40. Неравномерная сетка. Изолинии
Неравномерной сеткой называется модель описания поверхности в виде множества отдельных точек {(x0, y0, z0), (x1, y1, z1), …,(xn-1, yn-1, zn-1)}, принадлежащих поверхности. Эти точки могут быть получены, например, в результате измерений поверхности какого-нибудь объекта с помощью определенного оборудования. Такую модель можно считать обобщением для некоторых рассмотренных выше моделей. Например, векторная полигональная модель и равномерная сетка могут считаться разновидностями неравномерной сетки.
Рассмотрим модель поверхности в виде множества точечных значений, логически никак не связанных между собой. Неравномерность задания опорных точек усложняет определение координат для других точек поверхности, которые не совпадают с опорными точками. Требуются специальные методы пространственной интерполяции.
Пусть задача заключается в вычислении значения координаты z по известным координатам (x, y). Для этого необходимо найти несколько самых близких точек, а затем вычислить искомое значение z, исходя из взаимного расположения этих точек в проекции (x, y).Для равномерной сетки эта задача решается достаточно просто – поиска фактически нет, сразу рассчитываются индексы самых близких опорных точек.
Вторая задача заключается в отображении (визуализации) поверхности. Эту задачу можно решать несколькими способами. Один из наиболее распространенных – триангуляция. Процесс триангуляции может быть представлен следующим образом:
● находим первые три самые близкие друг к другу точки - получаем одну плоскую треугольную грань;
● находим точку, ближайшую к этой грани, и образовываем смежную грань, и т.д., пока не останется ни одной отдельной точки.
Это – общая схема триангуляции.В литературе можно встретить множество алгоритмов триангуляции, сводящихся к описаному выше. Один из наиболее распространенных – триангуляция Делоне.
Описание поверхности треугольными гранями можно уже считать разновидностью векторной полигональной модели. В англоязычной литературе для ее названия используется аббревиатура TIN(TriangulatedIrregularNetwork). После триангуляции получаем полигональную поверхность, отображение которой выполнить уже достаточно просто.
Рассмотрим еще один из вариантов описания поверхности – изолинии высоты. Любая изолиния состоит из точек, представляющих одно числовое значение какого-то показателя, в данном случае значение высоты. Изолинии высоты также можно рассматривать как контуры разреза поверхности горизонтальными плоскостями (поэтому для изолиний высоты часто применяется название "горизонтали"). Описание поверхности изолиниями высоты часто используется, например в картографии. Для описания поверхности можно использовать не только изолинии высоты, но и другие, например x- илиy-изолинии.
В компьютерных системах изолинии часто описываются векторно – полилиниями. Используются также изолинии в виде сплайновых кривых.
Точки, составляющие изолинии, и отдельные опорные точки располагаются неравномерно. Это усложняет расчет координат точек поверхности. В графических компьютерных системах для выполнения многих операций, в первую очередь, для визуализации поверхности, обычно требуется преобразование описания поверхности из одной формы в другую. Преобразование изолиний в полигональную модель также выполняется методами триангуляции (здесь алгоритмы триангуляции сложнее, чем для триангуляции отдельных точек). Для преобразования неравномерной сетки в равномерную используют специальную интерполяцию.
Положительные черты неравномерной сетки:
● использование отдельных опорных точек, наиболее важных для заданной формы поверхности, обусловливает меньший объем информации по сравнению с другими моделями, например с равномерной сеткой;
● применение изолиний на картах и планах позволяет наглядно отображать рельеф поверхности.
Недостатки:
● невозможность или сложность выполнения многих операций над поверхностями;
● сложность алгоритмов преобразования в другие формы описания поверхностей.
- 3. История развития комп графики
- 7, Системы координат
- 8. Устройства ввода
- Диалоговые
- Полуавтоматически (дигитайзер,
- 12. Системы кодирования цвета.
- 13. Устройства вывода
- 16. Алгоритм вывода окружности
- 17. Удаление невидимых линий и поверхностей
- Алгоритм Для каждого окна:
- 18. Показ с удалением невидимых точек. Классификация методов
- 19. Метод z-буфера
- 20. Алгоритмы построчного сканирования
- 2. Интервальный алгоритм построчного сканирования.
- 21. Алгоритм художника
- 22. Flat – закраска
- 23. Метод Гуро
- Метод Фонга
- 25. Построение поверхностей
- 27. Отсечение нелицевых граней
- 29. Параметрические уравнения линий.
- 30 . Кривые Безье
- 31. Форматы файлов растровой графики.
- 32. Аддитивная цветовая модель rgb
- 33. Субтрактивная цветовая модель cmy
- 34. Аффинные преобразования координат на плоскости:
- 35. Проекции
- Параллельные проекции Перпендикулярное проецирование на картинную плоскость Косоугольное проецирование на картинную плоскость
- 36. Аналитическая модель поверхности
- 37. Векторная полигональная модель
- 38. Воксельная модель
- 39. Равномерная сетка
- 40. Неравномерная сетка. Изолинии
- 41. Визуализация трехмерных изображений Проецирование трехмерных объектов на картинную плоскость
- Уровни визуализации
- Каркасная визуализация
- 42 . Расчет нормали к объекту