Альфы и рабочие продукты
Стандарт OMG Essence предлагает предлагает особый вид компонент — альфа (ALPHA). Альфа — это функциональный объект, контроль за изменением состояния которого позволяет оценивать степень продвижения проекта в работе с этой альфой. Мышление о том, «как проект работает» посвящено альфам, ролевым объектам, они имеют функцию/назначение, вменённые им в проекте человеком.
Этот же стандарт OMG Essence для модулей, физической реализации альф предлагает имярабочий продукт (work product, иногда используемый синоним — «артефакт», artifact, т.е. предмет искусственного происхождения) — это конструктивный объект: то, над чем работаем, из чего проект «собран», что можно обнаружить в окружающем мире.
Альфа отличается от ранее встречавшихся нам 4D-функциональных объектов тем, что она бывает и абстрактным объектом — каким-то определением системы: требованиями, архитектурой, неархитектурной частью проекта/design. В проекте приходится следить как за функциональной частью разных описаний системы (определениями), так и за функциональной частью воплощения системы (компонентами).
О состоянии альфы мы можем судить, наблюдая за рабочими продуктами: о состоянии Принца Гамлета можно судить, наблюдая за Василием Пупкиным в тот момент, когда он играет роль (и только в тот момент, и только в той части, в какой Василий Пупкин играет именно эту роль!).
Альфы и рабочие продукты нельзя путать: альфы (роли!) существуют главным образом в голове (хотя о них мы и думаем как о реальных объектах), рабочие продукты в мире. В стандарте они изображаются разными значаками: альфа похожа на греческую α, а рабочий продукт на лист бумаги с загнутым уголком.
Стандарт разрабатывался главным образом для разработчиков информационных систем, поэтому он не совсем соответствует принципам 4D экстенсионализма (например, альфами там вполне называют описания — идеальные объекты, не имеющие в мире экстента), но эти тонкости не так важны.
Главное тут запомнить: альфы берутся из «теории», из обеспечивающих мышление научных, инженерных, культурных (те же танцы) дисциплин. Другими словами, альфы загружаются в голову. А рабочие продукты можно найти в жизни. Основное умение хорошо мыслить — это знать альфы «внутри головы» и уметь оценить их состояние по продуктам «в окружающей обстановке».
В жизни нет ни одного слова из нашей книги, в книге нет ни одного слова из окружающей вас жизни — в книге главным образом про альфы, в жизни специфичные для каждой конкретной компании рабочие продукты. Это ключевое место для понимания системного мышления, ключевое для понимания способа его полезного использования — как описанные в нашей книге приёмы мышления (теория) связаны с практикой, с реальным миром.
В реальном мире мы видим конкретные предметы, с которыми мы имеем дело: модули, рабочие продукты/артефакты, конструктивные элементы, физические объекты, индивиды — это всё за мелкими нюансами одно и то же, просто в разных дисциплинах подчёркиваются разные их свойства. Эти рабочие продукты мы можем пощупать, пнуть ногой, указать на них пальцем, погрузить в тачку. Они имеют экстент.
В реальном мире мы видим артефакты «яблоки» и определённые дела с этими артефактами, например, «съесть яблоки», «сосчитать яблоки». Альфы представляют собой те объекты, которые описываются дисциплиной (теорией) — «количество предметов» и «сосчитать предметы», если вернуться к примеру со счётом яблок. Альфа тут — «предмет», а не «яблоко»! Тут нужно привести байку про яблоки из задачи и из жизни, например, в таком варианте :
Пришла в… школу учительница, которая начиталась работ о дидактической функции наглядных пособий и считала, что надо учить на наглядных пособиях. А проходили они в этот момент задачку на сложение: «3+5». И она принесла три яблока и ещё пять яблок, выложила их на стол и говорит: «Дети, вот вы видите здесь — раз—два—три — три яблока, а здесь вот — раз—два—три—четыре—пять — пять яблок. Вот я их соединяю, сколько получится всего яблок?» Дети пялятся на яблоки, слюни у них текут, но задачи не понимают. Второй день проходит, третий — рекорд: в таком классе обычно за день это проходили. Она приходит в учительскую, жалуется, что вот—де она применяет новые методы, наглядно все, а результата нет. И вот на пятый день с задней парты тянется рука, и ученик говорит: «Мэм, я теперь понял: эти яблоки, которые вы выложили на стол, не настоящие — это яблоки из задачи». — «Да, а что?» — «Ну тогда, мэм, совсем другое дело». И с этого момента, когда класс понял, что это не настоящие яблоки, а яблоки из задачи, все моментально пошло. Почему? Когда вы кладёте реальные яблоки — что с ними надо делать? Их надо есть. А чтобы считать, нужны рисуночки.
