19.2. Классификация профилей
Существующие базовые профили имеют достаточно жесткую смысловую и иерархическую структуру. По широте охвата области стандартизации, степени признания и области функционального применения профили можно разделить на следующие виды: стратегические (ISP, GOSIP), OSE-профили прикладных технологий, полные OSE-профили (профили платформ, систем), OSE-профили (специализация поведения открытых систем), локальные (OSI-профили).
На верхнем уровне находятся международные стандартизованные профили (International Standardized Profiles — ISP), признанные соответствующим комитетом И С О. В области международной стандартизации ИТ профили ISP имеют такой же статус, что и международные базовые стандарты, и предназначены для широкой области применения.
Определение профиля включает в себя следующие элементы:
область действия функции, для которой определяется профиль;
иллюстрация сценария, показывающего пример применения про филя, при этом желательно использование диаграммного представления ИТ-системы, самого приложения и имеющих место интерфейсов;
нормативные ссылки на набор базовых стандартов или ISP, содержа щие точную идентификацию актуальных текстов базовых спецификаций, а также охватывающие принятые дополнения и исправления;
спецификации применения каждого цитируемого базового стандарта или ISP, устанавливающие выбор классов, подмножеств, опций, диапазо нов значений параметров, а также ссылки на регистрируемые объекты;
раздел, определяющий требования на соответствие данному профилю реализующих его ИТ-систем;
19.2. Классификация профилей 467
С тупенькой ниже в иерархии следуют национальные профили, в соответствии с которыми должна строиться национальная система ИТ-стандартизации. Несмотря на то что инициатива разработки концепции таких профилей принадлежит Великобритании, примерами наиболее «влиятельных» могут служить профиль переносимости приложений АРР (Application Portability Profile — АРР), разработанный по заказу Правительства США, а также входящий в него государственный профиль взаимосвязи открытых систем GOSIP (Government Open System Interconnection Profile) (рис. 19.1). Мощным фактором, усилившим престиж GOSIP США, стало то, что в 1990 г. он получил статус федерального стандарта по обработке информации FIPS (Federal Information Processing Standard) и стал обязательным стандартом при разработке и применении соответствующих технологий. Из рисунка видно, что GOSIP строится на базе семиуровневой модели.
В мае 1993 г. Национальным институтом стандартов и технологий США был выпущен документ «Application Portability Profile АРР. The U. S. Government's Open System Evironment Profile OSE/1 Version 2.0». Этот документ определяет рекомендуемые для федеральных учреждений США спецификации в области информационных технологий, обеспечивающие мобильность персонала, системных и прикладных программных средств.
Профиль АРР строится на основе модели OSE/RM, описанной выше, как профиль открытой среды, предназначенный для использования Правительством США. Он охватывает широкую область прикладных систем, представляющих интерес для многих федеральных агентств. Индивидуальные стандарты и спецификации, входящие в АРР, определяют форматы данных, интерфейсы, протоколы и (или) их комбинации.
Все виды функционального обслуживания в рамках АРР могут быть представлены следующими семью функциональными областями:
функции, реализуемые операционной системой;
функции, реализующие человекомашинные интерфейсы;
поддержка разработки программного обеспечения;
управление данными;
обмен данными;
компьютерная графика;
сетевые функции.
На рис. 19.1 была приведена модель OSE/RM, на которой представлены эти функциональные области и их отношение к элементам модели.
Область функций операционной системы. Функции, реализуемые ОС, обеспечивают управление прикладной платформой, а также обслуживают интерфейсы для взаимодействия прикладных программ и платформы. Область действия этих функций включает в себя:
Рис. 19.1. Государственный профиль взаимосвязи открытых систем Правительства США:
КС — конечная система; ПС — промежуточная система; КНМД/ОС — контроль носителя множественного
доступа / обнаружение столкновений
470 Глава 19. Инструменты функциональной стандартизации
Ф ункции ядра ОС — функции нижнего уровня, применяются для создания и управления процессами исполнения программ, генерации и передачи сигналов операционной системы, генерации и обработки сигналов системного времени, управления файловой системой и каталогами, управления и обработкой запросов ввода/вывода и обслуживанием внешних устройств.
