8.3.1. Средства On-Line Analytical Processing (olap)
On-Line Analytical Processing — средства оперативной (в реальном масштабе времени) аналитической обработки информации, направленные на поддержку принятия решений и помогающие аналитикам отвечать на вопрос «Почему объекты, среды и результаты их взаимодействия такие, а не другие?». При этом аналитик сам формирует версии отношений между множеством информации и проверяет их на основе имеющихся данных в соответствующих базах структурированной информации.
Для ERP-систем характерно наличие аналитических компонент в составе функциональных подсистем. Они обеспечивают формирование аналитической информации в режиме реального времени. Эта информация является основой большинства управленческих решений.
Технологии О LAP используют гиперкубы — специально структурированные данные (иначе называемые OLAP-кубами). В структуре данных гиперкуба различают:
меры — количественные показатели (реквизиты-основания), исполь зуемые для формирования сводных статистических итогов;
измерения — описательные категории (реквизиты-признаки), в раз резе которых анализируются меры.
Размерность гиперкуба определяется числом измерений для одной меры. Например, гиперкуб СБЫТ содержит данные:
• измерения: потребители, даты операций, группы товаров, номен клатура, модификации, упаковки, склады, виды оплаты, виды отгрузки, тарифы, валюта, организации, подразделения, ответственные, каналы распределения, регионы, города;
216 Глава 8. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки...
• меры: количество плановое, количество фактическое, сумма плано вая, сумма фактическая, платежи плановые, платежи фактические, сальдо плановое, сальдо фактическое, цена реализации, срок исполнения заказа, сумма возврата.
Такой гиперкуб предназначен для аналитических отчетов:
классификация потребителей по объемам покупок;
классификация продаваемых товаров по методу ABC;
анализ сроков исполнения заказов различных потребителей;
анализ объемов продаж по периодам, товарам и группам товаров, регионам и потребителям, внутренним подразделениям, менеджерам и каналам сбыта;
прогноз взаиморасчетов с потребителями;
анализ возврата товаров от потребителей; и т.д.
Аналитические отчеты могут иметь произвольное сочетание измерений и мер, они используются для анализа принимаемых управленческих решений. Аналитическая обработка обеспечивается инструментальными и языковыми средствами. В общедоступной электронной таблице MS Excel представлена информационная технология «Сводные таблицы», исходными данными для их создания являются:
список (база данных) MS Excel — реляционная таблица;
другая сводная таблица MS Excel;
консолидированный диапазон ячеек MS Excel, расположенных в одной и той же или различных рабочих книгах;
внешняя реляционная БД или OLAP-куб, источник данных (файлы формата .dsn, .ode).
Рис. 83. Пример создания сводной таблицы для исходной БД в MS Excel
Для построения сводных таблиц на основе внешних БД используют драйверы ODBC, а также программу MS Query. Сводная таблица для исходной БД MS Excel имеет следующую структуру (рис. 8.3).
8.3. Аналитическая обработка данных
217
Макет сводной таблицы имеет следующую структуру данных (рис. 8.4): измерения — код подразделения, должность; меры — стаж работы, оклад и премия. Ниже представлена сводная табл. 8.2, которая позволяет проанализировать связь среднего стажа работы и оклада, среднего стажа работы и премии, оклада и премии.
Сводная таблица для анализа связей
Таблица 8.2
Код | Должность | Общий | ||||
подраз- | Данные | Брига- | Монтер | Слесарь | Токарь | итог |
деления |
| дир пути |
|
|
|
|
Гараж | Средний стаж | 5,39 | 7,81 | — | — | 6,60 |
| работы, лет |
|
|
|
|
|
| Фонд оплаты | 7000 | 5600 |
|
| 12 600 |
| труда, руб. |
|
|
|
|
|
| Фонд премии, руб. | 700 | 560 |
|
| 1260 |
Цех1 | Средний стаж | 4,90 | — | 6,37 | 7,12 | 6,19 |
| работы, лет |
|
|
|
|
|
| Фонд оплаты | 7500 |
| 10 000 | 11000 | 28 500 |
| труда, руб. |
|
|
|
|
|
| Фонд премии, руб. | 525 |
| 1600 | 1100 | 3225 |
Цех 2 | Средний стаж | — | 4,39 | — | — | 4,39 |
| работы, лет |
|
|
|
|
|
| Фонд оплаты |
| 14 430 |
|
| 14 430 |
| труда, руб. |
|
|
|
|
|
| Фонд премии, руб. |
| 1010,10 |
|
| 1010,10 |
218 Глава 8. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки...
