8.2.2. Хранилища данных
Специфика КИС проявляется, в первую очередь, благодаря новой форме организации внутримашинной информационной базы, представляющей совокупность взаимосвязанных компонентов (рис. 8.2):
операционная БД — служит для обеспечения работы функциональ ных модулей ERP-системы, составляет основу OLTP-системы обработки данных КИС;
специализированные ХД (Data Warehouse — DW), основа OLAP- систем обработки данных для различных функциональных компонентов КИС.
Операционные БД КИС обеспечивают хранение данных большого объема и сложной логической структуры, находятся под управлением мощных СУБД, как правило, реляционного типа (ORACLE, MS SQL Server, Informix, DB/2 и др.). Такие БД используются в составе многоуровневой
214 Глава 8. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки...
Рис. 8.2. Новая форма организации внутримашинной информационной базы
клиент-серверной архитектуры КИС; они могут размещаться на одном или нескольких серверах БД. Как правило, БД отделены от программ функциональных модулей, использующих эти данные. Интерфейс пользователя (формы, отчеты, запросы и т.п.) находится на рабочей станции или специализированном сервере.
Основными проблемами ведения операционных БД КИС являются:
обеспечение необходимого уровня производительности КИС (из меряется количеством транзакций в единицу времени) для реализации регламентированных приложений КИС;
соответствие требованиям приложений по составу, структуре, объе мам данных, времени получения и качеству выходной информации;
обеспечение надежного хранения данных (периодическое архивиро вание БД, восстановление БД после сбоев из страховых копий, ведение журнала транзакций для их «отката» и т.п.).
Операционную БД вместе с внешними информационными источниками следует рассматривать как «сырье» для создания предметно-ориентированных, интегрированных, неизменяемых по структуре хронологических данных — ХД, анализируемых в системах поддержки принятия решений. Витрина (киоск) — подмножество ХД, обеспечивает необходимую производительность получения и анализа данных для конечных пользователей и защиту от несанкционированного доступа.
По определению Б. Инмона, хранилище данных — это предметно-ориентированный, интегрированный, неизменяемый, поддерживающий
8.3. Аналитическая обработка данных 215
х ронологию набор данных, организованный для целей поддержки принятия решений. Как правило ХД ориентированы на решение определенных задач анализа и представления данных. В ХД имеются три категории данных:
метаданные (сведения об источнике, методах сбора информации);
детальные;
агрегированные (сводные).
Программное обеспечение ХД обеспечивает: загрузку, форматирование, анализ и реструктуризацию данных; управление доступом к ним; построение витрин данных.
- Глава 2 Информационные технологии
- 2.1. Основные понятия, терминология и классификация
- 2.1.1. Истоки и этапы развития информационных технологий
- 2.1.2. Информатика и информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.2. Технология и методы обработки экономической информации
- 2.2.1. Основные классы технологий
- 2.2.2. Базовые методы обработки экономической информации
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.3. Структура базовой информационной технологии
- 2.3.1. Концептуальный уровень описания (содержательный аспект)
- 2.3.2. Логический уровень (формализованное/модельное описание)
- 2.3.3. Физический уровень (программно-аппаратная реализация)
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 3 Информационные системы
- 3.1. Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике
- 3.2. Виды информационных систем и принципы их создания
- 3.2.1. Классификация информационных систем
- 3.2.2. Корпоративные (интегрированные) информационные системы
- Глава 3. Информационные системы
- Стратификация ит по операциям
- 3.3. Состав информационных систем
- 3.3.1. Функциональные подсистемы информационных систем
- Решение задач функциональных подсистем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.2. Обеспечивающие подсистемы информационных систем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.3. Техническое обеспечение (комплекс технических средств)
- 3.4. Жизненный цикл информационных систем
- Раздел II
- Глава 4
- 4.1. Предприятие как объект управления
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2. Роль и место информационных технологий в управлении предприятием
- 4.2.1. Планирование потребности в материалах (mrpi)
- 4.2.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 4.2.4. Планирование ресурсов производства (mrpii)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.5. Производство на мировом уровне (wcm)
- 4.2.6. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 4.2.7. Оптимизация управления ресурсами предприятий (erpii)
- 4.2.8. Менеджмент как сотрудничество (мвс)
- 4.2.9. Управление цепочками поставок (scm)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3. Информационные технологии организационного развития и стратегического управления предприятием
- 4.3.1. Управление эффективностью бизнеса (врм)
