§ 1. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация
В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.
Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой — совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).
Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.
Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. «Школа-Пресс», М.,1998
Порядок выполнения задания.
-
Отсканировать предложенный текст.
-
Сохранить текст в документе программы Microsoft Word.
-
Сохранить текст на жестком диске компьютера с именем «Методы».
-
Установить параметр проверки статистики удобочитаемости.
-
Провести сбор статистики удобочитаемости.
-
Оценить уровень читателя, необходимый для чтения данного текста.
-
Открыть документ, содержащий таблицу, созданную при выполнении предыдущей лабораторной работы.
-
Завести в первую ячейку третьей строки название текста «Методы».
-
Последнюю ячейку третьей строки таблицы разбить на два столбца и семь строк.
-
Завести в новый левый столбец построчно все термины (таблица 2).
Таблица 2
Текст | Образованность | Легкость чтения | Благозвучие | Количество терминов | |
Термин | Кол. | ||||
«Драйвер» | ? | ? | ? | Драйвер | ? |
«Методы» | ? | ? | ? | Метод | ? |
Обучение | ? | ||||
Педагогический процесс | ? | ||||
Прием | ? | ||||
Педагогическая задача | ? | ||||
Педагог | ? | ||||
Воспитание | ? | ||||
|
|
|
|
|
-
Занести в третью строку таблицы название текста, значения критерия образованности, критерия легкости чтения, критерия благозвучия.
-
Сохранить документ «Таблица».
-
Перейти в окно документа «Методы».
-
Подсчитать количество вхождений слова «метод» в текст.
-
Перейти в окно документа «Таблица».
-
Занести результат в соответствующую ячейку таблицы.
-
Повторить пункты 13-16 для терминов: «обучение», «педагогический процесс», «прием», «педагогическая задача», «педагог», «воспитание».
-
Сохранить документ «Таблица».
-
Сделать вывод о том, подходит ли данный текст для изучения темы: «Методы обучения». Напечатать этот вывод.
-
Сохранить документ «Таблица».
-
Закрыть оба окна программа Word.
- 032900 – Русский язык и литература;
- 032600 – История;
- 033200 – Иностранный язык;
- Пояснительная записка
- 032900 – Русский язык и литература;
- 032600 – История;
- 033200 – Иностранный язык;
- Программа курса
- Математические и логические основы информатики.
- II. Арифметические и логические основы персонального компьютера.
- III. Теория алгоритмов и формальных грамматик.
- IV. Программные средства персонального компьютера.
- Учебный план
- I лекции (20 часов)
- Методические указания к лекциям
- Лекция 1
- Лексические функции как пример математизации объектов лингвистики
- Функция как математическое понятие
- Функция в лексике
- Отличие лексической функции от числовой
- Обозначение
- «Склеенные» функции
- Типы лексических функций
- Возможности использования лексических функций
- Лекция 2-3 Алгебра высказываний. Логические функции. Законы булевой алгебры
- Лекция 4 Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Арифметика в различных системах счисления.
- Лекция 5 Количество информации
- Лекция 6 Архитектура эвм
- 4. Алгоритм решения любой задачи представляется в виде последовательности слов, называемых командами, которые определяют наименование операции и слова информации, участвующие в операции.
- Устройство процессора
- Лекция 7 Алгоритм
- Нормальный алгоритм
- Лекция 9 Понятие операционных систем
- Приложение к лекции 1 Синтаксический граф
- Синтаксическое дерево
- Типы синтаксических деревьев
- Дерево подчинения
- Стилистическая диагностика Индивидуальный синтаксис писателя
- Перевод особенностей авторского стиля на формальный язык синтаксических деревьев
- Пушкинская, лермонтовская и гоголевская фразы — сходства и различия
- Компьютерный практикум.
- Частотный анализ в филологических исследованиях (на базе словарей)
- Работа с программой PhotoShop 6
- Создание шаблона титульного листа диплома в программе word. Лабораторная работа № 1. Изучение макрокоманд программы Word
- Общие навыки Включение компьютера
- Нажатие левой клавиши устройства «Мышь».
- Установка текстового курсора в нужную позицию
- Работа с оконным интерфейсом операционной системы Windows
- Переход на вкладку в окне.
- Работа с файловой системой операционной системы Windows 2000 Открытие окна Microsoft Word.
