7 .4.2. Система Microsoft Dynamics Ax
Программный продукт Microsoft Dynamics Ax — интегрированная система управления предприятием класса ERP II, ориентированная на средние и крупные предприятия, корпорации и холдинговые структуры. Система сертифицирована Институтом профессиональных бухгалтеров России и рекомендована Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для предприятий многопрофильной деятельности. Методическое обеспечение Microsoft Dynamics Ax соответствует правилам нормативного регулирования системы бухгалтерского учета в Российской Федерации.
В Microsoft Dynamics Ax заложены современные технологии управления и высокотехнологичные решения, позволяющие эффективно управлять предприятием в условиях роста масштабов бизнеса. Система может быть доработана под уникальные потребности заказчика. Отличительными чертами Microsoft Dynamics Ax являются:
всеобъемлющая функциональность, наличие отраслевых решений;
наличие удобных средств настройки и администрирования для мас штабирования системы;
локализация задач ведения бухгалтерского и налогового учета в со ответствии с требованиями российского законодательства;
организация межкорпоративного бизнеса на основе системы управ ления внутренними и внешними бизнес-процессами;
поддержка технологических стандартов Microsoft.
Microsoft Dynamics Ax ориентирована на многоуровневую клиент-серверную архитектуру, применение сервера приложений Axapta Object Server (AOS), который выполняет основную бизнес-логику. Доступ к AOS возможен для клиентов различных типов («толстых» и «тонких»). Сетевое взаимодействие клиентов и сервера приложений поддерживают протоколы UDP/IP и TCP/IP. AOS поддерживает кэши данных и объектов, SQL-соединения и SQL-курсоры для оптимизации производительности. При этом можно использовать различные классы SQL-СУБД (Microsoft SQL Server и Oracle).
Все системные задачи по обслуживанию Microsoft Dynamics Ax выполнены в виде сервисов операционных систем. Для крупномасштабных корпораций можно увеличивать число серверов AOS, объединять их в кластеры для равномерного распределения и обслуживания клиентов сети.
С помощью технологии Axapta Web Deployment обеспечен доступ клиентов к системе через Интернет, при этом для обновления настроек на каждом клиентском компьютере не требуется ручных действий. Это облегчает процесс конфигурирования и развертывания системы.
7.5. Корпоративная информационная система «Галактика» 199
К омпания «Microsoft» разработала методологию внедрения Partner Methodology, основанную на понятии «жизненный цикл КИС», содержащую следующие этапы:
диагностика — проведение предпроектного обследования, целью которого является экспертное заключение о потребностях бизнеса в инфор мационных технологиях управления, определение ожидаемых результатов от внедрения КИС, оценка сроков проекта и бюджета КИС;
анализ — изучение и выбор способов реализации бизнес-процессов, детализация и уточнение требований к результатам внедрения, долгосроч ное планирование проекта, обучение базовой функциональности КИС;
дизайн — создание концептуального дизайна КИС (технического задания), в котором представлены предложения по изменению функ циональности бизнес-процессов и требований к отчетности; создание де тального дизайна КИС (программного дизайна), в котором представлены функциональная структура КИС, интерфейсы с внешними системами, порядок тестирования разработки, порядок приемки работ;
разработка и тестирование — разработка и тестирование необхо димых элементов функциональности и интерфейсов. Настройка рабочей среды, первоначальная загрузка БД;
развертывание — официальная сдача-приемка КИС: подготовка пользователей к промышленной эксплуатации; запуск в промышленную эксплуатацию; оценка проекта заказчиком;
начальное сопровождение — поддержка работы заказчика в КИС, оценка и дальнейшее развитие КИС.
7.5. Корпоративная информационная система «Галактика»
Корпорация «Галактика» является ведущей отечественной компанией в области разработки и поставки интегрированных систем управления предприятием в течение последних 20 лет, входит, по мнению консалтинговой международной компании «IDC», в так называемую пятерку (Тор-5) западных и российских компаний, разрабатывающих интегрированные системы для управления предприятием (автоматизированные системы управления). Разработки «Галактики» обеспечивают предприятиям и корпорациям современные и технологичные методы управления, поддержку и помощь в сопровождении автоматизированных систем управления. Российская аналитическая компания «РБК» много раз отдавала первое место корпорации «Галактика» в своих аналитических обзорах на тему ИТ. Почти четверть внедрений КИС отечественного типа принадлежит
200 Глава 7. Инструментальные средства компьютерных технологий...
