logo

Дисциплина в составе практики

Главное в практике — «невидимая» часть: дисциплина. Мышление нельзя просто проверить, использование мышления в деятельности трудно обсуждать, описание дисциплины непонятно как делать. «Видимой» дисциплина может стать только путём её моделирования. По факту, речь идёт об онтологическом описании предметной области, но мало у кого наличествуют компетенции в онтологическом описании. Поэтому даже при распознавании практики как особого объекта в мышлении трудно обсуждать её содержание.

Дисциплина чаще всего появляется как результат исследований. Это могут быть либо фундаментальные исследования, когда предлагаются гипотезы-предложения по новым альфам, существование которых раньше не обсуждалось. Дальше эти гипотезы проверяются (ставятся эксперименты по адекватности этих альф реальной жизни — точны ли модели, в которых о ситуации размышляется в терминах предложенных альф и отбрасываются разные другие возможные концептуализации) и в случае их подтверждения появляется новая дисциплина, обычно с новым названием.

Но дисциплина может быть прикладной, она появляется тогда в результате прикладных исследований, больше не научного (выдвижение гипотез, а потом экспериментальная их проверка), а инженерного характера. Учебников с их предложениями альф для каждой предметной области много, научных статей много, описаний практического опыта достаточно (не нужно самому делать эксперименты, они уже проведены, хотя проводившие их люди могли и не называть это «экспериментом», они «просто работали» с использованием понятий какой-то дисциплины). Так что достаточно отобрать какой-то набор альф из уже известной литературы, гармонизировать их между собой, изложить в виде учебного курса или справочника (для удобства обучения этой дисциплине: дисциплина ведь «оживает» только после «загрузки» в чью-то голову, или хотя бы оживления её в виде компьютерной программы, использующей её понятия и выполняющей фрагменты её предметного мышления).

В частности, дисциплина системного мышления в варианте настоящего учебника была создана именно таким методом, она не была придумана с нуля в результате фундаментальных научных исследований. Для создания этой дисциплины в её конкретном варианте по инженерной и менеджерской литературе (стандартам и публичным документам, подразумевающим публичное обсуждение соответствия предлагаемых ими методов описания мира реальному положению дел во множестве проектов) был выявлен минимальный набор понятий системного мышления.

Этот набор понятий изложен в виде учебника дисциплины системного мышления и в ходе управления жизненным циклом получившегося курса прошли несколько итерационных витков спирали коррекции содержания для совершенствования результата — жизненный цикл разработки курса был, конечно, вариантом спирального.

Есть ли какой инструментарий (технология) для системного мышления как дисциплины, технология? Да, конечно: это всевозможные моделеры, позволяющие делать модели самых разных систем. Тем самым системное мышление вполне возможно считать практикой: содержание её загружается в голову, а на местности необходимо развернуть инструментарий моделирования систем, поддерживающий частные описания (view), методы описаний (veiwpoints), управление конфигурацией полного описания (description) .

Но именно дисциплина определяет, какой технологией она может быть поддержана, а не наоборот. Функциональную нагрузку в практике несёт именно дисциплинарная часть, и именно по дисциплине называют всю практику на конкретном предприятии.

Дисциплина в практике меняется относительно редко, чаще всего речь идёт о цикле изменений в 20 лет, а то и больше. Например, системный подход относительно стабилен, знания его текущей версии помогут пару десятков лет. А вот технологии меняются много чаще. Моделеры для того же системного подхода меняют свои поколения каждые 4—5 лет (средняя скорость смены поколений в информационных технологиях), но они при этом по факту поддерживают одну и ту же много медленней меняющуюся дисциплину.

Тем не менее, быть успокоенным владением какой-то дисциплиной нельзя. Так, состояние state-of-the-art (SoTA, лучшее известное на сегодняшний момент) дисциплины попадает в учебники лет через пять, ещё пять лет проходит в ВУЗе, и всего через десять лет работы можно обнаружить, что владеешь каким-то уже совсем антикварным пониманием дисциплины. Например, большинство сегодняшних инженеров, менеджеров, предпринимателей и даже спортсменов и танцоров если и знают хоть как-то системный подход, то устарелую его первую версию, в которой ещё нет стейкхолдеров, жизненный цикл означает только работы. Нельзя успокаиваться, нужно отслеживать не только относительно частые смены технологии в практике, но и относительно редкие изменения в дисциплине.