- 4.3.2. Стандарты стратегического управления, направленные на непрерывное улучшение бизнес-процессов (bpi)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3.3. Модель организационного развития предприятия
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 4. Организация и средства информационных технологии-
- 4.3.4. Система сбалансированных показателей (bsc) эффективности [6]
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 5
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Системный подход
- 5.3. Информационный подход
- 5.4. Стратегический подход
- 5.5. Объектно-ориентированный подход
- 5.6. Методические принципы совершенствования управления предприятием на основе информационных технологий
- 5.7. Разработка информационного обеспечения систем управления предприятием
- Глава 6
- 6.1. Основные понятия документационного обеспечения управленческой деятельности
- 6.3. Организация электронной системы управления документооборотом
- Глава 7
- 7.1. Общие свойства кис
- 7.2. Типовой состав функциональных модулей кис
- 7.3. Корпоративная информационная система sap r/3
- 7 .4.1. Система Microsoft Nav
- 7 .4.2. Система Microsoft Dynamics Ax
- 7 .6. Корпоративная информационная система «Парус»
- Глава 8
- 8.1. Корпоративная сеть Интранет
- Два типа систем отработки данных в кис
- 8.2. Информационные базы корпоративных информационных систем
- 8.2.1. Базы данных
- 8.2.2. Хранилища данных
- 8.3. Аналитическая обработка данных
- 8.3.1. Средства On-Line Analytical Processing (olap)
- 8.3.2. Средства Data Mining (dm)
- 8.3.3. Интеллектуальные информационные технологии
- Раздел III
- Глава 9
- 9.1. Маркетинг как объект управления
- 9 .2. Информационное обеспечение в системе управления маркетингом
- 9.3. Управление взаимоотношениями с потребителем (crm)
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.4. Планирование ресурсов в зависимости от потребности клиента (csrp)
- 9 .5. Непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла (cals)
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.1. Базовые функции маркетинговой информационной системы
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.2. Особенности хранения маркетинговой информации
- 9.6.3. Аналитические средства маркетинговых программ
- 9.6.4. Визуализация результатов
- 9.6.5. Сравнительный анализ отечественных маркетинговых программ
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- Глава 10 Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1. Технология Интернет в маркетинге
- 10.1.1. Инфраструктура Интернет
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1.2. Интернет-аудитория
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2. Электронная коммерция
- 10.2.1. Технологии Интернет для бизнеса
- 10.2.2. Бизнес в интернет-пространстве
- 10.2.3. Структура рынка электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.4. Факторы снижения издержек при использовании электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.5. Базовые технологии электронной коммерции
- 10.2.6. Нетикет
- Раздел IV
- Глава 11
- 11.1. Сущность и принципы ведения бухгалтерского учета
- 11.2. Учетная политика
- 11.2.1. Организация и содержание учетной политики
- 1 1.2.2. Классификаторы информации
- Раздел I. Транспорт и связь.
- 11.2.3. Учетные регистры
- 1 1.2.4. Система документов бухгалтерского учета
- 11.3. Функциональная архитектура бухгалтерского учета
- Глава 12
- 12.1. Программные продукты ис бухгалтерского учета
- Характеристики ис бухгалтерского учета
- 1 2.2. Классы программных продуктов ис бухгалтерского учета
- 12.2.1. Журнал хозяйственных операций
- 12.2.2. Инструментальные компьютерные системы бухгалтерского учета
- 12.2.3. Интегрированная бухгалтерия для малых предприятий
- 12.2.4. Комплексный бухгалтерский учет для средних и крупных предприятий
- 12.2.5. Компьютерные системы финансового анализа и бизнес-планирования
- 12.2.6. Бухгалтерские системы в составе кис
- 12.2.7. Правовые и информационно-справочные системы и базы данных
- Раздел VII
- Глава 18 Основы построения системы стандартов ит
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.2. Международные структуры в области стандартизации информационных технологий
- 1 8.3. Методологический базис открытых систем
- 18.4. Архитектурные спецификации (эталонные модели)
- 18.5.1. Эталонная модель среды открытых систем (модель ose)
- 18.5.2. Базовая эталонная модель взаимосвязи открытых систем (модель osi)
- 1 8.6. Базовые спецификации
- Глава 19 Инструменты функциональной стандартизации
- 19.1. Понятие профиля открытой системы
- 19.2. Классификация профилей
- 19.3. Основные свойства и назначение профилей
- 19.4. Пример компоновки функционального профиля
- Раздел VIII
- Глава 20 Защищенная информационная система
- 20.1. Определение защищенной информационной системы
- Глава 20. Защищенная информационная система
- 20.2. Методология анализа защищенности информационной системы
- 2 0.3. Требования к архитектуре информационных систем для обеспечения безопасности ее функционирования
- 2 0.4. Этапы построения системы безопасности ис
- 2 0.5. Стандартизация подходов к обеспечению информационной безопасности
- 20.6. Обеспечение интегральной безопасности информационных систем
- Глава 20. Защищенная информационная система