logo
Математика и информатика

Пушкинская, лермонтовская и гоголевская фразы — сходства и различия

Основная черта синтаксиса прозы А.Пушкина — ее ритмизованность и подчиненный ей лаконизм выражений. В прозаических произведениях Пушкина преобладают краткие фразы, часто встречаются нераспространенные предложения. Так, если взять «Капитанскую дочку», то для нее типичны расположенные деревья подчинения следующего вида:

Пушкинский текст в основном состоит из предложений, в которых не более 11 слов, а рисунки их деревьев либо симметричны, либо имеют длинный правый отросток. При этом даже для длинных фраз громоздкие деревья практически не возникают. Как мы видим, интуитивное ощущение про­зрачности пушкинской фразы соответствует строгому поня­тию синтаксической простоты.

Деревья лермонтовской прозаической фразы во многом похожи на пушкинские, хотя подсчеты показывают, что в среднем предложения у Лермонтова чуть-чуть длиннее и чуть-чуть сложнее. Впрочем, есть важное различие в рисунках деревьев, свойственных этим авторам. Ширина ветвления у корня дерева (см. рисунок) для фразы из «Героя нашего времени гораздо больше, чем для фразы из «Капитанской дочки». Это означает, что дерево лермонтовской фразы растет вширь, тогда как в пушкинской фразе оно растет вглубь. Большая ширина ветвления возникает вследствие того, что сказуемые в лермонтовской фразе подчиняют себе не только дополнения, но и разнообразные по структуре и значению обстоятельства. Из двух деревьев на рисунке первое более типично для Пушкина, а второе — для Лермонтова.

У Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» в стили­стической пестроте фраз встречаются не только короткие предложения. Здесь в большом количестве представлены предложения, длинные и сложные по структуре. Даже относи­тельно короткие предложения из 6—12 слов строятся у Гоголя весьма разнообразно: в его произведениях можно найти едва ли не любую теоретически возможную из данного числа слов конфигурацию ветвей дерева. В частности, наблюдается свое­образный тип структуры с многократными зигзагами, когда, спускаясь вниз по стрелкам, мы постоянно изменяем направ­ление движения (см. рисунок).