Информационные модели
Информационные модели во многих случаях опираются на математические модели, так как при решении задач математическая модель исследуемого объекта, процесса или явления неизбежно преобразуется в информационную для её реализации на компьютере. Определим основные понятия информационной модели.
Информационным объектомназывается описание реального объекта, процесса или явления в виде совокупности его характеристик (информационных элементов), называемыхреквизитами. Информационный объект определённой структуры (реквизитного состава) образуеттип (класс),которому присваивают уникальноеимя. Информационный объект с конкретными характеристиками называютэкземпляром. Каждый экземпляр идентифицируется заданиемключевого реквизита (ключа).Одни и те же реквизиты в различных информационных объектах могут быть как ключевыми, так и описательными. Информационный объект может иметь несколько ключей.
Пример. Информационный объект СТУДЕНТ имеет реквизитный состав:номер(номер зачётной книжки – ключевой реквизит),фамилия, имя, отчество, дата рождения, код места обучения. Информационный объект ЛИЧНОЕ ДЕЛО: номер студента, домашний адрес, номер аттестата о среднем образовании, семейное положение, дети. Информационный объект МЕСТО ОБУЧЕНИЯ включает реквизиты:код (ключевой реквизит), наименование вуза, факультет, группа.Информационный объект ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: код (ключевой реквизит), кафедра, фамилия, имя, отчество, учёная степень, учёное звание, должность.
Отношения, существующие между реальными объектами, определяются в информационных моделях каксвязи. Существует три вида связей: один к одному (1:1), один ко многим (1:М) и многие ко многим (М:М).
Связь один-к-одномуопределяет соответствие одному экземпляру информационного объекта X не более одного экземпляра информационного объекта Y, и наоборот.
Пример. Информационные объекты СТУДЕНТ и ЛИЧНОЕ ДЕЛО будут связаны отношением один к одному. Каждый студент имеет определённые уникальные данные в личном деле.
При связи один-ко-многимодному экземпляру информационного объекта X может соответствовать любое количество экземпляров информационного объекта Y, но каждый экземпляр объекта Y связан не более чем с одним экземпляром объекта X.
Пример. Между информационными объектами МЕСТО ОБУЧЕНИЯ и СТУДЕНТ необходимо установить связь один ко многим. Одно и то же место обучения может многократно повторяться для различных студентов.
Связь многие-ко-многимпредполагает соответствие одному экземпляру информационного объекта X любого количества экземпляров объекта Y, и наоборот.
Пример. Информационные объекты СТУДЕНТ и ПРЕПОДАВАТЕЛЬ имеют связь многие ко многим. Каждый студент обучается у множества преподавателей, а каждый преподаватель учит множество студентов.
Информационные объекты могут образовывать следующие структуры: очередь – последовательная обработка; цикл; дерево; граф – общий случай.
- Информатика
- Режим доступа к электронному аналогу печатного издания: http://www.Libdb.Sssu.Ru
- Содержание
- Предисловие
- Основные понятия информатики
- Понятие информации
- Свойства информации
- Понятие количества информации
- Предмет и задачи информатики
- Информационное общество
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Системы счисления и представление информации в эвм
- Представление (кодирование) данных
- Понятие об основных системах счисления
- Перевод чисел из одной системы счисления в другую
- Представление чисел в различных системах счисления
- Двоичная арифметика
- Арифметические действия над двоичными числами
- Представление чисел в эвм
- Примеры представления целых чисел в шестнадцатиразрядных двоичных кодах
- Представление десятичных чисел в четырёхразрядном коде Грея
- Кодирование информации в эвм
- Базовая таблица кодировки ascii
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Логические основы построения эвм
- Основы алгебры логики
- Операции сравнения
- Примеры операторов сравнения в разных языках программирования
- Логические операции
- Основные логические операторы
- Результаты, возвращаемые логическими операциями
- Основы элементной базы эвм
- Условные обозначения и диаграммы работы логических элементов
- Rs-триггер
- Элементы теории множеств
- Элементы теории графов
- Типы вершин блок-схем алгоритмов
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Технические средства реализации информационных процессов
- История развития эвм
- Классификация эвм
- Архитектура эвм
- Состав персонального компьютера
- Внешние устройства
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Системное программное обеспечение эвм
- Базовые понятия ос
- Классификация операционных систем
- Файловая структура эвм
- Примеры общепринятых расширений для популярных типов файлов
- Файловые системы Microsoft Windows
- Драйверы устройств
- Служебные программы
- Обзор операционных систем unix и Linux
- Обзор операционных систем Windows
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Прикладное и инструментальное программное обеспечение