Команды и утилиты — механизмы для исполнения функций уровня оператора, такие как сравнение, печать и отображение содержимого файлов, редактирование файлов; поиск образцов; регистрация сообщений; перемещение файлов из каталога в каталог; сортировка данных; исполнение командных строк и доступ к служебной информации системы.
Расширение реального времени — функции, реализующие прикладные и системные интерфейсы, которые используются в прикладных областях, требующих детерминированного исполнения, обработки и реакции. Расширения этого типа определяют прикладные интерфейсы к базовым функциям ОС: ввода/вывода, доступа к файловой системе и управления процессами.
Управление системой — функции, позволяющие создавать и управлять ресурсами, предоставляемыми пользователю, правами доступа к подсистемам и устройствам, управление конфигурацией и производительностью устройств, файловой системы, административными процессами, авторизацией доступа, поддержкой живучести системы.
Человекомашинные интерфейсы. Такие интерфейсы определяют методы, с помощью которых пользователи могут общаться с прикладными системами. В зависимости от различных условий, которые могут определяться как пользователями, так и прикладными системами, интерфейсы этого типа могут обеспечивать следующие функции:
Операции типа «клиент-сервер» — определяют взаимоотношения между процессом «клиент» и процессом «сервер» в сети, в частности между процессами, имеющими место при отображении с помощью графического пользовательского интерфейса. В этом случае программа, которая управляет каждым дисплейным устройством, реализует процесс-сервер, в то время как пользовательская программа представляет процесс-клиент, который запрашивает обслуживания сервером.
Определение объектов и управление — включает в себя спецификации, с помощью которых задаются характеристики отображаемых элементов: цвет, форма, размеры, движение, графические характеристики, взаимодействие между отдельными элементами и т.д.
Параметры окон — спецификации, которые позволяют определить, как создаются окна, передвигаются, сохраняются, восстанавливаются, удаляются и взаимодействуют друг с другом.
19.2. Классификация профилей 471
Поддержка диалога — спецификации, с помощью которых устанавливаются взаимоотношение между тем, что отображено на экране (в том числе движение курсора, данные, введенные с клавиатуры и дополнительных устройств), и тем, как меняется изображение в зависимости от вводимых данных.
Спецификации мультимедиа, включая API, — спецификации, определения функций и форматов данных, которые поддерживают манипуляции различными формами цифровой и аналоговой аудиовизуальной информации в рамках единой прикладной системы.
Пользовательские интерфейсы являются едва ли не самой сложной областью в разработке и эксплуатации. В течение последних нескольких лет в области технологии пользовательских интерфейсов получены заметные результаты как в части связанной с пользователями, так и в области создания инструментальных средств для построения систем.
Функциональная область поддержки разработки программного обеспечения (программная инженерия). Цель, которую преследует технология открытых систем, — это создание и применение мобильных, гибких, способных настраиваться на различные конфигурации аппаратных платформ, интероперабельных программных средств. Функциональная область программной инженерии обеспечивает для этого необходимую инфраструктуру, в которую входят как языки программирования, так и интегрированные инструментальные системы для поддержки разработки программного обеспечения. В этой функциональной области можно выделить следующие средства:
Стандартные языки программирования вместе со средой поддержки, в которую входят отладчики, средства настройки и оптимизации кода, редакторы.
Интегрированные среды и инструментальные системы для разработки программного обеспечения, включающие в себя системы и программы его автоматизированного создания и поддержки. В состав таких систем входят средства выбора спецификаций и анализа прикладных систем на этапе проектирования, создания и тестирования программного кода, документации и средств поддержки коллективных проектов для групп разработчиков. Интерфейсы, входящие в состав этих средств, обеспечивают хранение, выборку и обмен информацией между программами среды.
Функциональная область управления данными. Центральной задачей большинства систем является управление данными. Системы управления данными реализуют следующие функции.
Обслуживание доступа к словарям и каталогам данных, которые обеспечивают программистам и пользователям доступ к информации о данных (метаданным). Метаданные могут включать в себя внутренние и внешние
472 Глава 19. Инструменты функциональной стандартизации
ф орматы, правила, обеспечивающие сохранность и секретность, и располагаться в распределенных системах.
