Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
Эксплуатация (operations, функционирование, usage, использование) — это особая стадия жизненного цикла, поскольку именно на этой стадии у нас с определением и воплощением целевой системы имеют дело не обеспечивающие системы, а системы в операционном окружении.
Все проекты/предпринятия/обеспечивающие системы по замысливанию, проектированию и созданию системы, затем проекты её ремонта и модернизации, а в конце концов и вывода из эксплуатации делаются главным образом для того, чтобы система могла выполнить свою функцию, оказать сервис, чтобы она могла быть проэксплуатированной. Вот схематически это показано на примере сверхсложной системы-человека.
Сам человек тут показан как 4D индивид. Это позволяет обсуждать изменение его состояний как полных темпоральных частей.
Его рожают (показана семья как обеспечивающая система), учат (школа/учительница как обеспечивающая система), и в этот момент, когда он ещё не вырос, и недоучен, он не является полностью дееспособным. Затем он эксплуатирует (сам себя! У него самопринадлежность), и обеспечивающие системы не показаны — вместо них мы находим множество систем в его операционном окружении. Да, в это же время идут «ремонты» (врачи) и «модернизации» (учёба, физподготовка), но чаще всего на диаграммах жизненного цикла это не отражается. А затем доктора его лечат, а микробы прекращают существование тела.
Где же тут жизненный цикл? Жизненный цикл тут — это выполняемые практики всех обеспечивающих систем, воплощённые в работах по поводу «замысливания», «проектирования», «производства» и «вывода из эксплуатации», плюс практики работы операционного окружения с целевой системой, воплощённые в соответствующих работах в ходе её эксплуатации.
Пример с человеком очень провокационен, ибо человек самопринадлежен, слово «эксплуатация» (в любых вариантах: использование) крайне эмоционально окрашено, по отношению к человеку плохо говорить о его «проектировании» и «производстве» в любом смысле этих слов. Но этот пример крайне полезен, чтобы понять принцип: одно и то же системное мышление с обязательным учётом границ его применимости можно использовать для снижения сложности разбирательства с самыми разными системами и самыми разными обеспечивающими системами и системами в операционном окружении.
Вот пример, который показывает, как целые цепочки жизненных циклов связаны через стадию эксплуатации, ибо стадия эксплуатации обеспечивающей системы — это когда она участвует в работах жизненного цикла целевой системы, и это может распространяться на несколько уровней.
Нужно всегда понимать, о какой системе вы говорите: когда вы говорите «топор», то непонятно — вы делаете топор (целевая ваша система), вы используете топор для колки дров (целевая система — дрова, топор — одна из обеспечивающих систем, необходимая для подготовки целевой системы к эксплуатации — сгоранию в печке) или топор для вас одна из систем в операционном окружении целевой для вас колоды, совместно с которой топор должен колоть дрова и свойства которого вы выясняете для того, чтобы спроектировать и изготовить правильную колоду .
Есть более простой способ показывать диаграммы жизненного цикла обеспечивающих систем: жизненный цикл на них рисуется изображающими время стрелками с зарубками, отделяющими стадии жизненного цикла, а отрезки работы обеспечивающей системы над соответствующей целевой системой показываются фигурной скобочкой на линии времени:
На таких диаграммах удобно рассказывать истории типа «мы организуем стартап, который создаст САПР, при помощи которого мы затем спроектируем топор, при помощи которого мы потом будем колоть дрова» — и для каждой системы в такой диаграмме понятно, что она проходит довольно долгую жизнь перед тем, как быть использованной/проэксплуатированной.
Есть два разных понимания эксплуатации в части представления ремонтов (обслуживания, maintainance — конструкция и функциональность остаются прежними) и модернизации (modernization, частичное изменение функциональности и конструкции):
• Эксплуатация как стадия включает в себя все эти работы. Главные люди — операторы и пользователи. Ремонтники и инженеры по модернизации отдельно не учитываются.
• Техобслуживание и ремонты, равно как и модернизация считаются отдельными стадиями, при этом модернизация разделяет несколько разных (первую, вторую и т.д.) стадий эксплуатации, а техобслуживание и ремонты считается стадией, которая протекает в одно и то же время с эксплуатацией, понимаемой как «рабочее функционирование» (operations). То есть техобслуживание и ремонты не считаются «короткими стадиями», а считаются длинной стадией, которая длится всё то же самое время, которое длится сама стадия эксплуатации — и это неважно, что сами работы по обслуживанию и ремонтам составляют не слишком большое время от этой стадии. Важно, что разделяются работы разных людей, эти работы (времени, когда система работает, и времени, когда система не работает) в обсуждениях не смешиваются друг с другом.