Вот ещё про то же самое :
— Мы займёмся арифметикой… У вас в кармане два яблока…
Буратино хитро подмигнул:
— Врёте, ни одного…
— Я говорю, — терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
— Два.
— Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, — так здорово подумал.
— Два…
— Почему?
— Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
— У вас нет никаких способностей к математике, — с огорчением сказала девочка.
Про физическое тело мы знаем, что при наличии силы тяжести они летят по параболе. Ускорения и масса тоже у физических тел. Если кинуть камень и не суметь соотнести его с физическим телом, то нельзя сказать, что он полетит по параболе! Нет таких учебников, в которых описываются полёты именно камней! Ричард Фейнман в своих заметках по преподаванию физики ровно об этом сожалел: по всему миру ученики физики не могут сопоставить отличные знания из учебника явлениям окружающего мира .
Модулей, которыми можно реализовать компоненту, бесчисленное количество, про них учебники не напишешь! Поэтому учебники пишут про роли, про компоненты, альфы, функциональные элементы. Задача мыслящего человека сопоставить роли и играющие их объекты, и только после этого можно будет применить теоретическое знание.
Обычно занимающиеся по нашей книге проходят следующие стадии при изучении системного мышления:
• Ничего не понимают, ибо неспособны соотнести материал книги с окружающим их миром. Действительно, в их инженерных, менеджерских, культурных проектах нет никаких альф. А в книге нет ничего, что есть в их проектах. Более того, каждый проект уникальный — в них ведь вообще нет ничего общего, а книга одна и та же для этих самых разных проектов! И эти проекты в книге не описаны, примеры из них не приведены.
• Всё понимают про приводимые в книге примеры, а также про проекты однокурсников и коллег по работе, но при этом ничего не понимают про свои собственные проекты. Конечно, ибо чужие проекты — это «проекты из чужой задачи» (помним, «яблоки из задачи — их можно считать»), а свои проекты — это «реальные мои проекты» («яблоки из жизни», их нужно есть!).
• Всё понимают и про свои проекты, и про проекты коллег. Но ничего из понимаемого не делают, ибо системное мышление изучается не для того, чтобы его применять, а «для самообразования и развития», «для сдачи зачёта» и т. д. Применять знания мешают начальники, текучка, лень, отсутствие единомышленников, помогать применять знания некому.
• Применяют материал книги в своих проектах, ибо так работать оказывается качественней, легче и в конечном итоге быстрее. Очень часто это происходит только через год-два после знакомства с книгой. В первом разделе нашей книги об этом было подробно сказано.
Альфы
Требования, архитектура, стейкхолдеры, воплощение системы, определение системы — это всё альфы, «яблоки из учебников и задачников», мыслительные операции делаются с ними. Рабочие продукты/артефакты (архитектурные описания на бумаге или в базах данных, играющие разные стейкхолдерские роли люди) — это яблоки, которые мы едим, их можно легко найти в проектах. К ним применяются разные действия.
Как их различить, и как сопоставить друг с другом — это главная трудность в освоении не только системной инженерии, но и любой другой дисциплины, описывающей окружающий мир и его закономерности: как объекты любой теории совмещать с объектами реального мира. Это как раз то, что физиков отличает от математиков: физиков волнует, чему в реальном мире соответствуют их формулы, а математиков не волнует.
Альфы (alphas) — это функциональные (выполняющие определённую функцию, играющие определённую роль, идеальные) объекты, по которым мы судим о продвижении (progress, «как много мы уже сделали?») и здоровье (health, «в проекте всё идёт хорошо») проекта.
Альфы — это абстракция того же сорта, какого «физическое тело» является абстракцией реальных физических объектов. Да, это физическое тело имеет массу, а геометрическая точка имеет координаты. Но мы связываем физические тела и математические точки как идеальные объекты с реальными объектами, и после надлежащего тренинга «склеиваем» в мышлении идеальные и реальные объекты. Поэтому об экземплярах альф в проекте принято говорить так, как будто они вполне реальны и существуют в мире, несмотря на все абстракции.