Системы управления базами данных обеспечивают управление доступом к структурированным данным и позволяют обращаться к комбинациям данных, расположенным в различных схемах. Базы данных доступны через интерфейсы, входящие в стандарты языков программирования или интерактивные интерфейсы языков четвертого поколения. Также СУБД обычно реализуют особые функции создания, размножения, перемещения, резервного копирования/восстановления и архивации баз данных, хотя некоторые из них предоставляются и файловой системой, относящейся к функциональной области операционных систем.
Функции распределенного доступа обеспечивают обращение к данным, хранящимся в удаленных базах.
Функциональная область обмена данными. Эта область обеспечивает поддержку специфических аспектов обмена информацией, включая форматы данных и их семантику, как для программ, работающих на одной платформе, так и на различных (неоднородных) платформах. Эта область содержит спецификации для функций обмена следующих типов:
Документы — спецификации для кодирования данных (текст, рисунки, числа, специальные символы и т.д.) и как логические, так и визуальные структуры электронных документов.
Графические данные — независимые от устройств определения элементов рисунков.
Производственные данные — спецификации, описывающие технические рисунки, документацию, данные другого типа, необходимые в производстве и проектировании продукции, включая геометрические или негеометрические данные, характеристики форм, допуски, свойства материалов и т.п.
Существуют различные уровни сложности представления данных, используемые в процессе обмена.
Уровень 1 (формат данных) обеспечивает возможность представить данные, участвующие в обмене, явным образом, путем указания формата либо ссылки на язык программирования.
Уровень 2 (объект единого контекста) отображает содержание одиночного объекта. Примерами спецификаций такого типа могут быть тексты, растровые изображения или аудиоинформация.
Уровень 3 (комплексный объект) включает в себя спецификации для представления сложных объектов, состоящих из элементарных объектов, соответствующих уровню 2.
Уровень 4 (семантика и синтаксис языков) — это уровень языка представления данных.
19.2. Классификация профилей 473
У ровень 5 (прикладной) — уровень приложений, который может использовать любые из нижних уровней для обмена с другими прикладными программами.
Область графических функций. Эта область используется для создания и манипуляций с отображаемыми изображениями. Функции такого рода обеспечивают определение и поддержку отображаемого элемента и его атрибутов. Функции этой области содержатся в спецификациях многомерных графических объектов и изображений в форме, независимой от конкретных устройств. Доступность и целостность как функций, поддерживающих разработку ПО для изображений и графики, а также самих графических данных обеспечивается за счет средств, обеспечивающих безопасность для данной области.
Функциональная область сетевой поддержки. Сетевые функции предоставляют механизмы для поддержки прикладных систем, которым требуется интероперабельный доступ к данным и программам в неоднородной сетевой среде. В этой области имеются следующие механизмы:
Собственно коммуникации, которые включают в себя API и спецификации протоколов для прозрачной и надежной передачи данных через коммуникационные сети.
Прозрачный доступ к файлам, расположенным в любом месте неоднородной сети.
Поддержка персональных ЭВМ и микро-ЭВМ для обеспечения интеро-перабельности с системами, базирующимися на различных ОС, в частности микрокомпьютерных, которые могут оказаться не соответствующими международным и национальным стандартам.
Дистанционное обращение к процедурам — спецификации для обращения к процедурам, расположенным во внешней распределенной среде.
Интегрально поддерживаемые функциональные области. К этой области относятся функции, которые интегрируются внутри уже описанных областей, и в рамках данной референтной модели затруднительно выделить в самостоятельные элементы, поскольку эти функции в каждом конкретном случае имманентно связаны с функциями каждой из рассмотренных функциональных областей. К этим функциям относятся функции, обеспечивающие защиту в компьютерной среде и функции системной поддержки и администрации.
