Системные практики
Системное мышление не обещает, что его использование сразу решит все проблемы. Нет, его использование только позволит последовательно перемещать внимание с одной части ситуации на другую, ни в один момент не теряя из виду целого.
Системное мышление не даёт однозначный «объективный» ответ, оно требует организации коллективного мышления разных стейкхолдеров.
Системное мышление не похоже на алгоритм, гарантирующий превосходный результат проекта.
Нет, оно даёт только удобную нарезку мира на объекты внимания. Оно не столько помогает решать проблемы, сколько помогает эти проблемы выявлять чуть раньше, чем в жизни проявятся их последствия. Ибо в сложных системах причина и следствие часто разделены во времени и пространстве, типичная иллюстрация важности системного мышления (в котором непрерывно напоминается о том, что все отдельные рассмотрения только части целого) выглядит так:
Что делать после того, как выявлены проблемы? Включать мозг и решать эти проблемы, другого варианта нет. Системное мышление может только быстро подвести к проблемам чуть раньше, чем в жизни проявятся их последствия. Оно позволяет компактно и просто описывать сложный мир и выявлять риски непродуманности.
На протяжении всей книги мы учились только «как думать», если рассматривать мир состоящим из систем. Мы не учились ничего делать.
Для того, чтобы что-то делать, требуется отдельно потратить время на обучение практикам разных областей интересов — клиентской, инженерной, предпринятия. Это требует большого времени.
Например, вам стало понятно, что нужно заниматься инженерией требований, но как именно это делать? Есть огромная литература по этому вопросу, множество конкурирующих друг с другом практик, и овладеть практиками выявления потребностей и требований, их анализа, управления требованиями оказывается очень непросто. Есть многочисленные приёмы работы инженера по требованиям, особенности этой работы для разных видов систем (например, требования к полупроводниковому компьютерному чипу и к танцу для показа на детском утреннике будут выявляться абсолютно по-разному, они будут абсолютно по-разному документироваться, управление этими требованиями будет устроено несравнимым образом). Всей этой работе с потребностями и требованиями нужно учиться отдельно. А ещё для работы с требованиями нужно уметь работать со стейкхолдерами, в том числе заниматься лидерством (помогать исполнителям стейкхолдерских ролей хорошо играть эти роли). Для лидерства нужно владеть техниками активного слушания, навыками коммуникации. Всему этому тоже нужно учиться.
Но зачем тогда нужно системное мышление, если всем практикам нужно учиться отдельно?
Системное мышление нужно для того, чтобы разбираться со сложной коллективной деятельностью людей с самыми разными системами. Для каждой отдельной части системы системный мыслитель будет понимать её место в целой системе, для каждой отдельной практики системный мыслитель будет понимать её место в жизненном цикле системы, для всех своих умений системный мыслитель будет понимать ситуации, в которых возникает потребность в этих умениях. Системный подход нужен, чтобы упростить разбирательство со сложными ситуациями, сложными системами, не терять леса за деревьями отдельных специализированных практик. Системное мышление поможет специалисту ориентироваться в окружающей жизни, не теряться внутри своей частной работы, вписывать свой труд и свои знания в общий труд и знания для проекта, а также планировать своё личное развитие — возможность участвовать во всё новых и новых проектах.
- 1. О мышлении Разные мышления
- Требования к мышлению
- Место системного мышления среди других мышлений
- Варианты системного мышления
- Системная инженерия
- Наш вариант системного подхода
- Наша онтология системного подхода
- Семантика и описания
- Терминология
- Формы мышления
- Можно ли научить мышлению?
- Стадии обучения мышлению
- Особенности решения учебных задач по системному мышлению
- Переход к использованию мышления
- 2. Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы Воплощение, определение и описание системы
- Абстрактные объекты
- 4D экстенсионализм
- Отношение состава
- Отверстия
- Процессы и действия
- Компьютерные программы
- Функции
- Физические и функциональные объекты
- Второе поколение системного подхода
- Стейкхолдер
- Театральная метафора
- Мышление о людях: прежде всего они стейкхолдеры
- Позиция
- Лидерство
- Внешние и внутренние стейкхолдеры
- Организационные места, ответственность, звания
- Сколько всего стейкхолдеров
- Луковичная диаграмма
- Интересы
- Кто участвовал в последнем совещании?
- 3. Системная холархия Не всё системы, что ими называют
- Понятие холона и холархии
- Эмерджентность
- Пять видов систем в холархии
- Рекурсивное применение системного мышления
- Потребности, требования, ограничения
- Примеры использования терминологии видов систем
- Системы систем
- Люди в системах
- Государственное строительство и госпроекты
- Будущее
- Общность мышления по мере усложнения систем
- Сложность и меры сложности
- 4. Целевая и использующая система Сначала найти целевую систему
- Система — это продукт, или сервис?
- Признаки целевой системы
- Принцип почтальона
- Типовые ошибки определения целевой системы
- Именование системы
- Использующая система
- Холархия человеческого движения
- Системный подход: для всех видов систем, не только для целевой
- 5. Определение и описание системы Междисциплинарность
- Многерица: единонемыслие единого
- Многерица холархий
- Компонентный анализ и модульный синтез
- Альфы и рабочие продукты
- Описание системы
- Модели и виды моделей
- Мультимодель и междисциплинарность
- Метод описания и мега-модель
- Компонентные описания: принципиальные схемы
- Модульные описания
- Платформы и технологические стеки
- Важность функциональных рассмотрений целевой системы
- Предпринятия
- Необходимость хорошей модульности
- Борьба со сложностью в мышлении
- Требования как часть определения системы
- Два понимания требований
- Требования и холархия
- Целеориентированная инженерия требований
- Проверка и приёмка
- Понятие архитектуры
- Понятие конфигурации
- Инженерия предприятия
- 6. Понятие жизненного цикла Биологический жизненный цикл
- Понятие жизненного цикла системы 1.0
- Изображение жизненного цикла как работ (1.0)
- Проблемы с жизненным циклом 1.0
- Жизненный цикл 2.0
- Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
- Три времени жизненного цикла
- Понятие практики
- Дисциплина в составе практики
- Технология в составе практики
- Практики жизненного цикла
- Пример: практики жизненного цикла системной инженерии
- Методологии
- 7. Вид жизненного цикла
- Моделеориентированность в жизненном цикле
- Гибридные модели жизненного цикла
- Управление работами и управление жизненным циклом
- Виды практик управления работами
- Тренды в практиках управления работами
- За пределами жизненного цикла
- Жизненный цикл как архитектура деятельности
- 8. Системная схема проекта и основной жизненный цикл Системная схема проекта
- Альфы — общий объект отслеживания команды
- Альфа возможности
- Альфа стейкхолдеров
- Альфа определения системы
- Альфа воплощения системы
- Альфа работы
- Альфа команды
- Альфа технологии
- За чем следить в проекте
- Состояния альфы и рабочие продукты
- Как работают с системной схемой проекта
- Подальфы
- Основной жизненный цикл
- Модели зрелости и модели готовности технологий
- Системные практики
- Итоговое эссе
- Что дальше