Окончание табл. 8.2
Код подразделения | Должность | Общий итог | ||||
Данные | Бригадир пути | Монтер | Слесарь | Токарь | ||
ЦехЗ | Средний стаж работы, лет Фонд оплаты труда, руб. Фонд премии, руб. |
|
| 3,96 10 200 845 | 4,44 10 170 711,90 | 4,20 20 370 1556,90 |
Итого средний стаж работы, лет | 5,15 | 5,53 | 5,17 | 5,33 | 5,30 | |
Итого фонд оплаты труда, руб. | 14 500 | 20 030 | 20 200 | 21170 | 75 900 | |
Итого фонд премии, руб. | 1225 | 1570,10 | 2445 | 1811,90 | 7052 |
Для продолжения анализа средствами сводной таблицы можно:
добавить новые итоговые показатели (например, средний оклад, средняя сумма премии и т.п.);
использовать фильтрации записей и итогов сводной таблицы (на пример, по признаку «Пол», который помещается в макете в область «Страница»);
вычислить структурные показатели (например, распределение фондов оплаты труда и фонда премии по подразделениям — с помощью средств дополнительной обработки сводных таблиц, доли от суммы по столбцу); и т.д.
Совокупность программ MS Office позволяет публиковать данные электронных таблиц, включая сводные таблицы и диаграммы в формате XTML.
Компонент Microsoft Office Web Components поддерживает работу с опубликованными данными в среде Internet Explorer, обеспечивая продолжение анализа (изменения структуры данных сводной таблицы, вычисление новых сводных итогов).
- Глава 2 Информационные технологии
- 2.1. Основные понятия, терминология и классификация
- 2.1.1. Истоки и этапы развития информационных технологий
- 2.1.2. Информатика и информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.2. Технология и методы обработки экономической информации
- 2.2.1. Основные классы технологий
- 2.2.2. Базовые методы обработки экономической информации
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.3. Структура базовой информационной технологии
- 2.3.1. Концептуальный уровень описания (содержательный аспект)
- 2.3.2. Логический уровень (формализованное/модельное описание)
- 2.3.3. Физический уровень (программно-аппаратная реализация)
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 3 Информационные системы
- 3.1. Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике
- 3.2. Виды информационных систем и принципы их создания
- 3.2.1. Классификация информационных систем
- 3.2.2. Корпоративные (интегрированные) информационные системы
- Глава 3. Информационные системы
- Стратификация ит по операциям
- 3.3. Состав информационных систем
- 3.3.1. Функциональные подсистемы информационных систем
- Решение задач функциональных подсистем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.2. Обеспечивающие подсистемы информационных систем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.3. Техническое обеспечение (комплекс технических средств)
- 3.4. Жизненный цикл информационных систем
- Раздел II
- Глава 4
- 4.1. Предприятие как объект управления
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2. Роль и место информационных технологий в управлении предприятием
- 4.2.1. Планирование потребности в материалах (mrpi)
- 4.2.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 4.2.4. Планирование ресурсов производства (mrpii)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.5. Производство на мировом уровне (wcm)
- 4.2.6. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 4.2.7. Оптимизация управления ресурсами предприятий (erpii)
- 4.2.8. Менеджмент как сотрудничество (мвс)
- 4.2.9. Управление цепочками поставок (scm)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3. Информационные технологии организационного развития и стратегического управления предприятием
- 4.3.1. Управление эффективностью бизнеса (врм)
- 4.3.2. Стандарты стратегического управления, направленные на непрерывное улучшение бизнес-процессов (bpi)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3.3. Модель организационного развития предприятия
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 4. Организация и средства информационных технологии-
- 4.3.4. Система сбалансированных показателей (bsc) эффективности [6]
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 5
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Системный подход
- 5.3. Информационный подход
- 5.4. Стратегический подход
- 5.5. Объектно-ориентированный подход
- 5.6. Методические принципы совершенствования управления предприятием на основе информационных технологий
- 5.7. Разработка информационного обеспечения систем управления предприятием
- Глава 6