Национальные профили GOSIP имеют Великобритания, Франция, Швеция, Япония, Австралия, Гонконг (Сянган). В январе 2000 г. государственный профиль взаимосвязи открытых систем России был утвержден Госстандартом (ГОСТ Р 50.1.22—2000). Этот профиль разработан на основе базовых и функциональных стандартов семиуровневой эталонной модели взаимосвязи открытых систем (ВОС ИСО/МЭК) с учетом опыта
474 Глава 19. Инструменты функциональной стандартизации
п о разработке и применению GOSIP указанных стран. Вследствие общего отставания России в области разработки ИТ, состояния и развития стандартизации в этой области, уровня применения ИТ/ИС на федеральном уровне государственный профиль ВОС России имеет некоторые заметные отличия от GOSIP других стран. Однако, несмотря на некоторые различия между национальными и региональными версиями GOSIP, их объединяет функциональная идентичность по следующим обстоятельствам:
проведение единой политики федеральных органов и правитель ственных департаментов по приобретению, внедрению и эксплуатации вычислительного и коммуникационного оборудования для реализации максимального информационного взаимодействия;
уменьшение зависимости от поставщиков;
обеспечение разработчиков, поставщиков и пользователей на феде ральном уровне однозначно понимаемыми спецификациями, на основе которых должна формироваться стратегия разработки вычислительных и информационных систем, сетей и систем связи.
Основное преимущество института GOSIP заключается в том, что все протоколы, на которых основаны GOSIP, обладают общими характеристиками, такими, например, как:
широкая применимость (активное использование не только соот ветствующими службами отдельных стран, но и международными орга низациями);
доступность (реализации уже существуют либо имеются пилотные выпуски);
стабильность (не планируется внесение существенных изменений в ближайшие 3—4 года);
эффективность (протоколы удовлетворяют общим потребностям федеральных органов и правительственных учреждений).
Профили следующего уровня — отраслевые или корпоративные. Для каждой отрасли может и должен быть построен свой профиль, например профили банковской деятельности, военного назначения, научных исследований, образования и т.д.
- Глава 2 Информационные технологии
- 2.1. Основные понятия, терминология и классификация
- 2.1.1. Истоки и этапы развития информационных технологий
- 2.1.2. Информатика и информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.2. Технология и методы обработки экономической информации
- 2.2.1. Основные классы технологий
- 2.2.2. Базовые методы обработки экономической информации
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.3. Структура базовой информационной технологии
- 2.3.1. Концептуальный уровень описания (содержательный аспект)
- 2.3.2. Логический уровень (формализованное/модельное описание)
- 2.3.3. Физический уровень (программно-аппаратная реализация)
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 3 Информационные системы
- 3.1. Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике
- 3.2. Виды информационных систем и принципы их создания
- 3.2.1. Классификация информационных систем
- 3.2.2. Корпоративные (интегрированные) информационные системы
- Глава 3. Информационные системы
- Стратификация ит по операциям
- 3.3. Состав информационных систем
- 3.3.1. Функциональные подсистемы информационных систем
- Решение задач функциональных подсистем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.2. Обеспечивающие подсистемы информационных систем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.3. Техническое обеспечение (комплекс технических средств)
- 3.4. Жизненный цикл информационных систем
- Раздел II
- Глава 4
- 4.1. Предприятие как объект управления
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2. Роль и место информационных технологий в управлении предприятием
- 4.2.1. Планирование потребности в материалах (mrpi)
- 4.2.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 4.2.4. Планирование ресурсов производства (mrpii)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.5. Производство на мировом уровне (wcm)
- 4.2.6. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 4.2.7. Оптимизация управления ресурсами предприятий (erpii)
- 4.2.8. Менеджмент как сотрудничество (мвс)
- 4.2.9. Управление цепочками поставок (scm)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3. Информационные технологии организационного развития и стратегического управления предприятием
- 4.3.1. Управление эффективностью бизнеса (врм)
- 4.3.2. Стандарты стратегического управления, направленные на непрерывное улучшение бизнес-процессов (bpi)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3.3. Модель организационного развития предприятия
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 4. Организация и средства информационных технологии-
- 4.3.4. Система сбалансированных показателей (bsc) эффективности [6]
