Предисловие
Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения подготовки бакалавров по направлениям 262000 «Технология изделий легкой промышленности» и 262200 «Конструирование изделий легкой промышленности» и учебными планами соответствующих направлений подготовки (профили «Технология швейных изделий», «Технология изделий из кожи», «Конструирование швейных изделий», «Конструирование изделий из кожи»). Учебное пособие предназначено для изучения дисциплины «Информатика», которая входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла ФГОС ВПО.
Уровень подготовки будущего бакалавра определяется совокупностью требований ФГОС ВПО соответствующего направления. Целью изучения дисциплины «Информатика» является формирование знаний и умений, а также развитие навыков и способностей, соответствующих следующим общекультурным и профессиональным компетенциям будущего выпускника:
способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе;
соблюдение основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией;
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
готовность подготавливать презентации, научно-технические отчеты и доклады по результатам выполненных исследований;
готовность применять информационные технологии при проектировании процессов изготовления изделий легкой промышленности;
В результате изучения дисциплины «Информатика» студент должен владеть знаниямиосновных понятий, изучаемых в информатике как науке; принципов и методов обработки, хранения и передачи информации; технических и программных средств реализации информационных процессов; файловых систем; моделей решения функциональных и вычислительных задач; основ алгоритмизации и программирования; языков программирования; программного обеспечения и технологии программирования; баз данных; методов работы в Интернете; общих сведений о пакетах прикладных программ;уметьиспользовать базовые функции текстовых, формульных и табличных процессоров, составлять алгоритмы решения типовых задач, осуществлять обмен информацией в сетях, проводить поиск информации в Интернете, работать с электронной почтой;владеть пользовательскими вычислительными системами и системами программирования; навыками использования типовых пакетов программ для обработки, текстовой и изобразительной информации, основами подготовки презентаций и отчетов.
Методика изучения дисциплины строится на основе сочетания теоретического и практического обучения. Пособие содержит основные теоретические сведения, необходимые для получения студентом базовых знаний, умений и навыков в соответствии собщекультурными и профессиональными компетенциями, указанными в матрице компетенций, представленной в учебных планах.Материалы, помеченные символом «*» (отдельные подразделы, понятия, примеры), требуют расширенного самостоятельного изучения и адресованы студентам, ориентированным на повышенный уровень подготовки.
Особое внимание в пособии уделяется системам и технологиям автоматизированного проектирования, получившим широкое применение в инженерно-конструкторской деятельности, в том числе и в легкой промышленности. Достаточно подробно, с приведением примеров решения задач различной сложности, изложен раздел «Основы алгоритмизации». Это имеет большое значение для студентов указанных направлений, так как для работы в системах автоматизированного проектирования (САПР) необходимо знание базовых понятий алгоритмизации.
Электронная версия пособия содержит интерактивные примеры, рассчитанные на демонстрацию их работы в среде Visual Basic for Applications, а также гиперссылки, обеспечивающие возможность навигации по тексту пособия. Так, в конце каждого раздела приводится гиперссылка «вернуться к содержанию».
Для активизации познавательной деятельности студентов в конце каждого раздела приводятся вопросы и тестовые задания для самоконтроля. Именно в форме тестирования проводится, например, Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (http://фэпо.рф/).
В учебном пособии нашел отражение многолетний опыт преподавания дисциплины «Информатика» для студентов технических специальностей дневной и заочной форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий. Пособие предназначается, прежде всего, для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров 262000 «Технология изделий легкой промышленности» и 262200 «Конструирование изделий легкой промышленности». Однако может быть рекомендовано и для студентов других направлений ВПО.