- Прикладное программное обеспечение общего назначения
- Прикладное программное обеспечение специального назначения
- Инструментальное по
- Нумерация версий программ
- Правовой статус программ
- Текстовые редакторы и процессоры
- Программы подготовки презентаций
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Электронные таблицы
- Основные понятия электронных таблиц Excel
- Ввод, редактирование и форматирование данных
- Вычисления в таблицах
- Диаграммы
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Модели решения функциональных и вычислительных задач
- Моделирование как метод познания
- Классификация моделей
- Классификация видов моделей
- Компьютерное моделирование
- Информационные модели
- Примеры информационных моделей
- Базы данных
- Искусственный интеллект
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основы алгоритмизации
- Основные этапы компьютерного решения задач
- Понятие алгоритма и его свойства
- Исполнители алгоритмов
- Способы описания алгоритмов
- Обозначение и функциональное назначение наиболее часто употребляемых символов в схемах данных и программ
- Базовые управляющие структуры алгоритмов (основные алгоритмические конструкции)
- 2) Альтернатива (ветвление);
- 3) Итерация1 (цикл).
- Алгоритмы линейной структуры
- Алгоритмы ветвящейся структуры
- Алгоритмы циклической структуры
- Способы комбинации базовых управляющих структур (основных алгоритмических конструкций)
- Примеры комбинации основных алгоритмических структур
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основы программирования на языках высокого уровня
- Основные понятия языков программирования
- Примеры использования имён
- Операторы в арифметических и логических выражениях
- Типы данных и операторы описания переменных
- Некоторые базовые типы переменных
- Описание переменных в разных языках
- Синтаксис операторов описания сложных типов переменных
- Основные операторы
- Синтаксис некоторыхоператоров
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основные операторы языка visual basic for applications
- Оператор присваивания
- Примеры использования оператора присваивания
- Условный операторIf … then
- Оператор выбора варианта*
- Операторы цикла
- Оператор циклаFor … next
- Математические функции
- Краткие сведения о математических функциях в vba и Паскале
- Функции обработки строк*
- Краткие сведения о строковых функциях
- Функции преобразования данных
- Краткие сведения о функциях преобразования данных
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Технологии программирования
- Концепция программирования
- Характеристика трудоёмкости разработки программ
- Структурное и модульное программирование
- Рекурсивные алгоритмы *
- Объектно-ориентированное программирование
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Языки и системы программирования
- Уровни языков программирования
- Системы программирования
- Классификация языков программирования
- Процедурные языки программирования
- Объектно-ориентированные языки
- Декларативные языки
- Языки программирования для баз данных и компьютерных сетей
- Языки моделирования *
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основные понятия компьютерной графики
- Виды компьютерной графики
- Графические форматы
- Цветовые модели *
- Программные средства создания растровых изображений
- Программы векторной графики
- Программные средства обработки трехмерной графики
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основные понятия баз данных
- Задачи, решаемые с помощью баз данных
- Классификация бд
- Реляционная модель данных
- Свойства полей базы данных
- Типы данных
- Безопасность и объекты баз данных
- Проектирование баз данных *
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Средства автоматизации проектных, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
- Задачи, решаемые с помощью систем автоматического проектирования
- Программные продукты MathWorks
- Сапр в легкой промышленности
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основы компьютерных сетей
- Основы передачи данных
- Назначение и классификация сетей
- Сетевая модель osi/iso
- Сетевое оборудование
- Основные стандарты и протоколы
- Т Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Глобальная сеть интернет
- Подключение к Интернет
- Службы Интернет
- Поиск информации в Интернете
- Наиболее известные и популярные поисковые системы
- Поиск с использованием языка запросов *
- Логические операторы
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основы информационной безопасности
- Угрозы информационной безопасности
- Методы и средства защиты информации
- Правовые основы информационной безопасности
- Ответственность за преступления в области информационных технологий
- Криптографические механизмы защиты информации
- Компьютерные вирусы и вредоносные программы
- Методы защиты от вирусов
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Библиографический список
- Учебное издание информатика Учебное пособие