р ешениям «Галактики», которая имеет и наибольший потенциал к усилению своих позиций в будущем.
Базовый продукт — «Галактика Business Suit» имеет следующее содержание.
1. Комплексное управление бизнесом:
Галактика ERP — корпоративная информационная система класса ERP.
Галактика «Проектное производство» — для предприятий маши ностроения и приборостроения, которые используют позаказный тип производства, поддержка полного управленческого цикла для всех сфер деятельности предприятия.
Галактика «Управление строительством» — для строительных компаний и предприятий других отраслей, ведущих гражданское и про мышленное строительство, учитывает специфику строительной отрасли (сметная деятельность, управление проектами, система менеджмента качества, требования российских стандартов СНиП и др.).
Галактика «Управление транспортом» — отраслевое решение для компаний, имеющих в своем составе транспортные подразделения.
Поддержка принятия управленческих решений: Галактика Business Intelligence — комплекс приложений для поддержки принятия интеллек туальных решений. Используется платформа Галактика Ranet, платформа Microsoft.NET, сервис-ориентированная архитектура (SOА), Web-сервисы, OLAP-технологии.
Выполнение специализированных задач в компаниях со сложной и холдинговой структурой:
Галактика Financial Management — специализированное решение для управления финансами в компаниях холдингового типа.
Галактика «Мониторинг заказов» — создание системы управления жизненным циклом заказов (формирование заказов на продажу — предо плата — производственный заказ — поставка — отгрузка) для территориаль но распределенных предприятий с длительным циклом производства.
Галактика «Консолидация» — для создания консолидированной отчетности в рамках корпорации.
4. Поисково-аналитическая система: «Галактика ZOOM» — создание хранилищ текстовой информации, поддержка эффективного поиска и аналитической обработки данных.
Корпоративная система «Галактика ERP» полностью соответствует концепции ERP и стандарту MRP II, поддерживает национальные и международные стандарты финансовой отчетности, обеспечивает высокий уровень защиты информации и масштабируемости системы, методологию внедрения и сопровождения системы. В состав «Галактика ERP» входят следующие базовые функциональные контуры:
7.5. Корпоративная информационная система «Галактика» 201
система учета и формирование различных видов отчетности;
управление материальными и финансовыми потоками (логистика);
финансовое планирование и оперативный финансовый менеджмент, управленческий учет;
производственное планирование и управление производством, кон троллинг;
управление персоналом и кадровой политикой.
К дополнительным контурам автоматизации относятся:
управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудова ния;
управление качеством продукции;
управление взаимоотношениями с клиентами;
управление недвижимостью.
Система «Галактика ERP» ориентирована на решение задач полного управленческого цикла: прогнозирование, планирование, учет, контроль выполнения, анализ и регулирование. Архитектурно система разбита на контуры — функциональные подсистемы, которые связаны между собой информационно. Основным объектом, с которым работает КИС, является операционный документ, создаваемый в хозяйственных операциях.
Управление производством основано на автоматизации управления деятельностью структурных подразделений: производственных цехов, планово-диспетчерского, планово-экономического отделов, службы главного механика, технолога, энергетика и т.п. Решаются комплексы функциональных задач управления:
«Планирование производства»;
«Корпоративное планирование»;
«Учет в производстве»;
«Управление заказами»;
«Материально-техническое обеспечение»;
«Спецификации продуктов»;
«Контроллинг»;
«Управление ремонтом».
План производства (Master Plan Schedule — MPS) формируется на основании портфеля заказов и прогноза сбыта готовой продукции по периодам планирования; дается предварительная оценка его выполнимости по ключевым ресурсам предприятия (оборудование, трудовые ресурсы, материалы); при недостатке ресурсов осуществляется корректировка плана производства; учитывается возможность пополнения ресурсов: закупка оборудования, наем рабочей силы, сверхурочные работы, субподряд и т.д. Расчет «чистых потребностей» в материалах, комплектующих и полуфабрикатах, объемов производственных заказов и сроков их выполнения с
202 Глава 7. Инструментальные средства компьютерных технологий...