- Информатика
- Режим доступа к электронному аналогу печатного издания: http://www.Libdb.Sssu.Ru
- Содержание
- Предисловие
- Основные понятия информатики
- Понятие информации
- Свойства информации
- Понятие количества информации
- Предмет и задачи информатики
- Информационное общество
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Системы счисления и представление информации в эвм
- Представление (кодирование) данных
- Понятие об основных системах счисления
- Перевод чисел из одной системы счисления в другую
- Представление чисел в различных системах счисления
- Двоичная арифметика
- Арифметические действия над двоичными числами
- Представление чисел в эвм
- Примеры представления целых чисел в шестнадцатиразрядных двоичных кодах
- Представление десятичных чисел в четырёхразрядном коде Грея
- Кодирование информации в эвм
- Базовая таблица кодировки ascii
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Логические основы построения эвм
- Основы алгебры логики
- Операции сравнения
- Примеры операторов сравнения в разных языках программирования
- Логические операции
- Основные логические операторы
- Результаты, возвращаемые логическими операциями
- Основы элементной базы эвм
- Условные обозначения и диаграммы работы логических элементов
- Rs-триггер
- Элементы теории множеств
- Элементы теории графов
- Типы вершин блок-схем алгоритмов
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Технические средства реализации информационных процессов
- История развития эвм
- Классификация эвм
- Архитектура эвм
- Состав персонального компьютера
- Внешние устройства
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Системное программное обеспечение эвм
- Базовые понятия ос
- Классификация операционных систем
- Файловая структура эвм
- Примеры общепринятых расширений для популярных типов файлов
- Файловые системы Microsoft Windows
- Драйверы устройств
- Служебные программы
- Обзор операционных систем unix и Linux
- Обзор операционных систем Windows
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Прикладное и инструментальное программное обеспечение
- Прикладное программное обеспечение общего назначения
- Прикладное программное обеспечение специального назначения
- Инструментальное по
- Нумерация версий программ
- Правовой статус программ
- Текстовые редакторы и процессоры
- Программы подготовки презентаций
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Электронные таблицы
- Основные понятия электронных таблиц Excel
- Ввод, редактирование и форматирование данных
- Вычисления в таблицах
- Диаграммы
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Модели решения функциональных и вычислительных задач
- Моделирование как метод познания
- Классификация моделей
- Классификация видов моделей
- Компьютерное моделирование
- Информационные модели
- Примеры информационных моделей
- Базы данных
- Искусственный интеллект
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основы алгоритмизации
- Основные этапы компьютерного решения задач
- Понятие алгоритма и его свойства
- Исполнители алгоритмов
- Способы описания алгоритмов
- Обозначение и функциональное назначение наиболее часто употребляемых символов в схемах данных и программ
- Базовые управляющие структуры алгоритмов (основные алгоритмические конструкции)
- 2) Альтернатива (ветвление);
- 3) Итерация1 (цикл).
- Алгоритмы линейной структуры
- Алгоритмы ветвящейся структуры
- Алгоритмы циклической структуры
- Способы комбинации базовых управляющих структур (основных алгоритмических конструкций)
- Примеры комбинации основных алгоритмических структур
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основы программирования на языках высокого уровня
- Основные понятия языков программирования
- Примеры использования имён
- Операторы в арифметических и логических выражениях
- Типы данных и операторы описания переменных
- Некоторые базовые типы переменных
- Описание переменных в разных языках
- Синтаксис операторов описания сложных типов переменных
- Основные операторы
- Синтаксис некоторыхоператоров
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основные операторы языка visual basic for applications
- Оператор присваивания
- Примеры использования оператора присваивания
- Условный операторIf … then
- Оператор выбора варианта*
- Операторы цикла
- Оператор циклаFor … next
- Математические функции
- Краткие сведения о математических функциях в vba и Паскале
- Функции обработки строк*
- Краткие сведения о строковых функциях
- Функции преобразования данных
- Краткие сведения о функциях преобразования данных
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Технологии программирования
- Концепция программирования
- Характеристика трудоёмкости разработки программ
- Структурное и модульное программирование
- Рекурсивные алгоритмы *
- Объектно-ориентированное программирование
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Языки и системы программирования
- Уровни языков программирования
- Системы программирования
- Классификация языков программирования
- Процедурные языки программирования
- Объектно-ориентированные языки
- Декларативные языки
- Языки программирования для баз данных и компьютерных сетей
- Языки моделирования *
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основные понятия компьютерной графики
- Виды компьютерной графики
- Графические форматы
- Цветовые модели *
- Программные средства создания растровых изображений
- Программы векторной графики
- Программные средства обработки трехмерной графики
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основные понятия баз данных
- Задачи, решаемые с помощью баз данных
- Классификация бд
- Реляционная модель данных
- Свойства полей базы данных
- Типы данных
- Безопасность и объекты баз данных
- Проектирование баз данных *
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Средства автоматизации проектных, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
- Задачи, решаемые с помощью систем автоматического проектирования
- Программные продукты MathWorks
- Сапр в легкой промышленности
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основы компьютерных сетей
- Основы передачи данных
- Назначение и классификация сетей
- Сетевая модель osi/iso
- Сетевое оборудование
- Основные стандарты и протоколы
- Т Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Глобальная сеть интернет
- Подключение к Интернет
- Службы Интернет
- Поиск информации в Интернете
- Наиболее известные и популярные поисковые системы
- Поиск с использованием языка запросов *
- Логические операторы
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Основы информационной безопасности
- Угрозы информационной безопасности
- Методы и средства защиты информации
- Правовые основы информационной безопасности
- Ответственность за преступления в области информационных технологий
- Криптографические механизмы защиты информации
- Компьютерные вирусы и вредоносные программы
- Методы защиты от вирусов
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
- Библиографический список
- Учебное издание информатика Учебное пособие