- 6.1. Основные понятия документационного обеспечения управленческой деятельности
- 6.3. Организация электронной системы управления документооборотом
- Глава 7
- 7.1. Общие свойства кис
- 7.2. Типовой состав функциональных модулей кис
- 7.3. Корпоративная информационная система sap r/3
- 7 .4.1. Система Microsoft Nav
- 7 .4.2. Система Microsoft Dynamics Ax
- 7 .6. Корпоративная информационная система «Парус»
- Глава 8
- 8.1. Корпоративная сеть Интранет
- Два типа систем отработки данных в кис
- 8.2. Информационные базы корпоративных информационных систем
- 8.2.1. Базы данных
- 8.2.2. Хранилища данных
- 8.3. Аналитическая обработка данных
- 8.3.1. Средства On-Line Analytical Processing (olap)
- 8.3.2. Средства Data Mining (dm)
- 8.3.3. Интеллектуальные информационные технологии
- Раздел III
- Глава 9
- 9.1. Маркетинг как объект управления
- 9 .2. Информационное обеспечение в системе управления маркетингом
- 9.3. Управление взаимоотношениями с потребителем (crm)
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.4. Планирование ресурсов в зависимости от потребности клиента (csrp)
- 9 .5. Непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла (cals)
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.1. Базовые функции маркетинговой информационной системы
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.2. Особенности хранения маркетинговой информации
- 9.6.3. Аналитические средства маркетинговых программ
- 9.6.4. Визуализация результатов
- 9.6.5. Сравнительный анализ отечественных маркетинговых программ
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- Глава 10 Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1. Технология Интернет в маркетинге
- 10.1.1. Инфраструктура Интернет
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1.2. Интернет-аудитория
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2. Электронная коммерция
- 10.2.1. Технологии Интернет для бизнеса
- 10.2.2. Бизнес в интернет-пространстве
- 10.2.3. Структура рынка электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.4. Факторы снижения издержек при использовании электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.5. Базовые технологии электронной коммерции
- 10.2.6. Нетикет
- Раздел IV
- Глава 11
- 11.1. Сущность и принципы ведения бухгалтерского учета
- 11.2. Учетная политика
- 11.2.1. Организация и содержание учетной политики
- 1 1.2.2. Классификаторы информации
- Раздел I. Транспорт и связь.
- 11.2.3. Учетные регистры
- 1 1.2.4. Система документов бухгалтерского учета
- 11.3. Функциональная архитектура бухгалтерского учета
- Глава 12
- 12.1. Программные продукты ис бухгалтерского учета
- Характеристики ис бухгалтерского учета
- 1 2.2. Классы программных продуктов ис бухгалтерского учета
- 12.2.1. Журнал хозяйственных операций
- 12.2.2. Инструментальные компьютерные системы бухгалтерского учета
- 12.2.3. Интегрированная бухгалтерия для малых предприятий
- 12.2.4. Комплексный бухгалтерский учет для средних и крупных предприятий
- 12.2.5. Компьютерные системы финансового анализа и бизнес-планирования
- 12.2.6. Бухгалтерские системы в составе кис
- 12.2.7. Правовые и информационно-справочные системы и базы данных
- Раздел VII
- Глава 18 Основы построения системы стандартов ит
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.2. Международные структуры в области стандартизации информационных технологий
- 1 8.3. Методологический базис открытых систем
- 18.4. Архитектурные спецификации (эталонные модели)
- 18.5.1. Эталонная модель среды открытых систем (модель ose)
- 18.5.2. Базовая эталонная модель взаимосвязи открытых систем (модель osi)
- 1 8.6. Базовые спецификации
- Глава 19 Инструменты функциональной стандартизации
- 19.1. Понятие профиля открытой системы
- 19.2. Классификация профилей
- 19.3. Основные свойства и назначение профилей
- 19.4. Пример компоновки функционального профиля
- Раздел VIII
- Глава 20 Защищенная информационная система
- 20.1. Определение защищенной информационной системы
- Глава 20. Защищенная информационная система
- 20.2. Методология анализа защищенности информационной системы
- 2 0.3. Требования к архитектуре информационных систем для обеспечения безопасности ее функционирования
- 2 0.4. Этапы построения системы безопасности ис
- 2 0.5. Стандартизация подходов к обеспечению информационной безопасности
- 20.6. Обеспечение интегральной безопасности информационных систем
- Глава 20. Защищенная информационная система