logo

Модели зрелости и модели готовности технологий

Иногда последовательность смены состояний альфы «технология» выделяют как отдельнуюмодель зрелости (maturity model). Модель зрелости иногда путают с жизненным циклом практик, но чаще всего практика уже есть, и речь идёт только о том, чтобы эта внешняя по отношению к организации практика превратилась в оргвозможность (capability) данной организации, могла быть задействована в работах различных предпринятий в данной организации — модель зрелости тем самым не жизненный цикл практики, а жизненный цикл проекта освоения практики.

Например, для ISO 15288 (стандарта практик жизненного цикла системной инженерии) штатно предполагается использование модели зрелостей из ISO 1504 (стандарт проверки соответствия используемых практик описанным международными стандартами практик). Соответствие предполагает некоторые уровни, и вот эти уровни и есть «модель зрелости» (maturity model). Модели зрелости часто изображаются в виде «ступенек», по которым нужно «идти вверх»:

Модели готовности технологий (technology readiness) затрагивают как раз предыдущие по отношению стадиям модели зрелости группе стадий жизненного цикла технологии: о разработке. Например, Technology Readiness Level, разработанная 35 лет назад для аэрокосмоса, а затем распространившаяся в машиностроении нефтегазовой промышленности, где ступеньки-уровни для технологии ближе к классическому жизненному циклу в варианте 1.0, только речь идёт именно об инструментарии, «технологии» :

• TRL 1. Сформулирована фундаментальная концепция технологии и обоснование её полезности.

• TRL 2. Определены целевые области применения технологии и её критические элементы.

• TRL 3. Получен макетный образец и продемонстрированы его ключевые характеристики.

• TRL 4. Получен лабораторный образец, подготовлен лабораторный стенд, проведены испытания базовых функций связи с другими элементами системы.

• TRL 5. Изготовлен и испытан экспериментальный образец в реальном масштабе по полупромышленной технологии, проведена эмуляция основных внешних условий.

• TRL 6. Изготовлен полнофункциональный образец на пилотной производственной линии, подтверждены рабочие характеристики в условиях, приближенных к реальности.

• TRL 7. Прототип системы продемонстрирован в составе системы в реальных условиях эксплуатации.

• TRL 8. Окончательное подтверждение работоспособности образца. Разработка. функционирующей реальной системы завершена.

• TRL 9. Изделие удовлетворяет всем требованиям: инженерным, производственным, эксплуатационным, по качеству и надёжности. Возможна модификация по снижению себестоимости, развитию и эволюции системы. Функционирующая реальная система подтверждена в ходе реальной эксплуатации через успешное выполнение испытательных заданий.

Все эти «модели зрелости» и «модели готовности технологий» лишь частные методы описаний жизненного цикла какой-то практики, причём они несут в себе все недостатки моделей жизненного цикла 1.0, как состоящего из работ-стадий и определяющегося состоянием только альф определения и воплощения системы, но игнорирующем при этом состояние всех других альф.

«Практики работы с практиками» в этих моделях практически не рассматриваются, принципы назначения работ на практики работы с практиками (и технологиями в составе практик) не обсуждаются. Более того, все эти старинные «модели зрелости» ориентированы на «большие методологии» и плохо работают в условиях, когда «большие методологии» разбиты на маленькие практики, которые постоянно меняются и поэтому находятся на совсем разных уровнях зрелости в целом.

Поэтому мы упоминаем в нашей книге модели зрелости и модели готовности технологий как исторически очень популярные, но рекомендуем использовать для инженерии и освоения практик более современные воззрения на жизненный цикл с изменениями состояния множества альф.

С другой стороны, всегда можно брать эти шкалы/ступени/уровни состояний для того, чтобы иметь отправную точку для моделирования состояний тех или иных альф в вашем проекте, ни на секунду не теряя из виду все остальные альфы — в этой работе с частностями без потери из вида целого и заключается суть системного мышления.