- Закрытие окна программы Microsoft Word
- Сохранение документа (файла) на диске.
- Создание новой папки.
- Открытие папки.
- Поиск нужной папки
- Открытие документа.
- Создание нового документа
- Копирование выделенного объекта.
- Вырезание выделенного объекта.
- Вставка скопированного (вырезанного) объекта.
- Работа с файловой системой операционной системы Windows 2003 Открытие окна программы Microsoft Word
- Закрытие окна программы Microsoft Word
- Создание новой папки.
- Открытие папки.
- Поиск нужной папки
- Открытие документа.
- Сохранение документа (файла) на диске.
- Создание нового документа
- Копирование выделенного объекта в буфер обмена.
- Вставка скопированного (вырезанного) объекта из буфера обмена.
- Работа в программе Word Форматирование текста Установка автоматического переноса слов.
- Установка параметров страницы.
- Нумерация страниц.
- Установка левой границы текста с помощью бегунка
- Установка параметров абзаца.
- Установка режима выравнивания.
- Установка размера шрифта (кегля).
- Выбор гарнитуры шрифта
- Установка типа шрифта
- Переход в режим набора текста курсивом (полужирным, с подчеркиванием).
- Отмена набора текста курсивом (полужирным, с подчеркиванием).
- Выделение текста (строки, слова, символа).
- Гашение выделения текста (строки, слова, символа).
- Изменение регистра букв текста
- Изменение настройки автотекста: «Делать первые буквы предложений прописными.»
- Маркировка и нумерация списка
- Установка уровня вложенности заголовка.
- Создание оглавления
- Вставка объектов Вставка рисунка из библиотеки рисунков.
- Перемещение объекта
- Выделение объекта иди группы объектов
- Вырезание выделенного объекта.
- Изменение размера картинки
- Вставка надписи.
- Выделение надписи.
- Заведение текста в надпись
- Изменение размера надписи
- Создание эффекта тени сзади надписи.
- Установка режимов обтекания текстом картинок.
- Установка режимов обтекания текстом объектов.
- Вставка подписи к рисункам
- Группировка объектов
- Рисование стрелок и отрезков прямых линий.
- Удаление объекта
- Изменение направления текста в надписи.
- Закрашивание фона надписи
- Работа с таблицами Вставка таблицы
- Выделение ячеек таблицы.
- Вызов редактора формул.
- Статистика Установка параметра проверки статистика удобочитаемости.
- Подсчет количества вхождений заданного фрагмента текста в документ.
- Выполнить сканирование и распознавание документов в программе Fine Reader 7.
- Лабораторная работа №2 Создание текстового документа в редакторе Microsoft Word.
- Лабораторная работа № 3 Набор филологических текстов.
- Лабораторная работа №4 Создание таблиц.
- Лабораторная работа № 5 Вставка объектов (рисунков и надписей) в текст.
- Система высшего и центрального управления в Российской империи в первой половине XIX в.
- Лабораторная работа 6. Набор математических объектов и формул.
- Лабораторная работа № 7 Анализ удобочитаемости текста. Выбор тематической и удобочитаемой литературы с помощью команд программы Microsoft Word.
- § 1. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация
- Задание 3 .Выбор удобочитаемого тематического текста из сети Интернет с помощью команд программы Microsoft Word.
- Лабораторная работа № 8 Расчет простых и сложных процентов
- Основные определения.
- Задача №1:
- Задания для самостоятельной работы:
- Лабораторная работа № 9 Расчеты итоговых сумм выплат при покупках в кредит
- Основные определения.
- Лабораторная работа № 10 Частотный анализ поэтических текстов по начальной букве
- Лабораторная работа №11 Частотный анализ поэтических текстов по всем буквам.
- Лабораторная работа № 12 Частотный анализ при обработке исторических фактов и географических названий.
- Строка заголовков столбцов
- Лабораторная работа № 13 Частотный анализ в филологических исследованиях (на базе словарей)
- Лабораторная работа № 14 Создание иллюстративных материалов к уроку с помощью программы Power Point –2000 с использованием Internet ресурсов.
- Лабораторная работа №15 Работа с программой PhotoShop 6
- Лабораторная работа № 16 Обработка материалов тестовых опросов в программе excel
- Лабораторная работа № 17 Создание шаблона титульного листа диплома в программе word.