Это лишний раз подчёркивает условность отнесения работ к разным стадиям.
- 1. О мышлении Разные мышления
- Требования к мышлению
- Место системного мышления среди других мышлений
- Варианты системного мышления
- Системная инженерия
- Наш вариант системного подхода
- Наша онтология системного подхода
- Семантика и описания
- Терминология
- Формы мышления
- Можно ли научить мышлению?
- Стадии обучения мышлению
- Особенности решения учебных задач по системному мышлению
- Переход к использованию мышления
- 2. Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы Воплощение, определение и описание системы
- Абстрактные объекты
- 4D экстенсионализм
- Отношение состава
- Отверстия
- Процессы и действия
- Компьютерные программы
- Функции
- Физические и функциональные объекты
- Второе поколение системного подхода
- Стейкхолдер
- Театральная метафора
- Мышление о людях: прежде всего они стейкхолдеры
- Позиция
- Лидерство
- Внешние и внутренние стейкхолдеры
- Организационные места, ответственность, звания
- Сколько всего стейкхолдеров
- Луковичная диаграмма
- Интересы
- Кто участвовал в последнем совещании?
- 3. Системная холархия Не всё системы, что ими называют
- Понятие холона и холархии
- Эмерджентность
- Пять видов систем в холархии
- Рекурсивное применение системного мышления
- Потребности, требования, ограничения
- Примеры использования терминологии видов систем
- Системы систем
- Люди в системах
- Государственное строительство и госпроекты
- Будущее
- Общность мышления по мере усложнения систем
- Сложность и меры сложности
- 4. Целевая и использующая система Сначала найти целевую систему
- Система — это продукт, или сервис?
- Признаки целевой системы
- Принцип почтальона
- Типовые ошибки определения целевой системы
- Именование системы
- Использующая система
- Холархия человеческого движения
- Системный подход: для всех видов систем, не только для целевой
- 5. Определение и описание системы Междисциплинарность
- Многерица: единонемыслие единого
- Многерица холархий
- Компонентный анализ и модульный синтез
- Альфы и рабочие продукты
- Описание системы
- Модели и виды моделей
- Мультимодель и междисциплинарность
- Метод описания и мега-модель
- Компонентные описания: принципиальные схемы
- Модульные описания
- Платформы и технологические стеки
- Важность функциональных рассмотрений целевой системы
- Предпринятия
- Необходимость хорошей модульности
- Борьба со сложностью в мышлении
- Требования как часть определения системы
- Два понимания требований
- Требования и холархия
- Целеориентированная инженерия требований
- Проверка и приёмка
- Понятие архитектуры
- Понятие конфигурации
- Инженерия предприятия
- 6. Понятие жизненного цикла Биологический жизненный цикл
- Понятие жизненного цикла системы 1.0
- Изображение жизненного цикла как работ (1.0)
- Проблемы с жизненным циклом 1.0
- Жизненный цикл 2.0
- Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
- Три времени жизненного цикла
- Понятие практики
- Дисциплина в составе практики
- Технология в составе практики
- Практики жизненного цикла
- Пример: практики жизненного цикла системной инженерии
- Методологии
- 7. Вид жизненного цикла
- Моделеориентированность в жизненном цикле
- Гибридные модели жизненного цикла
- Управление работами и управление жизненным циклом
- Виды практик управления работами
- Тренды в практиках управления работами
- За пределами жизненного цикла
- Жизненный цикл как архитектура деятельности
- 8. Системная схема проекта и основной жизненный цикл Системная схема проекта
- Альфы — общий объект отслеживания команды
- Альфа возможности
- Альфа стейкхолдеров
- Альфа определения системы
- Альфа воплощения системы
- Альфа работы
- Альфа команды
- Альфа технологии
- За чем следить в проекте
- Состояния альфы и рабочие продукты
- Как работают с системной схемой проекта
- Подальфы
- Основной жизненный цикл
- Модели зрелости и модели готовности технологий
- Системные практики
- Итоговое эссе
- Что дальше