учетом календарно-плановых нормативов (правил пополнения, размеров партий, длительности циклов и т.д.) выполняется на всех стадиях производственного цикла. Автоматически формируется план-график запуска/ выпуска партий деталей, полуфабрикатов, готовых изделий на основании плана производства; осуществляются закупки материалов и комплектующих. Заявки на закупку формируются с привязкой к договорам. Своевременно проводится контроль выполнения планов сбыта, производства и снабжения, расчет нормативных и фактических затрат на производство, проводится анализ отклонений в затратах и себестоимости. В результате в системе управления вычисляются экономические и финансовые показатели деятельности предприятия.
Управление финансами автоматизирует полный цикл управления финансами корпорации: планирование финансов, оперативный финансовый менеджмент, финансовый анализ.
Формирование бюджета связано с анализом и моделированием различных вариантов бюджетов, их согласованием и утверждением. Для контроля за бюджетом осуществляется учет оперативной деятельности по исполнению бюджетов, контроль лимитных статей.
Для развитой организационной структуры управления корпорацией необходимо создание консолидированной финансовой отчетности, в которой определены центры затрат и центры прибыли, выполняется расчет и анализ финансовых показателей, дается оценка финансового состояния предприятия с помощью различных методик. Данные для анализа выбираются из интегрированной корпоративной БД (оперативные бухгалтерские данные).
Бухгалтерский контур — центральный в системе «Галактика ERP». В системе осуществлено разделение бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Автоматизация комплекса задач бухгалтерского учета осуществляется по отельным участкам учета; реализованы все виды бухгалтерского учета для различных типов корпораций: территориально распределенных, дочерних, обычных предприятий независимо от отраслевой принадлежности и масштабов деятельности. Типовые комплексы функциональных задач:
«Налоговые регистры»;
«Касса»;
«Финансово-расчетные операции»;
«Материальные ценности»;
«Основные средства и нематериальные активы»;
«Хозяйственные операции»;
«Бухгалтерская отчетность»;
«Консолидация»;
7.5. Корпоративная информационная система «Галактика» 203
9 ) «Векселя и кредиты»; .
10) «Фактические затраты».
Система «Галактика ERP» позволяет обеспечить настройку на законодательную базу государств СНГ (России, Беларуси, Украины, Казахстана, Молдовы, Узбекистана), ведет параллельный бухгалтерский учет в нескольких планах счетов. Аналитический учет возможен в разрезе организации, подразделений, номенклатурных позиций, инвентарных номеров основных средств, документов-оснований и т.п.
Контур логистики обеспечивает автоматизацию управления в подразделениях предприятия: отделы снабжения, сбыта, склад. Осуществляется автоматизированное управление материальными, информационными и финансовыми потоками в сфере производства и обращения, обеспечено решение управленческих задач на документальной основе. Функциональные модули:
«Управление договорами»;
«Управление снабжением»;
«Управление сбытом»;
«Складской учет»;
«Поставщики, получатели».
Контур логистики поддерживает отношения на договорной основе предприятия с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий, а также с потребителями готовой продукции, работ и услуг. Автоматизированным способом осуществляется планирование, учет и регулирование ритмичности, объемов поставок сырья и материалов, выполнения договорных обязательств перед заказчиками. Промежуточное звено — склады материалов и готовой продукции, управление которыми предусматривает учет движения материальных ценностей. Контур логистики тесно интегрирован с контурами бухгалтерского учета и финансами.
Контур управления взаимоотношениями с клиентами обеспечивает поддержку деятельности маркетингового отдела, отдела сбыта, а именно создание надежной маркетинговой информации о клиентах предприятия, рекламных фирмах, конкурентах, товарах и т.п. В него входят модули «Клиент» и «Рекламная компания». Анализ маркетинговой информации выполняется с использованием информационно-аналитической системы «Галактика ZOOM», которая позволяет обрабатывать неструктурированные документы во внешних базах данных.
Контур управления персоналом обеспечивает управление кадрами и учет труда и оплаты сотрудников. Функциональные модули контура «Управление персоналом» и «Заработная плата» обладают универсальностью, пригодны для различного типа предприятий, форм и систем оплаты труда, имеются средства настройки на специфику конкретного
204 Глава 7. Инструментальные средства компьютерных технологий...
