19.3. Основные свойства и назначение профилей
Эталонная модель среды открытых систем (OSE/RM) определяет разделение любой информационной системы на приложения (прикладные программы и программные комплексы) и среду, в которой эти приложения функционируют. Между приложениями и средой определяются стандартизованные интерфейсы, которые являются необходимой частью
19.3. Основные свойства и назначение профилей 475
п рофилей любой открытой системы. Кроме того, в профилях ИС могут быть определены унифицированные интерфейсы взаимодействия функциональных частей друг с другом и интерфейсы взаимодействия между компонентами среды ИС.
Классификация интерфейсов открытых систем вводит следующие четыре основных типа интерфейсов OSE:
API (Application Program Interface — интерфейс прикладной про граммы);
CSI (Communication Services Interface — интерфейс коммуникаци онных услуг);
HCI (Human/Computer Interface — человекомашинный интер фейс);
ISI (Information Services Interface — интерфейс информационных услуг).
Могут быть определены и другие типы интерфейсов, например интерфейс управляемых объектов.
Под API понимается интерфейс между ППО и поставщиком необходимого для функционирования этого программного обеспечения сервиса, т.е. прикладной платформой.
Интерфейс CSI обеспечивает реализацию взаимодействия с внешними системами, которая осуществляется с помощью протоколов (процедур обмена). Стандартизация этих протоколов вместе со стандартизацией форматов обмениваемых данных в них является основой обеспечения интероперабельности систем.
Через интерфейс HCI осуществляется физическое взаимодействие пользователя и системы ИТ. Примерами такого интерфейса служат клавиатуры для ввода информации и оконные системы взаимодействия с пользователем.
Интерфейс ISI рассматривается как граница взаимодействия с внешней памятью долговременного хранения данных, для переносимости и интероперабельности которых необходима стандартизация форматов и синтаксиса представления данных.
Таким образом, определяемая профилем OSE функциональность в общем случае может рассматриваться как композиция функций, или сервисов, реализуемых на интерфейсах определенных выше классов. Функциональность профиля специфицируется в терминах вызовов функций, протоколов взаимодействия, форматов данных. Естественным требованием к профилю является согласованность используемых им спецификаций, относящихся к интерфейсам различных классов.
Полный OSE-профиль — это профиль, который специфицирует все поведение ИТ-системы или часть ее поведения на одном или большем
476 Глава 19. Инструменты функциональной стандартизации
ч исле интерфейсов OSE. Он состоит из выбранного набора открытых, общедоступных, согласованных стандартов и спецификаций, определяющих различные услуги в среде эталонной модели OSE/RM.
Профиль OSI — конкретный (локальный) профиль, составленный из базовых стандартов, соответствующих модели OSI (Open System Interconnection), и (или) базовых стандартов представления форматов и данных, т.е. F-профилей.
На основании этих определений можно сформулировать следующие общие свойства профилей.
Профиль только ограничивает функциональность базовой специфи кации благодаря выбору его опций и значений параметров. Таким образом, функциональность профилей вытекает из функциональности выбранных в них базовых стандартов.
Профили не могут содержать никаких требований, противоречивых с базовым стандартом, они лишь осуществляют выбор соответствующих опций и диапазонов значений параметров.
Профиль может содержать дополнительные, более специальные или ограничительные аттестационные требования. Таким образом, аттестация на соответствие профилю подразумевает аттестацию на соответствие всему набору составляющих его спецификаций, в частности базовых стандартов, на которые он ссылается.
Основными целями OSE- и OSI-профилей является реализация основных свойств открытости проектируемой, внедряемой, эксплуатируемой или развиваемой системы. В связи с этим формируемый OSE-профиль должен обеспечивать [6] следующие.
Переносимость ППО и многократную используемость ПО на уровне исходного кода и стандартных библиотек (Application Software Portability and Software Reuse at the Source Code Level). Именно переносимость между различными платформами исходного текста ПО считается одной из основных практически достижимых задач, решение которой позволяет организациям защитить себя от необходимости дополнительного инвести рования в существующее ПО для его перепроектирования при переходе на новые прикладные платформы. Если под переносимостью приложений понимается перенос всего соответствующего данному приложению ПО на другие платформы, то под его переиспользумостью, как правило, понима ется перенос в новые приложения некоторой части работающих программ, что также имеет большое практическое значение и непосредственно от носится к целям открытости систем.
