14

Я подолгу анализирую свое поведение

а

б

15

Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане

а

б

16

В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории

а

б

17

Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения

а

б

18

Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине

а

б

19

Мне неудобно дурачиться в компании , даже если другие это делают

а

б

20

Иногда я люблю позлословить об отсутствующих

а

б

21

Мне очень нравиться приглашать гостей и развлекаться

а

б

22

Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива

а

б

23

Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, вне зависимости от их личностных особенностей

а

б

24

Я не могу быть равнодушным к проблемам других

а

б

25

Я всегда охотно признаю свои ошибки

а

б

26

Худшее наказание для меня быть закрытым в одиночестве

а

б

27

Усилия, затраченные на составления планов, не стоят того

а

б

28

В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу

а

б

29

Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать

а

б

30

У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу

а

б

31

Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю

а

б

32

Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности

а

б

33

Наука- это то, что больше всего интересует меня в жизни

а

б

34

Окружающие считают мою семью интеллигентной

а

б

35

Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю что мне взять

а

б

36

Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди

а

б

37

Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, а не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету

а

б

38

Основная задача учителя - передать знания ученику по своему предмету

а

б

39

Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики

а

б

40

Иногда меня раздражают люди, обращающиеся ко мне с вопросами

а

б

41

Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады меня видеть

а

б

42

Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной народно-хозяйственной деятельностью

а

б

43

Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск на курсах

повышения квалификации

а

б

44

Моя любезность часто не нравится другим людям

а

б

45

Были случаи, когда я завидовал удаче других

а

б

46

Если кто-то мне нагрубит, то я могу быстро забыть об этом

а

б

47

Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям

а

б

48

Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время , я бы первым делом набрал бы книг по моему предмету

а

б

49

Я проявляю активное участие в судьбе других

а

б

50

Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей

а

б

Методика обработки этой таблицы такова [4].

Так как в опроснике перечислены свойства индивидууму в большей или меньшей степени, то возможны два варианта ответов:

а – верно описываемое свойство типично для моего поведе­ния или присуще мне в большей степени;

б – неверно описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

В [4] к данному опроснику прилагается таблица, в которой каждому из пяти психологических признаков соответствует определенный вариант ответов, на десять вопросов (см. табл.2).

Таблица 2. Ключи ответов по шкалам опросника

Шкалы

Вариант ответа

Общительность

1б, 6б 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, З6а, 41а, 46а

Организованность

2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а

Направленность на предмет

3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а,43а, 48а

Интеллигентность

4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а;

Мотивация одобрения

5а, 10а, 15а, 206, 25а, З0а, 35а, 40б, 45б, 50а

В этой таблице код ответа представляет комбинацию из числа (номер вопроса) и буквы (вариант ответа). Этот код называют ключом вопроса.

Для обработки результатов опроса необходимо ответы испытуемого сравнить с ключом. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

Каждый личностный параметр оценивается суммированием оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3—7 баллов.

Предположим, что наш испытуемый дал на вопросы следующие варианты ответов представленные в таблице 3.

Таблица 3. Варианты ответов испытуемого

вопроса

Вариант ответа

вопроса

Вариант ответа

вопроса

Вариант ответа

вопроса

Вариант ответа

вопроса

Вариант ответа

1

а

11

а

21

б

31

б

41

а

2

а

12

а

22

а

32

б

42

а

3

б

13

б

23

а

33

б

43

а

4

а

14

а

24

б

34

а

44

б

5

б

15

б

25

а

35

а

45

а

6

а

16

а

26

б

36

б

46

а

7

а

17

а

27

а

37

а

47

а

8

б

18

а

28

а

38

б

48

б

9

а

19

б

29

а

39

б

49

б

10

б

20

б

30

а

40

а

50

б

Приступим к созданию среды обработки с помощью Microsoft Excel. Для этого:

  1. Осуществите запуск программы Microsoft Excel, входящей в пакет Microsoft Office, как это описано в [2].

  2. Для решения задачи автоматического определения ответа воспользуемся переключателями. Переключатель представляет собой объект окна с пустым полем посредине. При наведении на него указателя мыши – указатель, изменяет свой вид, на вид руки с вытянутым указательным пальцем. Теперь при нажатии левой кнопки мыши в этом окне будет появляться маркер в виде точки, что в свою очередь приведет к появлению в указанной ячейке числового значения. Таким образом, создав два связанных переключателя мы сможем буквенные ответы на наши вопросы, автоматически переводить в числовые, например выбор варианта ответа «а» будет приводить к появлению в заданной ячейке числа 1, а выбор варианта «б» - к числу 2.

  3. Создайте панель инструментов Формы, для построения блока переключателей Microsoft Excel.

Рис.1

На экране появится панель инструментов.

  1. Расположите панель инструментов Формы в удобном для нас месте экрана:

Подготовка панели инструментов Формы завершены.

