logo

Подальфы

Подальфы и их состояния порождаются командой по потребности, когда команда понимает, что уровня контроля не хватает, и нужно внимание к частям ситуации, определяемой альфой. Подальфа — это просто альфа, только она не «верхнего уровня», не основная (essence), не из системной схемы проекта. Более того, у каждой альфы (в том числе у подальф) могут быть свои подальфы, а одна подальфа может быть подальфой нескольких альф и подальф. Примеры этих подальф можно брать в самом стандарте OMG Essence, можно брать в разнообразной литературе (прежде всего тут нужно указать на разработки Ivar Jacobson International по разработке альф для самых разных практик, особенно для гибких методологий ).

Вот пример альфы «подрядчик» как подальфы «стейкхолдеры» и «команда». Это альфа была подготовлена для крупной компании, занимающейся сооружением сложных инженерных объектов, отсюда и специфика её состояний. Для других проектов и других компаний это были бы совсем другие состояния:

• Признан — обоснование аутсорсинга есть; требования и ограничения для подсистемы есть; требования к гарантийному обслуживанию и ремонтным работам есть; требования к технологиям работы есть; сроки поставки определены; критерии приёмки результата есть; оценка возможной цены есть.

• Выбран — технико-коммерческие предложения получены; переговоры с кандидатами проведены; технико-коммерческие предложения оценены; подрядчик нами выбран.

• Привлечён — валютные, сроков поставки, качества и прочие риски оценены; договор с учтёнными рисками подписан; аванс перечислен; необходимая документация для начала работ передана; уведомление о начале работ получено; процедура коммуникации команды с исполнителями установлена.

• Работы идут — надзор за работами установлен; запросы обоих сторон учитываются; запросы обоих сторон своевременно решаются; график работ соблюдается; технология работ соответствует ожидаемой; коммуникация команды с исполнителем не прерывается.

• Работы приняты — уведомление об окончании работ получено; испытания проведены; претензий к качеству работ нет (претензии сформулированы и устранены); акты проведения успешных испытаний подписан; результаты работ доставлены на место; документация передана; монтажные работы произведены; пуско-наладочные работы проведены.

• Работы закрыты — акт приёмки-сдачи подписан; деньги перечислены; никаких дел к подрядчику нет; гарантийные и сервисные работы производятся; документация архивирована.

Регулярная проверка того, что сделано и что не сделано по такому чеклисту существенно снижает риски.

О рисках хорошо не думать до того момента, пока они не реализуются. Но поскольку люди не компьютеры, один раз из десятка просто в силу отвлечения внимания или надежды, что какую-то важную работу сделает кто-то другой в команде, важная работа просто не делается. И обращение к чеклисту может спасти ситуацию.

Как пользоваться постоянно раздувающимся списком подальф с их контрольными вопросами для прохождения контрольных точек может помочь практик работы с чеклистами, описанная в книге Атула Гаванде «Чеклист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям».

По всем проблемам, обнаруженным в ходе рассмотрения состояния альф такого отчёта, планируются решающие эти проблемы работы и им выделяются ресурсы в соответствии с принятой практикой управления работами (например, для документирования заданий на эти работы используется трекер, а для запуска в работу практика канбан).

Затем эти работы будут двигать состояния всех альф в их взаимосвязи в направлении к успешному завершению проекта, а новые проблемы будут своевременно выявляться опять же с применением системной схемы проекта.