Переносимость данных (Data Portability). He менее важной целью открытых систем является переносимость на новые прикладные платфор мы данных, хранящихся во внешней памяти существующих систем ИТ,
19.3. Основные свойства и назначение профилей 477
что обеспечивается разработкой OSE на основе стандартов и ISP, строго регламентирующих форматы и способы представления данных.
Интероперабельность прикладного программного обеспечения (Application Software Interoperability). Здесь имеется в виду возможность обмена данными между сущностями ПО, в том числе между сущностями, реализуемыми на разнородных прикладных платформах, а также возмож ность совместного использования ими обмениваемых данных. Данное свойство на нижнем уровне обеспечивается построением стандартизо ванных коммуникационных интерфейсов, т.е. CSI-интерфейсов, систем на основе стандартов сетевых протоколов, в частности OSI-профилей. Реализация его в полном объеме приводит к необходимости решения проблемы семантической интероперабельности, т.е. понимания разно родными платформами семантики данных, которыми они обмениваются друг с другом.
Интероперабельность управления и безопасности (Management and Security Interoperability). Для целей интеграции и совместного ис пользования разнородных платформ в рамках распределенных систем ИТ необходима унификация и концептуальная целостность средств админи стративного управления и управления информационной безопасностью систем ИТ независимо от реализационных окружений. Поэтому для обе спечения бесшовной интеграции систем их средства административного управления и средства защиты должны строиться в соответствии с между народными стандартами.
Переносимость пользователей (User Portability). Под переносимо стью пользователей понимается отсутствие необходимости в их повторном обучении при переносе ППО на другие платформы, что также является одной из важных целей концепции открытых систем.
Использование существующих стандартов и аккомодацию к стандар там перспективных технологий (Accommodation of Standards). Профили OSE являются эффективным средством продвижения существующих стандартов в практику. В то же время они являются объектами, способ ными эволюционировать с учетом изменения стандартов, технологий и пользовательских требований, прежде всего потому, что они конструи руются посредством ссылок на базовые стандарты. Таким образом, на основе понятия OSE-профиля поддерживается такое свойство открытых систем, как адаптируемость к изменению стандартов.
Легкую настраиваемость на новые технологии создания информа ционных систем (Accommodation of New Information System Technology). Профили OSE, являясь исходным материалом при построении открытых систем, не связаны непосредственно с нижележащими технологиями. Однако развитие таких технологий влечет развитие системы стандартов.
478 Глава 19. Инструменты функциональной стандартизации
Г ибкость аппарата OSE-профилей позволяет учитывать тенденции перехода к новым стандартам и соответственно к новым технологиям.
Масштабируемость прикладных платформ и распределенных систем (Application Platform Scalability). Масштабируемость относится к важ нейшим свойствам открытости систем ИТ. Применительно к прикладной платформе оно означает возможность разных типов реализаций некоторого OSE-профиля, отличающихся техническими и ресурсными характеристи ками (например, суперкомпьютеры и рабочие станции), поддерживать одну и ту же функциональность, т.е. один и тот же набор сервисов.
Прозрачность реализаций процессов (Implementation Transparency). Данное свойство поддерживается благодаря систематическому использо ванию через аппарат OSE-профилей стандартизованных спецификаций (стандартов и ISPs), одним из принципов разработки которых является независимость от конкретных реализаций. Таким образом, все особенности реализации OSE-профилей скрываются за интерфейсами открытых си стем, что и обеспечивает свойство прозрачности реализаций для конечных пользователей систем ИТ.
10. Поддержку пользовательских требований (Support Clear Statement of User Requirements). Важным свойством открытых систем является точ ная спецификация пользовательских требований, определенных в виде наборов сервисов, предоставляемых открытыми системами на их интер фейсах. Это свойство адекватно поддерживается применением аппарата OSE-профилей.