  1. Увеличим высоту и ширину ячеек. Это необходимо сделать, поскольку в ячейках столбца А будет находиться текст вопросов, и вопросы придется располагать в две строки:

  1. В ячейки А2-А52 внесите текст вопросов, используя клавиатуру (если текст вопроса не будет умещаться в одну строку в ячейке, то для перехода внутри ячейки на другую строку воспользуемся комбинацией клавиш Alt+Enter).

  2. Создадим рамку, в которую будет помещена группа переключателей

  1. Внесем в нашу рамку переключатели:

  1. Измените название переключателей, присвоив им названия ответов:

Другой переключатель «назовите» б (рис.5).

  1. Свяжите переключатели с ячейкой, то есть укажите адрес ячейки, в которой будет появляться числовое значение:

При наведении курсора на поля переключателей курсор должен принимать вид:

При наведении курсора на различные поля и нажатии левой кнопки мыши, в ячейках должна появляться точка, причем точка должна одновременно находиться только в одном поле переключателей, а в ячейке D2 должны появляться числа: 1 – если дан ответ «да», 2 – если дан ответ «нет» (см рис.5). Если этого не происходит, то произведите нажатие правой кнопки мыши на переключателе и расположите его так, чтобы его границы располагались внутри рамки (рис.4).

Поскольку тест включает в себя пятьдесят вопросов, то необходимо скопировать нашу группу переключателей в ячейки В3:С3-В51:С51 и связать с ячейками D3-D51 и поставить переключатели в положения, соответствующие данным таблицы 3.

(см рис.7)

  1. На листе 2 создайте таблицу с обработкой данных ответов на вопросы.

    Рис.7

  2. Свяжем ячейки В3, В52 лист2 и ячейки D2-D51 листа1, то есть в ячейках будут одинаковые значения, для этого:

В ячейку А1 введите: номер, в ячейку А2 введите: вопроса, в ячейку В2: ответы, в ячейку С2: ключи.

В ячейку D1: общительность, E1: организованность, F1: направленность на предмет, G1: интеллигентность, H1: мотивация одобрения

  1. Введите формулы подсчета балов по каждому направлению.

Для этого воспользуйтесь функцией СЧЁТЕСЛИ, которая позволяет подсчитывать число ячеек, удовлетворяющих заданному условию (в нашем случае значение в ячейке должно быть равно 1).

Синтаксис функции для шкалы общительность будет таков: =СЧЁТЕСЛИ(D3:D52;"1"), где D3:D52 – диапазон, в котором производится подсчет ячеек, а "1" условие, согласно с которым производиться подсчет количества ячеек. Для других шкал будет указан свой диапазон ячеек, для шкалы организованность E3:E52, для шкалы направленность на предмет F3:F52 и т.д.

Рис.9

  1. Создайте ключи обработки. Для этого введите маску ответов, когда за каждый ответ, совпадающий с ключом, будет начисляться бал:

Для простоты пронумеруйте ответы на вопросы следующим образом: 1-да, 2-нет. Используя таблицу ответов, в ячейках С3:С52 введите числовое обозначение ответов. В результате получим столбец, заполненный цифрами в следующем порядке: 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1(см рис 9,10).

  1. Создадим формулу, которая за каждый ответ, совпадающий с ключом, будет начислять один балл.

Для этого воспользуйтесь функцией ЕСЛИ, которая используется для условной проверки значений и формул.

Рис.10

Синтаксис функции в данном случае будет таким: ЕСЛИ($B3=$C3;”1”) где логическое выражение $B3=$C3 проверяет совпадение ответа с ключом, а “1”- результат, который необходимо поместить в ячейку в случае совпадения ответа с ключом. В нашем случае в ячейке D3 появиться число 1, иначе по умолчанию в ней записывается значение ЛОЖЬ

Скопируйте эту функцию в ячейки: С23, С28, С33, С38, С48 (как копировать описано в [2], [3]). Аналогично поступите и с другими шкалами. В итоге вы получите картинку, представленную на рис 10.

Поскольку итоги теста в дальнейшем не претерпевают никаких интерпретаций, то их результат рекомендуется представлять в виде круговой диаграммы.

  1. Для построения диаграммы воспользуйтесь Мастером диаграмм [3]. На шаге 4 из 4:

По умолчанию диаграмма будет называться Диаграмма 1 (рис.11).

Рис.11

  1. Сохраним данный файл как шаблон в стандартной библиотеке Excel для того, чтобы каждый раз не создавать данный файл заново.

Рис.12

Рис.13

  1. Если вы захотите создать копию документа, то:

Автоматически произойдет создание нашей среды, после ответов на вопросы испытуемого сохраним файл под его, испытуемого, именем, для того чтобы в любой момент времени вы могли просмотреть результаты.

Таким образом, не используя возможности прямого программирования, вы получили среду, которая позволяет полностью автоматически проводить опрос и обработку тестов.