Итоговое эссе
Мы рекомендуем написать эссе по какому-то своему рабочему (не учебному! не выдуманному «кейсу»! ) проекту. Эссе (essay) предполагает сочинение в свободной форме на заданную тему, а его минимальное содержание задаётся описанием и характеристикой состояний семи основных альф проекта и их важными подальфами.
Эссе в нашем случае — это необязательно текст. Можно подготовить и устное выступление, а структуру содержания и диаграммы представить на слайдах. В любом случае это эссе нужно будет кому-то показать (менторам, коллегам, друзьям — желательно тем, кто уже как-то знаком с системным мышлением), чтобы получить отклик. Очень часто после подготовки эссе и получения отклика принимается решение перечитать учебник заново. И учебник затем читается как будто в первый раз, из него вычитывается много нового, не замеченного при первом чтении.
Потом вы в своей рабочей жизни постоянно будете готовить такие эссе: обзоры проекта следуют обычно именно этой логике.
Но не ждите какого-то шаблона для эссе, не ждите «образцов». Бесчисленные толпы студентов и даже великовозрастных курсантов обычно пытаются стащить успешные образцы эссе у одногруппников или коллег, и мы затем видим в описании электронных устройств следы шаблона описания прочностных напылений, в описании вебсайтов следы шаблона описания фемтосекундных лазеров, в описании девелоперских проектов следы шаблона описания учебных курсов, и т. п. Ваш проект уникален, его и нужно описывать уникально, не по шаблону.
Вы пишете эссе для того, чтобы представить своё понимание проекта. И эти эссе получаются настолько разными, насколько разными выглядит проектная документация для разных инженерных проектов (программистских, строительных, машиностроительных, электронных), проектная документация для разных проектов в смысле проектного/программного управления/управления процессами/управления кейсами, маркетинговая документация для самых разных брендов. В этом весь смысл отсутствия шаблона.
Нельзя работать с какой-то системой и каким-то предпринятием по её созданию и абстрагировать суть этого проекта так, чтобы получить шаблон, удовлетворяющий всему разнообразию систем и предпринятий. Такой общей абстракции, как список семи альф и намёток по их важным подальфам, вполне достаточно, дальше будет идти самая разная конкретика.
Тем не менее, вот требования к содержанию эссе (но не к его форме):
1. Презентация системной холархии. Это самая трудная часть: в ней представляется целевая система и говорится, какая у неё использующая система. Обычно прохождение этого пункта занимает больше половины времени подготовки эссе. Удивительно, но даже после тщательной самопроверки в представленной холархии можно найти все описанные в учебнике ошибки — начиная с того, что в холархии есть абстрактные объекты (не имеющие экстента), не выдерживается отношение часть-целое, нарушается принцип почтальона, холархия выстраивается не на момент стадии эксплуатации и т. п.
Попытайтесь сначала представить функциональную холархию, а не модульную. Назовите вашу целевую систему по её основной, самой трудной в реализации и наиболее полезной пользователю функции (беда, если все эти три функции не совпадают). Если вы делаете сервис, то вам придётся ещё и описать создаваемую для этого сервиса обеспечивающую систему (начиная с её холархии), но это не освобождает от обязанности проработать все вопросы с целевой системой и её использующей системой.
2. Основная часть эссе: краткое описание проекта создания целевой системы, структурированное по всем основным альфам проекта (возможности, стейкхолдеры, определение и воплощение системы, работы, технологии, команда), включая их важнейшие подальфы (потребности, требования, архитектура и что ещё может быть интересно для проекта) — их характеристика, текущее состояние, основные проблемы и рекомендации по их устранению.