При практическом формировании и применении профилей, как было сказано выше, можно использовать региональные, национальные стандарты, стандарты де-факто и ведомственные нормативные документы. В процессе применения стандартов и профилей могут быть выявлены пробелы в положениях некоторых стандартов и необходимость модификации или дополнения требований, определенных в них. Некоторые функции, не формализованные стандартами, но важные для унификации построения или взаимодействия компонентов конкретной технологии или ИС, могут определяться нормативными документами ведомства или фирмы, обязательными для конкретного профиля и проекта. Для эффективного использования конкретного профиля необходимо:
выделить объединенные логической связью проблемно-ориентиро ванные области функционирования, где могут применяться стандарты, общие для одной организации или их группы;
идентифицировать стандарты и нормативные документы, варианты их использования и параметры, которые необходимо включить в про филь;
документально зафиксировать участки конкретного профиля, где требу ется создание новых стандартов или нормативных документов, и идентифи-
19.4. Пример компоновки функционального профиля 479
цировать характеристики, которые могут оказаться важными для разработки недостающих стандартов и нормативных документов этого профиля;
формализовать профиль в соответствии с его категорией, включая стандарты, различные варианты нормативных документов и дополнитель ные параметры, которые непосредственно связаны с профилем;
опубликовать профиль и (или) продвигать его по формальным ин станциям для дальнейшего распространения.
При использовании OSE- и OSI-профилей для создания ИС следует обеспечить проверку корректности их применения путем тестирования, испытаний и сертификации, для чего должна быть создана технология контроля и тестирования в процессе применения профиля. Она должна поддерживаться совокупностью методик, инструментальных средств, составом и содержанием оформляемых документов на каждом этапе обеспечения и контроля корректности применения соответствующей версии и положений профиля.
Использование профилей способствует унификации при разработке тестов, проверяющих качество и взаимодействие компонентов проектируемой ИС. Профили должны определяться таким образом, чтобы тестирование их реализации можно было проводить наиболее полно по стандартизованной методике. Некоторые тесты для проверки соответствия применяемых компонентов международным стандартам могут быть использованы готовыми, так как международные стандарты и профили являются основой при создании международных признанных аттестационных тестов.
- Глава 2 Информационные технологии
- 2.1. Основные понятия, терминология и классификация
- 2.1.1. Истоки и этапы развития информационных технологий
- 2.1.2. Информатика и информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.2. Технология и методы обработки экономической информации
- 2.2.1. Основные классы технологий
- 2.2.2. Базовые методы обработки экономической информации
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.3. Структура базовой информационной технологии
- 2.3.1. Концептуальный уровень описания (содержательный аспект)
- 2.3.2. Логический уровень (формализованное/модельное описание)
- 2.3.3. Физический уровень (программно-аппаратная реализация)
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 3 Информационные системы
- 3.1. Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике
- 3.2. Виды информационных систем и принципы их создания
- 3.2.1. Классификация информационных систем
- 3.2.2. Корпоративные (интегрированные) информационные системы
- Глава 3. Информационные системы
- Стратификация ит по операциям
- 3.3. Состав информационных систем
- 3.3.1. Функциональные подсистемы информационных систем
- Решение задач функциональных подсистем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.2. Обеспечивающие подсистемы информационных систем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.3. Техническое обеспечение (комплекс технических средств)
- 3.4. Жизненный цикл информационных систем
- Раздел II
- Глава 4
- 4.1. Предприятие как объект управления
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2. Роль и место информационных технологий в управлении предприятием
- 4.2.1. Планирование потребности в материалах (mrpi)
- 4.2.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 4.2.4. Планирование ресурсов производства (mrpii)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.5. Производство на мировом уровне (wcm)
- 4.2.6. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 4.2.7. Оптимизация управления ресурсами предприятий (erpii)
- 4.2.8. Менеджмент как сотрудничество (мвс)
- 4.2.9. Управление цепочками поставок (scm)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3. Информационные технологии организационного развития и стратегического управления предприятием
- 4.3.1. Управление эффективностью бизнеса (врм)
- 4.3.2. Стандарты стратегического управления, направленные на непрерывное улучшение бизнес-процессов (bpi)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3.3. Модель организационного развития предприятия
