Дисциплина в составе практики
Главное в практике — «невидимая» часть: дисциплина. Мышление нельзя просто проверить, использование мышления в деятельности трудно обсуждать, описание дисциплины непонятно как делать. «Видимой» дисциплина может стать только путём её моделирования. По факту, речь идёт об онтологическом описании предметной области, но мало у кого наличествуют компетенции в онтологическом описании. Поэтому даже при распознавании практики как особого объекта в мышлении трудно обсуждать её содержание.
Дисциплина чаще всего появляется как результат исследований. Это могут быть либо фундаментальные исследования, когда предлагаются гипотезы-предложения по новым альфам, существование которых раньше не обсуждалось. Дальше эти гипотезы проверяются (ставятся эксперименты по адекватности этих альф реальной жизни — точны ли модели, в которых о ситуации размышляется в терминах предложенных альф и отбрасываются разные другие возможные концептуализации) и в случае их подтверждения появляется новая дисциплина, обычно с новым названием.
Но дисциплина может быть прикладной, она появляется тогда в результате прикладных исследований, больше не научного (выдвижение гипотез, а потом экспериментальная их проверка), а инженерного характера. Учебников с их предложениями альф для каждой предметной области много, научных статей много, описаний практического опыта достаточно (не нужно самому делать эксперименты, они уже проведены, хотя проводившие их люди могли и не называть это «экспериментом», они «просто работали» с использованием понятий какой-то дисциплины). Так что достаточно отобрать какой-то набор альф из уже известной литературы, гармонизировать их между собой, изложить в виде учебного курса или справочника (для удобства обучения этой дисциплине: дисциплина ведь «оживает» только после «загрузки» в чью-то голову, или хотя бы оживления её в виде компьютерной программы, использующей её понятия и выполняющей фрагменты её предметного мышления).
В частности, дисциплина системного мышления в варианте настоящего учебника была создана именно таким методом, она не была придумана с нуля в результате фундаментальных научных исследований. Для создания этой дисциплины в её конкретном варианте по инженерной и менеджерской литературе (стандартам и публичным документам, подразумевающим публичное обсуждение соответствия предлагаемых ими методов описания мира реальному положению дел во множестве проектов) был выявлен минимальный набор понятий системного мышления.
Этот набор понятий изложен в виде учебника дисциплины системного мышления и в ходе управления жизненным циклом получившегося курса прошли несколько итерационных витков спирали коррекции содержания для совершенствования результата — жизненный цикл разработки курса был, конечно, вариантом спирального.
Есть ли какой инструментарий (технология) для системного мышления как дисциплины, технология? Да, конечно: это всевозможные моделеры, позволяющие делать модели самых разных систем. Тем самым системное мышление вполне возможно считать практикой: содержание её загружается в голову, а на местности необходимо развернуть инструментарий моделирования систем, поддерживающий частные описания (view), методы описаний (veiwpoints), управление конфигурацией полного описания (description) .
Но именно дисциплина определяет, какой технологией она может быть поддержана, а не наоборот. Функциональную нагрузку в практике несёт именно дисциплинарная часть, и именно по дисциплине называют всю практику на конкретном предприятии.
Дисциплина в практике меняется относительно редко, чаще всего речь идёт о цикле изменений в 20 лет, а то и больше. Например, системный подход относительно стабилен, знания его текущей версии помогут пару десятков лет. А вот технологии меняются много чаще. Моделеры для того же системного подхода меняют свои поколения каждые 4—5 лет (средняя скорость смены поколений в информационных технологиях), но они при этом по факту поддерживают одну и ту же много медленней меняющуюся дисциплину.
Тем не менее, быть успокоенным владением какой-то дисциплиной нельзя. Так, состояние state-of-the-art (SoTA, лучшее известное на сегодняшний момент) дисциплины попадает в учебники лет через пять, ещё пять лет проходит в ВУЗе, и всего через десять лет работы можно обнаружить, что владеешь каким-то уже совсем антикварным пониманием дисциплины. Например, большинство сегодняшних инженеров, менеджеров, предпринимателей и даже спортсменов и танцоров если и знают хоть как-то системный подход, то устарелую его первую версию, в которой ещё нет стейкхолдеров, жизненный цикл означает только работы. Нельзя успокаиваться, нужно отслеживать не только относительно частые смены технологии в практике, но и относительно редкие изменения в дисциплине.