Обратите внимание, что при описании нужно кратко характеризовать состояние альфы. Так, команда интересует не только на предмет закрываемых ей стейкхолдерских ролей (требуемых компетенций), но интересен вопрос — сотрудничает ли она? Продуктивна ли она? Помним про лидерство: как у вас с ним? Работы характеризуются прежде всего тем, как вы ими управляете: список работ тут бесполезен, он же будет меняться каждый день. Как вы определяете, какую работу из большого списка работ нужно делать прямо сейчас? Есть ли у вас какие-то ожидания по срокам окончания работ, по требуемым для этого ресурсам? Какие работы лежат на критическом пути, критической цепи? В каком состоянии буферы проекта? Технологии обязательно указывайте как поддерживающие какую-то дисциплину. Не знаете дисциплины? А что тогда поддерживают ваши технологии — работу по наитию?!
В ходе описания альфы «технология» не забудьте привести краткую характеристику жизненного цикла целевой системы (а если вы делаете сервис, то и обеспечивающей), выбранного вида жизненного цикла проекта (помните, чем отличается жизненный цикл системы от жизненного цикла проекта?), практик управления жизненным циклом (как вы назначаете работы на практики? Как управляете конфигурацией и изменениями?). Дайте краткую характеристику используемых практик технологического предпринимательства, системной инженерии, операционного менеджмента. Проблемы, рекомендации по их устранению. Особое внимание должно быть уделено вопросу насколько планы управления работами и финансовые планы отражают архитектуру системы и особенности её жизненного цикла, а также насколько вид жизненного цикла помогает удовлетворить стейкхолдеров.
4. Рефлексия: случилась ли метанойя (помните материал первого раздела?) и по каким именно темам, что осталось непонятным в материале курса?
5. Планирование: какие у вас планы по продолжению образования в системном мышлении, системном менеджменте, системной инженерии, системном предпринимательстве, системным занятиям культурой, системном личном развитии?
В эссе не пересказывается и не цитируется материал учебника, не приводятся диаграммы из учебника. В зачёт идёт только приложение материала к реалиям проекта: это легко проверяется — есть ли в вашем тексте термины предметной области проекта, или только общие термины, верные для всех проектов? Нет ли фраз типа «сделать как можно более дешёвую систему» или «сделать систему, максимально удобную для использования», которые «правда, но совершенно бессмысленная правда», ибо приложима к любому проекту? Просмотрите ваше эссе и конкретизируйте все общие высказывания, чтобы они были уникальными для вашего проекта.
Тщательный выбор целевой системы — это примерно половина работы. Например, начальники берут целевые системы трёх десятков разных порученных им проектов, думают про них как один проект и получают три десятка перемешанных холархий, с чем дальше работать невозможно. Нужно в таком случае честно сказать себе, что у вас несколько разных проектов и сделать эссе только по одному из них.
Нужно, чтобы эссе делалось по одному какому-то проекту, ибо даже «типовой проект» это не «все самые разные проекты, которые у меня бывают, в одном флаконе». Но и при одной внятной холархии на поверку оказывается, что курсанты не проверяют даже того, что холархия даётся на момент эксплуатации (operations) и все отношения в ней «часть-целое».
Эссе может быть презентацией на пару десятков слайдов, текстом на десяток страниц, нам встречался и вариант почти книжки на шестьдесят страниц, который писался полгода. Дело не в объёме текстов, не в длине презентации, не в сроках подготовки. Дело в том, чтобы в соответствии с нормами системного мышления описать все основные альфы проекта и важные для проекта основные подальфы (некоторые из которых, возможно, придётся переопределить, или даже определить заново — общий учебник и общие стандарты не могут учесть особенностей каждого отдельного проекта).
Один из встречавшихся нам вариантов эссе закончился тем, что были определены все альфы, кроме альфы «работа» — и это было понятно даже автору эссе. Этот автор признал, что у него в проекте «настоящий бардак», и отсутствие описания альфы «работа» действительно не случайно, он просто не знает, что делать, мало обращал на этот аспект проекта внимание — эссе чётко это показало, дало материал для рефлексии. Это и есть задача эссе: применить материал курса к реальной жизни, дать себе честный ответ, чем занимаетесь. А дальше — включить мозг и решать выявленные проблемы, системное мышление тут само по себе не поможет. Скорее всего, чтобы решить эти проблемы, вам придётся или самому освоить какие-то новые практики, или пригласить владеющего этими практиками специалиста. Не надейтесь, что все проблемы решаются применением смекалки и сообразительности.