п редприятия и трудового законодательства. Например, учет назначения и выплаты государственных пособий, исчисление непрерывного стажа, прием, перевод и увольнение работников и т.п. Основными задачами по управлению персоналом являются: учет кадрового состава работающих, комплектование подразделений предприятия специалистами, аттестация персонала, повышение квалификации персонала и т.п.
Корпоративная информационная система «Галактика ERP» позволяет учитывать:
фактическую численность персонала;
рабочее время;
размер и виды оплат и удержаний, в том числе налогов;
нерабочее время (отпуска, больничные);
данные для персонифицированного и налогового учета дохода и др.
Контур -«Специализированные решения» относится к категории отраслевых решений и содержит следующие функциональные модули, разработанные для решения специфических задач конкретных предприятий:
«Розничная торговля»;
«Управление автотранспортом»;
«Сервисное обслуживание»;
«Учет спецодежды»;
«Давальческое сырье»;
«Юрист».
Контур системного администрирования обеспечивает настройку и конфигурирование системы «Галактика», администрирование БД, разработку новых функциональных модулей.
Средство разработки — Система «Атлантис» позволяет создавать приложения, управляемые потоком событий и функционирующие в архитектуре клиент-сервер. Специальные функции могут быть запрограммированы на языках Паскаль и Ассемблер. Система «Атлантис» поддерживает различные платформы БД (Oracle, MS SQL Server, Btrieve, Informix, DB2).
Имеется набор программ, поддерживающих офисные приложения:
компилятор выходных форм FCOM для формирования отчетных документов по шаблону;
интерактивный генератор отчетов ARD для формирования сложных отчетов;
пакет деловой графики GALAGRAF;
многофункциональный текстовый процессор «Бизнес-текст»;
средства интеграции и манипулирования данными (язык запросов SQL, поддержка экспорта и импорта БД).
7.6. Корпоративная информационная система «Парус» 205
- Глава 2 Информационные технологии
- 2.1. Основные понятия, терминология и классификация
- 2.1.1. Истоки и этапы развития информационных технологий
- 2.1.2. Информатика и информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.2. Технология и методы обработки экономической информации
- 2.2.1. Основные классы технологий
- 2.2.2. Базовые методы обработки экономической информации
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.3. Структура базовой информационной технологии
- 2.3.1. Концептуальный уровень описания (содержательный аспект)
- 2.3.2. Логический уровень (формализованное/модельное описание)
- 2.3.3. Физический уровень (программно-аппаратная реализация)
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 3 Информационные системы
- 3.1. Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике
- 3.2. Виды информационных систем и принципы их создания
- 3.2.1. Классификация информационных систем
- 3.2.2. Корпоративные (интегрированные) информационные системы
- Глава 3. Информационные системы
- Стратификация ит по операциям
- 3.3. Состав информационных систем
- 3.3.1. Функциональные подсистемы информационных систем
- Решение задач функциональных подсистем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.2. Обеспечивающие подсистемы информационных систем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.3. Техническое обеспечение (комплекс технических средств)
- 3.4. Жизненный цикл информационных систем
- Раздел II
- Глава 4
- 4.1. Предприятие как объект управления
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2. Роль и место информационных технологий в управлении предприятием
- 4.2.1. Планирование потребности в материалах (mrpi)
- 4.2.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 4.2.4. Планирование ресурсов производства (mrpii)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.5. Производство на мировом уровне (wcm)
- 4.2.6. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 4.2.7. Оптимизация управления ресурсами предприятий (erpii)
- 4.2.8. Менеджмент как сотрудничество (мвс)
- 4.2.9. Управление цепочками поставок (scm)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3. Информационные технологии организационного развития и стратегического управления предприятием
- 4.3.1. Управление эффективностью бизнеса (врм)
- 4.3.2. Стандарты стратегического управления, направленные на непрерывное улучшение бизнес-процессов (bpi)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3.3. Модель организационного развития предприятия
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 4. Организация и средства информационных технологии-
- 4.3.4. Система сбалансированных показателей (bsc) эффективности [6]
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 5
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Системный подход