Альфы фиксируют компактное описание мира/теорию, удобную для решения каких-то практических проблем. Это нужно, чтобы иметь возможность повторно использовать известные нам способы рассуждений и решения задач для самых разных объектов. Так, мы думаем о «физическом теле» и «математических точках» единообразно, «как в учебниках физики и геометрии», а применимо это мышление к самым разным «реальным объектам вокруг нас» — от коробка спичек до галактик. В этой экономии мышления (учимся думать один раз, затем похоже думаем в самых разных ситуациях) и заключается смысл разделения альф и рабочих продуктов.
Например, учимся думать о «требованиях» — а применяем потом это мышление к конкретным рабочим продуктам, которые можно найти на производстве «в реале»: спецификациям требований, требованиям из текстов стандартов, user stories на карточках, записям в базе данных системы управления требованиями и т. д.
Несмотря на всю «идеальность» и «абстрактность», об альфах говорят как о вполне существующих в физическом мире — подразумевая при этом их тождественность тем рабочим продуктам, по которым мы можем судить об их существовании.
Так, можно определить альфу «моя любимая игрушка» — и, хотя в детстве у меня это был нарисованный на ватмане пульт управления космическим кораблём, а сегодня это мой ноутбук, я могу говорить про прохождение «моей любимой игрушкой» состояний «полюблена», «разлюблена», «поломана», «в игре», «заброшена» и т. д. — независимо от того, какая именно это игрушка прямо сейчас.
Если в мышлении и разговоре появляется «требование» — то неважно, пункт ли это протокола совещания с представителями заказчика, или запись в базе данных системы управления требований, или фрагмент диаграммы какой-то модели требований или требования к танцу в концертной части «корпоратива» из письма его заказчика.
В мышлении это будет распознано как альфа «требование» — и после этого становится понятно, что с ним делать, как о нём думать. Это «требование» будет обсуждаться как реальный (хотя и абстрактный, не имеющий экстента) объект, существующий в мире, имеющий своё состояние — и в этот момент неважно, что у этого «требования» есть ещё и какие-то особенности выражения на конкретном носителе информации, ровно как при счёте яблок неважно, что их ещё и едят.
Формально (то есть в стандарте OMG Essence ) ALPHA — это аббревиатура, Abstract-Level Progress Health Attribute, но неформально это просто способ указать на функциональный элемент/компоненту проекта. Аббревиатура про health attribute была для альфы подобрана задним числом, а слово alpha пишут поэтому маленькими буквами.
Альфы — это то, что изменяется в ходе проекта, меняя свои состояния. Альфы — это то, изменения чего в проекте мы хотим понимать, отслеживать, обеспечивать, направлять, контролировать.
Рабочий продукт/артефакт представляет (represent) собой альфу в реальном мире. Это «яблоко из жизни», «его едят» — рабочий продукт имеет в реальном мире какую-то пользу для проекта. Рабочие продукты — это спецификации, тесты, диаграммы и какие-то модели, базы данных и физические объекты.
Рабочим продуктом могут быть и какие-то мероприятия (совещания, презентации, уборка рабочего места), которые можно представлять «вещественно» как совокупность участвующих в этом мероприятии взаимно изменяющихся объектов.
Одну альфу может представлять несколько рабочих продуктов, ибо у альфы в деятельности могут проявляться много различных свойств, требующих различных представлений в мире. И несколько альф могут быть представлены в одном рабочем продукте. Эта связь рабочих продуктов и их альф обычно определяется в рамках какой-то практики (выбранной технологии работы). Рабочие продукты ситуативны для каждой конкретной организации и даже конкретного проекта, а вот альфы более стабильны.
Экономия мышления заключается в том, что часто одна альфа представляется в до десятка разных рабочих продуктах. Обсуждение и мышление тем самым ведётся только для одного объекта, и только при разбирательстве с какими-то конкретными деталями вытаскиваются отдельные рабочие продукты.
Например, «воплощение системы готово к проведению пуско-наладочных работ?» — в то же время доказательство готовности воплощения системы к пуско-наладочным работам может быть разбросано (кроме факта наличия самих рабочих продуктов, представляющих воплощение системы «в металле») по десяткам разных рабочих продуктов: документов типа актов сдачи работ различными подрядчиками, актов предварительных испытаний, писем контрагентов, записей в базах данных систем управления активами предприятия, сообщений о наличии расходных материалов и т. д.
