logo
Информатика_ЗФ / 2013_Информатика УМО_легпром

Примеры использования имён

Допустимые имена

Недопустимые имена (пояснение, почему недопустимо)

а2

2a(начинается с цифры)

аb

ab(содержит пробел)

ab_2_cd3

ab-2-cd3 (содержит знак арифметической операции «-» )

Basic

C++ (содержит знак арифметической операции «+»)

sinx

sin(зарезервированное имя – встроенная функция)

True2

True(зарезервированное – логическое значение истина)

Операция(англ.operator) – способ записи некоторых вычислительных действий. Зачастую операция обозначается всего одним знаком. Охарактеризуем наиболее часто встречающиеся практически во всех языках типы операций:

-арифметическиеоперации, обозначаемые обычно знаками*(умножение),/(деление),+(сложение),-(вычитание) и дp.;

-логическиеоперации НЕ, И, ИЛИ, синтаксис обозначения которых устанавливается языком программирования;

-операции отношения(сравнения) – знаки<,>,<=,>=,=,<>;

-операция конкатенации (сцепки, слияния, соединения, склеивания символьных значений друг с другом с образованием одной длинной строки) обычно изображается знаком+или&.

Данные– формализованные величины, обрабатываемые программой. Имеется три базовых (основных) типа данных:числа,символы(одиночные, илистроки– их последовательности, в том числе и пустые, не содержащие ни одного символа) илогические величины. Разным типам соответствуют разные операции, которые возможно производить с данными (операндами). Например, с числовыми типами возможны арифметические операции. С символьными – сравнение и сцепка, с логическими – проверка значения на истинность или ложность и т.п. Как правило, в любом языке имеется базовый набор типов и несколько конструкций, которые позволяют строить новые типы из уже имеющихся. Наборы базовых типов и конструкций различаются для разных языков.

Все данные, обрабатываемые компьютером, хранятся в ячейках памяти компьютера, каждая из которых имеет свой адрес. Для того чтобы не следить за тем, по какому адресу будут записаны те или иные данные, в языках программирования используется понятие переменной, позволяющее отвлечься от адреса ячейки памяти и обращаться к её содержимому с помощью имени (идентификатора).

Переменная(англ.variable) – область памяти (ячейка, элемент данных, объект), имеющаяимя и предназначенная для хранениязначения, которое допускается изменять в процессе выполнения программы. А о реальном адресе и способе хранения можно спокойно позабыть. Кроме имени и значения, переменная обычно имееттип.

Тип переменной задает не только множество допустимых операций, применимых к данному типу, но и способ записи информации в ячейки памяти (формат представления) и, соответственно, необходимый для ее хранения объем памяти, а также диапазон допустимых значений. Например, в ячейке памяти длиной в 8 бит (или 1 байт) может храниться 256 различных значений в двоичном коде. В зависимости от типа переменной это значение может быть интерпретировано и как целое число в диапазоне от 0 до 255 (byte) или от -128 до 127 (shortint), и как один из символов в кодировкеASCII(char).

Переменные с указанием их типа можно вводить в программу с помощью специальных команд описания (объявления)и соответствующих ключевых слов. Значения переменных можно преобразовать из одного типа в другой в соответствии с соглашениями языка программирования. Такой процесс называется приведением типов.

Если переменные присутствуют в программе на протяжении всего времени ее работы, то их называют статическими. Переменные, создающиеся и уничтожающиеся на разных этапах выполнения программы, называютдинамическими.

Константамиилипостоянныминазывают данные, значения которых заданы в тексте программы и не изменяются при ее выполнении. Константы, как и переменные, хранятся в памяти и имеют тип. Их можно указывать в тексте программы явно (такие константы называются такжелитералами), или для удобства обозначать идентификаторами, как и переменные. Например, инструкцияConst pi = 3.14задаёт значение константы pi, и это значение во время работы программы изменить нельзя, так как это не переменная. При этом запись3.14является литералом. Значения строковых литералов всегда заключаются в кавычки.

Выражения(англ.expression) предназначаются для записи необходимых вычислений, состоят из констант, переменных и функций, объединенных знаками операций –операторами(в узком смысле). Каждая операция имеет свой приоритет, то есть очерёдность выполнения. Так, значение выражения2+2*2будет равно шести. Изменить порядок вычисления можно с помощью круглых скобок. Выражения записываются в виде линейных последовательностей символов (без подстрочных и надстрочных символов, "многоэтажных" дробей и т.д.), что позволяет вводить их в компьютер одной строкой. В зависимости от типа операций различают арифметические, логические и строковые выражения.

Арифметическиевыражения служат для определения числового значения. Например, выражение(1+sin(x))/2содержит константы1и2, переменнуюx, функциюsin()и знаки операций+,/. Значение этого выражения приx=0будет равно0.5, а приx=pi/2– единице

Логическиевыражения описывают некоторые условия, которые могут удовлетворяться или не удовлетворяться. Таким образом, логическое выражение может принимать только два значения – "истина" или "ложь" ("да" или "нет"). Рассмотрим в качестве примера логическое выражениеx*x + y*y < r*r, определяющее принадлежность точки с координатами (x, y) внутренней области круга радиусомr c центром в начале координат. Приx=1,y=1,r=2значение этого выражения – "истина", а при x=2,y=2,r=1– "ложь".

Примеры использования в выражениях некоторых, наиболее часто используемых операторов (обозначений операций), приведены в таблице 16.

Таблица 16