logo
Трофимов Информационные технологии черный

10.2.3. Структура рынка электронной коммерции

Электронная коммерция может вестись на различных уровнях, начиная с простого представительства компании в сети, до электронной поддержки совместной деятельности, осуществляемой несколькими компаниями (например, аутсорсинг или виртуальное предприятие). Электронная коммерция, по сути, имеет глобальный характер. На интернациональном уровне по сравнению с внутринациональным электронная коммерция усложняется такими факторами, как различия в налогообложении, таможенных сборах и правилах ведения банковской деятельности.

Согласно стандарту EDINT электронной коммерцией считалось взаимодействие между бизнес-организациями посредством электрон-

264 Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет

н ых технологий и Интернет. Сейчас это только один из секторов рынка электронной коммерции, который называется «бизнес-бизнес» (Business-to-Business). В зависимости от участников электронная коммерция подразделяется на основные секторы коммерческого взаимодействия:

Рассмотрим разновидности отношений между участниками, их модели и ИТ, используемые в электронной коммерции.

В2В: торгово-закупочные площадки (e-procurement, SCM, e-dis-tri-bution, CRM, e-market); аутсорсинг; электронные платежные системы; виртуальные предприятия; электронные биржи; электронные аукционы; интернет-трейдинг; интернет-инкубаторы; интернет-реклама; системы мобильной коммерции (m-commerce); системы страхования и перестрахования; доски объявлений (Bulletin Board Systems — BBS); информационные бизнес-системы.

В2С: торговые ряды; электронные витрины и каталоги; электронные магазины; электронные аукционы; интернет-трейдинг; электронные платежные системы; интернет-страхование; системы телеработы; системы вирусного маркетинга; интернет-реклама; спонсорские программы; туристические и прочие услуги.

B2G: участие в электронных торгах по закупке продукции для государственных нужд; выполнение государственных заказов; предоставление налоговой, статистической, таможенной и другой отчетности.

С2В: частные услуги; участие в опросах и других рекламных акциях; участие в партнерских и спонсорских программах.

С2С: доски объявлений; интернет-аукционы; системы Р2Р; системы вирусного и многоуровневого маркетинга.

C2G: выборы; участие в опросах общественного мнения; уплата налогов, сборов, штрафов; представление заявок, жалоб, обращений граждан.

G2B (электронное правительство): системы распределения государственных заказов; электронные тендеры; обеспечение контакта с налоговыми, таможенными органами, органами государственной сертификации и

1 Субъект, определенный первой буквой аббревиатуры, выступает в качестве продавца или стороны, оказывающей услуги. Другие сектора: С2В, G2G, C2G, G2B, включая тех же участников, отличаются только характером их взаимодействия.

10.2. Электронная коммерция 265

лицензирования, администрациями и т.д.; юридические и информационно-справочные службы; геоинформационные системы.

G2C (электронное правительство): системы социального обслуживания (пенсии, пособия, льготы и т.п.); системы коммунального обслуживания; юридические и информационно-справочные службы; геоинформационные системы.

G2G (электронное правительство): выборы; автоматизированные системы сотрудничества в таможенной, налоговой, правоохранительной сферах; геоинформационные системы.

Сектор В2В определяли как межкорпоративное взаимодействие в системе «предприятие — предприятие» с использованием стандартов электронного обмена данными для осуществления передачи деловой информации. Изначально этим термином обозначались процессы купли-продажи товаров и услуг между предприятиями в режиме On-Line. В настоящее время В2В понимается как любой процесс взаимодействия между предприятиями или подразделениями одного предприятия для решения бизнес-задач, который может быть реализован с применением ИТ и через Интернет. Полем деятельности участников этого сектора являются виртуальные В2В-площадки (рис. 10.5).

Такие площадки принято делить на три типа в зависимости от того, кто создает площадку:

  1. поставщики или продавцы (Supplier-driven или Seller-driven);

  2. покупатели (Buyer-driven);

  3. третья сторона (Third-party-driven).

Возникновение тех или иных видов торговых площадок зависит от степени влияния покупателей и продавцов в данной области экономики.

Площадки Supplier-driven. Крупные продавцы играют активную роль в формировании торговых площадок. Это происходит по разным причинам. Одни компании хотят привлечь как можно больше оптовых покупателей, другие — снизить затраты на продажи, третьи — иметь возможность объединиться с партнерами и диктовать свои условия на рынке. Например, несколько крупных американских компаний, выпускающих медицинские товары, — «Johnson & Johnson», «GE Medical Systems», «Baxter International», «Abbott Laboratories» и «Medtronic» — предприняли усилия для создания общей интернет-площадки в области здравоохранения — Global Health Care Exchange1, чтобы не платить комиссионные владельцам площадок, на которых они раньше работали. В России такие площадки организуются в сырьевой и обрабатывающей промышленности, тяжелом машиностроении, сельскохозяйственной отрасли, а также предприятиями энергетики, производителями продуктов питания.

1 www.globalhc.com.

266