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 5
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Системный подход
- 5.3. Информационный подход
- 5.4. Стратегический подход
- 5.5. Объектно-ориентированный подход
- 5.6. Методические принципы совершенствования управления предприятием на основе информационных технологий
- 5.7. Разработка информационного обеспечения систем управления предприятием
- Глава 6
- 6.1. Основные понятия документационного обеспечения управленческой деятельности
- 6.3. Организация электронной системы управления документооборотом
- Глава 7
- 7.1. Общие свойства кис
- 7.2. Типовой состав функциональных модулей кис
- 7.3. Корпоративная информационная система sap r/3
- 7 .4.1. Система Microsoft Nav
- 7 .4.2. Система Microsoft Dynamics Ax
- 7 .6. Корпоративная информационная система «Парус»
- Глава 8
- 8.1. Корпоративная сеть Интранет
- Два типа систем отработки данных в кис
- 8.2. Информационные базы корпоративных информационных систем
- 8.2.1. Базы данных
- 8.2.2. Хранилища данных
- 8.3. Аналитическая обработка данных
- 8.3.1. Средства On-Line Analytical Processing (olap)
- 8.3.2. Средства Data Mining (dm)
- 8.3.3. Интеллектуальные информационные технологии
- Раздел III
- Глава 9
- 9.1. Маркетинг как объект управления
- 9 .2. Информационное обеспечение в системе управления маркетингом
- 9.3. Управление взаимоотношениями с потребителем (crm)
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.4. Планирование ресурсов в зависимости от потребности клиента (csrp)
- 9 .5. Непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла (cals)
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.1. Базовые функции маркетинговой информационной системы
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.2. Особенности хранения маркетинговой информации
- 9.6.3. Аналитические средства маркетинговых программ
- 9.6.4. Визуализация результатов
- 9.6.5. Сравнительный анализ отечественных маркетинговых программ
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- Глава 10 Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1. Технология Интернет в маркетинге
- 10.1.1. Инфраструктура Интернет
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1.2. Интернет-аудитория
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2. Электронная коммерция
- 10.2.1. Технологии Интернет для бизнеса
- 10.2.2. Бизнес в интернет-пространстве
- 10.2.3. Структура рынка электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.4. Факторы снижения издержек при использовании электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.5. Базовые технологии электронной коммерции
- 10.2.6. Нетикет
- Раздел IV
- Глава 11
- 11.1. Сущность и принципы ведения бухгалтерского учета
- 11.2. Учетная политика
- 11.2.1. Организация и содержание учетной политики
- 1 1.2.2. Классификаторы информации
- Раздел I. Транспорт и связь.
- 11.2.3. Учетные регистры
- 1 1.2.4. Система документов бухгалтерского учета
- 11.3. Функциональная архитектура бухгалтерского учета
- Глава 12
- 12.1. Программные продукты ис бухгалтерского учета
- Характеристики ис бухгалтерского учета
- 1 2.2. Классы программных продуктов ис бухгалтерского учета
- 12.2.1. Журнал хозяйственных операций
- 12.2.2. Инструментальные компьютерные системы бухгалтерского учета
- 12.2.3. Интегрированная бухгалтерия для малых предприятий
- 12.2.4. Комплексный бухгалтерский учет для средних и крупных предприятий
- 12.2.5. Компьютерные системы финансового анализа и бизнес-планирования
- 12.2.6. Бухгалтерские системы в составе кис
- 12.2.7. Правовые и информационно-справочные системы и базы данных
- Раздел VII
- Глава 18 Основы построения системы стандартов ит
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.2. Международные структуры в области стандартизации информационных технологий
- 1 8.3. Методологический базис открытых систем
- 18.4. Архитектурные спецификации (эталонные модели)
- 18.5.1. Эталонная модель среды открытых систем (модель ose)
- 18.5.2. Базовая эталонная модель взаимосвязи открытых систем (модель osi)
- 1 8.6. Базовые спецификации
- Глава 19 Инструменты функциональной стандартизации
- 19.1. Понятие профиля открытой системы
- 19.2. Классификация профилей
- 19.3. Основные свойства и назначение профилей
- 19.4. Пример компоновки функционального профиля
- Раздел VIII
- Глава 20 Защищенная информационная система
- 20.1. Определение защищенной информационной системы
- Глава 20. Защищенная информационная система
- 20.2. Методология анализа защищенности информационной системы
- 2 0.3. Требования к архитектуре информационных систем для обеспечения безопасности ее функционирования
- 2 0.4. Этапы построения системы безопасности ис
- 2 0.5. Стандартизация подходов к обеспечению информационной безопасности
- 20.6. Обеспечение интегральной безопасности информационных систем
- Глава 20. Защищенная информационная система