- 5.3. Информационный подход
- 5.4. Стратегический подход
- 5.5. Объектно-ориентированный подход
- 5.6. Методические принципы совершенствования управления предприятием на основе информационных технологий
- 5.7. Разработка информационного обеспечения систем управления предприятием
- Глава 6
- 6.1. Основные понятия документационного обеспечения управленческой деятельности
- 6.3. Организация электронной системы управления документооборотом
- Глава 7
- 7.1. Общие свойства кис
- 7.2. Типовой состав функциональных модулей кис
- 7.3. Корпоративная информационная система sap r/3
- 7 .4.1. Система Microsoft Nav
- 7 .4.2. Система Microsoft Dynamics Ax
- 7 .6. Корпоративная информационная система «Парус»
- Глава 8
- 8.1. Корпоративная сеть Интранет
- Два типа систем отработки данных в кис
- 8.2. Информационные базы корпоративных информационных систем
- 8.2.1. Базы данных
- 8.2.2. Хранилища данных
- 8.3. Аналитическая обработка данных
- 8.3.1. Средства On-Line Analytical Processing (olap)
- 8.3.2. Средства Data Mining (dm)
- 8.3.3. Интеллектуальные информационные технологии
- Раздел III
- Глава 9
- 9.1. Маркетинг как объект управления
- 9 .2. Информационное обеспечение в системе управления маркетингом
- 9.3. Управление взаимоотношениями с потребителем (crm)
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.4. Планирование ресурсов в зависимости от потребности клиента (csrp)
- 9 .5. Непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла (cals)
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.1. Базовые функции маркетинговой информационной системы
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.2. Особенности хранения маркетинговой информации
- 9.6.3. Аналитические средства маркетинговых программ
- 9.6.4. Визуализация результатов
- 9.6.5. Сравнительный анализ отечественных маркетинговых программ
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- Глава 10 Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1. Технология Интернет в маркетинге
- 10.1.1. Инфраструктура Интернет
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1.2. Интернет-аудитория
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2. Электронная коммерция
- 10.2.1. Технологии Интернет для бизнеса
- 10.2.2. Бизнес в интернет-пространстве
- 10.2.3. Структура рынка электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.4. Факторы снижения издержек при использовании электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.5. Базовые технологии электронной коммерции
- 10.2.6. Нетикет
- Раздел IV
- Глава 11
- 11.1. Сущность и принципы ведения бухгалтерского учета
- 11.2. Учетная политика
- 11.2.1. Организация и содержание учетной политики
- 1 1.2.2. Классификаторы информации
- Раздел I. Транспорт и связь.
- 11.2.3. Учетные регистры
- 1 1.2.4. Система документов бухгалтерского учета
- 11.3. Функциональная архитектура бухгалтерского учета
- Глава 12
- 12.1. Программные продукты ис бухгалтерского учета
- Характеристики ис бухгалтерского учета
- 1 2.2. Классы программных продуктов ис бухгалтерского учета
- 12.2.1. Журнал хозяйственных операций
- 12.2.2. Инструментальные компьютерные системы бухгалтерского учета
- 12.2.3. Интегрированная бухгалтерия для малых предприятий
- 12.2.4. Комплексный бухгалтерский учет для средних и крупных предприятий
- 12.2.5. Компьютерные системы финансового анализа и бизнес-планирования
- 12.2.6. Бухгалтерские системы в составе кис
- 12.2.7. Правовые и информационно-справочные системы и базы данных
- Раздел VII
- Глава 18 Основы построения системы стандартов ит
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.2. Международные структуры в области стандартизации информационных технологий
- 1 8.3. Методологический базис открытых систем
- 18.4. Архитектурные спецификации (эталонные модели)
- 18.5.1. Эталонная модель среды открытых систем (модель ose)
- 18.5.2. Базовая эталонная модель взаимосвязи открытых систем (модель osi)
- 1 8.6. Базовые спецификации
- Глава 19 Инструменты функциональной стандартизации
- 19.1. Понятие профиля открытой системы
- 19.2. Классификация профилей
- 19.3. Основные свойства и назначение профилей
- 19.4. Пример компоновки функционального профиля
- Раздел VIII
- Глава 20 Защищенная информационная система
- 20.1. Определение защищенной информационной системы
- Глава 20. Защищенная информационная система
- 20.2. Методология анализа защищенности информационной системы
- 2 0.3. Требования к архитектуре информационных систем для обеспечения безопасности ее функционирования
- 2 0.4. Этапы построения системы безопасности ис
- 2 0.5. Стандартизация подходов к обеспечению информационной безопасности
- 20.6. Обеспечение интегральной безопасности информационных систем
- Глава 20. Защищенная информационная система