- 1. О мышлении Разные мышления
- Требования к мышлению
- Место системного мышления среди других мышлений
- Варианты системного мышления
- Системная инженерия
- Наш вариант системного подхода
- Наша онтология системного подхода
- Семантика и описания
- Терминология
- Формы мышления
- Можно ли научить мышлению?
- Стадии обучения мышлению
- Особенности решения учебных задач по системному мышлению
- Переход к использованию мышления
- 2. Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы Воплощение, определение и описание системы
- Абстрактные объекты
- 4D экстенсионализм
- Отношение состава
- Отверстия
- Процессы и действия
- Компьютерные программы
- Функции
- Физические и функциональные объекты
- Второе поколение системного подхода
- Стейкхолдер
- Театральная метафора
- Мышление о людях: прежде всего они стейкхолдеры
- Позиция
- Лидерство
- Внешние и внутренние стейкхолдеры
- Организационные места, ответственность, звания
- Сколько всего стейкхолдеров
- Луковичная диаграмма
- Интересы
- Кто участвовал в последнем совещании?
- 3. Системная холархия Не всё системы, что ими называют
- Понятие холона и холархии
- Эмерджентность
- Пять видов систем в холархии
- Рекурсивное применение системного мышления
- Потребности, требования, ограничения
- Примеры использования терминологии видов систем
- Системы систем
- Люди в системах
- Государственное строительство и госпроекты
- Будущее
- Общность мышления по мере усложнения систем
- Сложность и меры сложности
- 4. Целевая и использующая система Сначала найти целевую систему
- Система — это продукт, или сервис?
- Признаки целевой системы
- Принцип почтальона
- Типовые ошибки определения целевой системы
- Именование системы
- Использующая система
- Холархия человеческого движения
- Системный подход: для всех видов систем, не только для целевой
- 5. Определение и описание системы Междисциплинарность
- Многерица: единонемыслие единого
- Многерица холархий
- Компонентный анализ и модульный синтез
- Альфы и рабочие продукты
- Описание системы
- Модели и виды моделей
- Мультимодель и междисциплинарность
- Метод описания и мега-модель
- Компонентные описания: принципиальные схемы
- Модульные описания
- Платформы и технологические стеки
- Важность функциональных рассмотрений целевой системы
- Предпринятия
- Необходимость хорошей модульности
- Борьба со сложностью в мышлении
- Требования как часть определения системы
- Два понимания требований
- Требования и холархия
- Целеориентированная инженерия требований
- Проверка и приёмка
- Понятие архитектуры
- Понятие конфигурации
- Инженерия предприятия
- 6. Понятие жизненного цикла Биологический жизненный цикл
- Понятие жизненного цикла системы 1.0
- Изображение жизненного цикла как работ (1.0)
- Проблемы с жизненным циклом 1.0
- Жизненный цикл 2.0
- Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
- Три времени жизненного цикла
- Понятие практики
- Дисциплина в составе практики
- Технология в составе практики
- Практики жизненного цикла
- Пример: практики жизненного цикла системной инженерии
- Методологии
- 7. Вид жизненного цикла
- Моделеориентированность в жизненном цикле
- Гибридные модели жизненного цикла
- Управление работами и управление жизненным циклом
- Виды практик управления работами
- Тренды в практиках управления работами
- За пределами жизненного цикла
- Жизненный цикл как архитектура деятельности
- 8. Системная схема проекта и основной жизненный цикл Системная схема проекта
- Альфы — общий объект отслеживания команды
- Альфа возможности
- Альфа стейкхолдеров
- Альфа определения системы
- Альфа воплощения системы
- Альфа работы
- Альфа команды
- Альфа технологии
- За чем следить в проекте
- Состояния альфы и рабочие продукты
- Как работают с системной схемой проекта
- Подальфы
- Основной жизненный цикл
- Модели зрелости и модели готовности технологий
- Системные практики
- Итоговое эссе
- Что дальше