- 1. О мышлении Разные мышления
- Требования к мышлению
- Место системного мышления среди других мышлений
- Варианты системного мышления
- Системная инженерия
- Наш вариант системного подхода
- Наша онтология системного подхода
- Семантика и описания
- Терминология
- Формы мышления
- Можно ли научить мышлению?
- Стадии обучения мышлению
- Особенности решения учебных задач по системному мышлению
- Переход к использованию мышления
- 2. Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы Воплощение, определение и описание системы
- Абстрактные объекты
- 4D экстенсионализм
- Отношение состава
- Отверстия
- Процессы и действия
- Компьютерные программы
- Функции
- Физические и функциональные объекты
- Второе поколение системного подхода
- Стейкхолдер
- Театральная метафора
- Мышление о людях: прежде всего они стейкхолдеры
- Позиция
- Лидерство
- Внешние и внутренние стейкхолдеры
- Организационные места, ответственность, звания
- Сколько всего стейкхолдеров
- Луковичная диаграмма
- Интересы
- Кто участвовал в последнем совещании?
- 3. Системная холархия Не всё системы, что ими называют
- Понятие холона и холархии
- Эмерджентность
- Пять видов систем в холархии
- Рекурсивное применение системного мышления
- Потребности, требования, ограничения
- Примеры использования терминологии видов систем
- Системы систем
- Люди в системах
- Государственное строительство и госпроекты
- Будущее
- Общность мышления по мере усложнения систем
- Сложность и меры сложности
- 4. Целевая и использующая система Сначала найти целевую систему
- Система — это продукт, или сервис?
- Признаки целевой системы
- Принцип почтальона
- Типовые ошибки определения целевой системы
- Именование системы
- Использующая система
- Холархия человеческого движения
- Системный подход: для всех видов систем, не только для целевой
- 5. Определение и описание системы Междисциплинарность
- Многерица: единонемыслие единого
- Многерица холархий
- Компонентный анализ и модульный синтез
- Альфы и рабочие продукты
- Описание системы
- Модели и виды моделей
- Мультимодель и междисциплинарность
- Метод описания и мега-модель
- Компонентные описания: принципиальные схемы
- Модульные описания
- Платформы и технологические стеки
- Важность функциональных рассмотрений целевой системы
- Предпринятия
- Необходимость хорошей модульности
- Борьба со сложностью в мышлении
- Требования как часть определения системы
- Два понимания требований
- Требования и холархия
- Целеориентированная инженерия требований
- Проверка и приёмка
- Понятие архитектуры
- Понятие конфигурации
- Инженерия предприятия
- 6. Понятие жизненного цикла Биологический жизненный цикл
- Понятие жизненного цикла системы 1.0
- Изображение жизненного цикла как работ (1.0)
- Проблемы с жизненным циклом 1.0
- Жизненный цикл 2.0
- Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
- Три времени жизненного цикла
- Понятие практики
- Дисциплина в составе практики
- Технология в составе практики
- Практики жизненного цикла
- Пример: практики жизненного цикла системной инженерии
- Методологии
- 7. Вид жизненного цикла
- Моделеориентированность в жизненном цикле
- Гибридные модели жизненного цикла
- Управление работами и управление жизненным циклом
- Виды практик управления работами
- Тренды в практиках управления работами
- За пределами жизненного цикла
- Жизненный цикл как архитектура деятельности
- 8. Системная схема проекта и основной жизненный цикл Системная схема проекта
- Альфы — общий объект отслеживания команды
- Альфа возможности
- Альфа стейкхолдеров
- Альфа определения системы
- Альфа воплощения системы
- Альфа работы
- Альфа команды
- Альфа технологии
- За чем следить в проекте
- Состояния альфы и рабочие продукты
- Как работают с системной схемой проекта
- Подальфы
- Основной жизненный цикл
- Модели зрелости и модели готовности технологий
- Системные практики
- Итоговое эссе
- Что дальше