Рабочие продукты могут быть как входными для проекта, так и представлять собой результаты, или же быть полезными только команде, не являясь ни входными, ни результирующими для проекта.
Как и альфа меняется, проходя состояния, рабочий продукт меняется, проходя уровни детальности. Рабочие продукты в ходе инженерного, менеджерского или культурного проекта создаются, модифицируются, уничтожаются. Они вместе с их уровнями детальности наблюдаемы, в отличие от альф, о состояниях которых мы можем судить только «по приборам» — по рабочим продуктам.
- 1. О мышлении Разные мышления
- Требования к мышлению
- Место системного мышления среди других мышлений
- Варианты системного мышления
- Системная инженерия
- Наш вариант системного подхода
- Наша онтология системного подхода
- Семантика и описания
- Терминология
- Формы мышления
- Можно ли научить мышлению?
- Стадии обучения мышлению
- Особенности решения учебных задач по системному мышлению
- Переход к использованию мышления
- 2. Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы Воплощение, определение и описание системы
- Абстрактные объекты
- 4D экстенсионализм
- Отношение состава
- Отверстия
- Процессы и действия
- Компьютерные программы
- Функции
- Физические и функциональные объекты
- Второе поколение системного подхода
- Стейкхолдер
- Театральная метафора
- Мышление о людях: прежде всего они стейкхолдеры
- Позиция
- Лидерство
- Внешние и внутренние стейкхолдеры
- Организационные места, ответственность, звания
- Сколько всего стейкхолдеров
- Луковичная диаграмма
- Интересы
- Кто участвовал в последнем совещании?
- 3. Системная холархия Не всё системы, что ими называют
- Понятие холона и холархии
- Эмерджентность
- Пять видов систем в холархии
- Рекурсивное применение системного мышления
- Потребности, требования, ограничения
- Примеры использования терминологии видов систем
- Системы систем
- Люди в системах
- Государственное строительство и госпроекты
- Будущее
- Общность мышления по мере усложнения систем
- Сложность и меры сложности
- 4. Целевая и использующая система Сначала найти целевую систему
- Система — это продукт, или сервис?
- Признаки целевой системы
- Принцип почтальона
- Типовые ошибки определения целевой системы
- Именование системы
- Использующая система
- Холархия человеческого движения
- Системный подход: для всех видов систем, не только для целевой
- 5. Определение и описание системы Междисциплинарность
- Многерица: единонемыслие единого
- Многерица холархий
- Компонентный анализ и модульный синтез
- Альфы и рабочие продукты
- Описание системы
- Модели и виды моделей
- Мультимодель и междисциплинарность
- Метод описания и мега-модель
- Компонентные описания: принципиальные схемы
- Модульные описания
- Платформы и технологические стеки
- Важность функциональных рассмотрений целевой системы
- Предпринятия
- Необходимость хорошей модульности
- Борьба со сложностью в мышлении
- Требования как часть определения системы
- Два понимания требований
- Требования и холархия
- Целеориентированная инженерия требований
- Проверка и приёмка
- Понятие архитектуры
- Понятие конфигурации
- Инженерия предприятия
- 6. Понятие жизненного цикла Биологический жизненный цикл
- Понятие жизненного цикла системы 1.0
- Изображение жизненного цикла как работ (1.0)
- Проблемы с жизненным циклом 1.0
- Жизненный цикл 2.0
- Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
- Три времени жизненного цикла
- Понятие практики
- Дисциплина в составе практики
- Технология в составе практики
- Практики жизненного цикла
- Пример: практики жизненного цикла системной инженерии
- Методологии
- 7. Вид жизненного цикла
- Моделеориентированность в жизненном цикле
- Гибридные модели жизненного цикла
- Управление работами и управление жизненным циклом
- Виды практик управления работами
- Тренды в практиках управления работами
- За пределами жизненного цикла
- Жизненный цикл как архитектура деятельности
- 8. Системная схема проекта и основной жизненный цикл Системная схема проекта
- Альфы — общий объект отслеживания команды
- Альфа возможности
- Альфа стейкхолдеров
- Альфа определения системы
- Альфа воплощения системы
- Альфа работы
- Альфа команды
- Альфа технологии
- За чем следить в проекте
- Состояния альфы и рабочие продукты
- Как работают с системной схемой проекта
- Подальфы
- Основной жизненный цикл
- Модели зрелости и модели готовности технологий
- Системные практики
- Итоговое эссе
- Что дальше