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 4. Организация и средства информационных технологии-
- 4.3.4. Система сбалансированных показателей (bsc) эффективности [6]
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 5
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Системный подход
- 5.3. Информационный подход
- 5.4. Стратегический подход
- 5.5. Объектно-ориентированный подход
- 5.6. Методические принципы совершенствования управления предприятием на основе информационных технологий
- 5.7. Разработка информационного обеспечения систем управления предприятием
- Глава 6
- 6.1. Основные понятия документационного обеспечения управленческой деятельности
- 6.3. Организация электронной системы управления документооборотом
- Глава 7
- 7.1. Общие свойства кис
- 7.2. Типовой состав функциональных модулей кис
- 7.3. Корпоративная информационная система sap r/3
- 7 .4.1. Система Microsoft Nav
- 7 .4.2. Система Microsoft Dynamics Ax
- 7 .6. Корпоративная информационная система «Парус»
- Глава 8
- 8.1. Корпоративная сеть Интранет
- Два типа систем отработки данных в кис
- 8.2. Информационные базы корпоративных информационных систем
- 8.2.1. Базы данных
- 8.2.2. Хранилища данных
- 8.3. Аналитическая обработка данных
- 8.3.1. Средства On-Line Analytical Processing (olap)
- 8.3.2. Средства Data Mining (dm)
- 8.3.3. Интеллектуальные информационные технологии
- Раздел III
- Глава 9
- 9.1. Маркетинг как объект управления
- 9 .2. Информационное обеспечение в системе управления маркетингом
- 9.3. Управление взаимоотношениями с потребителем (crm)
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.4. Планирование ресурсов в зависимости от потребности клиента (csrp)
- 9 .5. Непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла (cals)
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.1. Базовые функции маркетинговой информационной системы
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.2. Особенности хранения маркетинговой информации
- 9.6.3. Аналитические средства маркетинговых программ
- 9.6.4. Визуализация результатов
- 9.6.5. Сравнительный анализ отечественных маркетинговых программ
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- Глава 10 Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1. Технология Интернет в маркетинге
- 10.1.1. Инфраструктура Интернет
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1.2. Интернет-аудитория
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2. Электронная коммерция
- 10.2.1. Технологии Интернет для бизнеса
- 10.2.2. Бизнес в интернет-пространстве
- 10.2.3. Структура рынка электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.4. Факторы снижения издержек при использовании электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.5. Базовые технологии электронной коммерции
- 10.2.6. Нетикет
- Раздел IV
- Глава 11
- 11.1. Сущность и принципы ведения бухгалтерского учета
- 11.2. Учетная политика
- 11.2.1. Организация и содержание учетной политики
- 1 1.2.2. Классификаторы информации
- Раздел I. Транспорт и связь.
- 11.2.3. Учетные регистры
- 1 1.2.4. Система документов бухгалтерского учета
- 11.3. Функциональная архитектура бухгалтерского учета
- Глава 12
- 12.1. Программные продукты ис бухгалтерского учета
- Характеристики ис бухгалтерского учета
- 1 2.2. Классы программных продуктов ис бухгалтерского учета
- 12.2.1. Журнал хозяйственных операций
- 12.2.2. Инструментальные компьютерные системы бухгалтерского учета
- 12.2.3. Интегрированная бухгалтерия для малых предприятий
- 12.2.4. Комплексный бухгалтерский учет для средних и крупных предприятий
- 12.2.5. Компьютерные системы финансового анализа и бизнес-планирования
- 12.2.6. Бухгалтерские системы в составе кис
- 12.2.7. Правовые и информационно-справочные системы и базы данных
- Раздел VII
- Глава 18 Основы построения системы стандартов ит
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.2. Международные структуры в области стандартизации информационных технологий
- 1 8.3. Методологический базис открытых систем
- 18.4. Архитектурные спецификации (эталонные модели)
- 18.5.1. Эталонная модель среды открытых систем (модель ose)
- 18.5.2. Базовая эталонная модель взаимосвязи открытых систем (модель osi)
- 1 8.6. Базовые спецификации
- Глава 19 Инструменты функциональной стандартизации
- 19.1. Понятие профиля открытой системы
- 19.2. Классификация профилей
- 19.3. Основные свойства и назначение профилей
- 19.4. Пример компоновки функционального профиля
- Раздел VIII
- Глава 20 Защищенная информационная система
- 20.1. Определение защищенной информационной системы
- Глава 20. Защищенная информационная система
- 20.2. Методология анализа защищенности информационной системы
- 2 0.3. Требования к архитектуре информационных систем для обеспечения безопасности ее функционирования
- 2 0.4. Этапы построения системы безопасности ис
- 2 0.5. Стандартизация подходов к обеспечению информационной безопасности
- 20.6. Обеспечение интегральной безопасности информационных систем
- Глава 20. Защищенная информационная система