12.1. Программные продукты ис бухгалтерского учета
Разработка и создание И С бухгалтерского учета является первоочередной задачей автоматизации управления любого предприятия. Характеристики объекта управления, особенности формы организации бухгалтерского учета и учетной политики, масштаб предприятия и другие факторы оказывают решающее влияние на разработку ИС, с одной стороны, и выбор и поддержку информационных технологий бухгалтерского учета, с другой.
Перед разработчиками ИС бухгалтерского учета возникают следующие проблемы:
• выбор методологии разработки И С бухгалтерского учета:
•S вариант 1 — адаптация типового программного комплекса к условиям конкретного применения;
S вариант 2 — разработка «заказной» ИС («с нуля»);
выбор программного продукта (вариант 1) или выбор программных средств и технологий проектирования ИС бухгалтерского учета (вариант 2);
обоснование конфигурации ИС бухгалтерского учета (состава авто матизированных функций и рабочих мест бухгалтеров);
обоснование информационно-технологической архитектуры ИС бухгалтерского учета;
уровень интеграции ИС бухгалтерского учета с другими функ циональными подсистемами — независимая И С бухгалтерского учета, подсистема в составе интегрированной ИС предприятия, компонент корпоративной ИС;
• ограничения на стоимость ИС и время ее создания. Информационные системы бухгалтерского учета и используемые
программные продукты автоматизации бухгалтерского учета постоянно
12.1. Программные продукты ИС бухгалтерского учета
301
совершенствовались из-за появления новых машин, развития информационных технологий, изменений законодательной базы бухгалтерского учета. Рынок бухгалтерских программ для персональных компьютеров начал формироваться в конце 1980-х гг., но не прекращает пополняться новыми программными продуктами (замена версий, конфигураций, расширение доступных информационных технологий и т.п.) и сейчас.
Это наиболее представительный класс прикладного программного обеспечения функционального назначения, которым охвачено несколько тысяч фирм, осуществляющих:
разработку и распространение (продажу) новых программных про дуктов для И С бухгалтерского учета;
адаптацию (настройку) типовых бухгалтерских программ для бух галтерского учета Российской Федерации;
собственно создание ИС бухгалтерского учета (внедрение);
консалтинговые услуги по проектированию компьютерных систем бухгалтерского учета (КСБУ), выбору программных средств, поддержке «горячей линии»;
создание учебно-методической литературы, обучающих и демон страционных программ.
В табл. 12.1 представлен рейтинг фирм, связанных с программными продуктами для И С бухгалтерского учета.
Таблица 12.1
Рейтинг фирм, связанных с программными продуктами для ИС бухгалтерского учета
Место | Название фирмы | Рейтинг |
1 | «1С: Предприятие» | 91 |
2 | «Интеллект-сервис» | 78 |
3 | «Парус» | 77 |
4 | «Галактика» | 75 |
5 | «Диасофт» | 72 |
6 | «R-style software lab» | 70 |
7 | «Cognitive Technologies LTD» | 66 |
8 | «Инфин» | 63 |
9 | «Инфософт» | 60 |
10 | «Омега» | 58 |
Бесспорным лидером среди разработчиков является фирма «1С: Предприятие».
При выборе программ для создания ИС бухгалтерского учета выполняется их анализ и сравнение по ряду параметров, влияющих на реализацию
302 Глава 12. Компьютерные информационные технологии в бухгалтерском учете
к омпьютерного варианта модели бухгалтерского учета и определяющих информационно-технологическую основу построения ИС. Примерный перечень параметров этих групп приведен ниже.
1. Методология И С бухгалтерского учета:
методическое обеспечение реализации и учета правил нормативного регулирования системы бухгалтерского учета в Российской Федерации в ИС;
настройка учетной политики предприятия:
выбор признаков счетов;
формирование рабочего плана счетов;
выбор формы бухгалтерского учета;
выбор методов расчета износа по основным средствам и амортизации нематериальных активов;
выбор методов учета производственных запасов — по фактической себестоимости, по учетным ценам; методы списания затрат на производ ство;
выбор методов оценки потребленных производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства; и т.п.;
настройка справочников аналитического учета;
настройка типовых операций и шаблонов бухгалтерских проводок;
настройка типовых форм первичных учетных документов;
настройка стандартных отчетов (внешних и внутренних);
реализация требований международных стандартов бухгалтерского учета; и др.
2. Информационные технологии:
аппаратная и программная платформа И С бухгалтерского учета;
информационно-технологическая архитектура программного ком плекса;
модульная архитектура программного комплекса;
возможность автономного использования программных модулей;
конфигуратор функциональной структуры ИС бухгалтерского учета;
структура базы данных, характеристика СУБД;
защита функций ИС и базы данных;
средства администрирования БД;
инструментальные средства разработки пользовательского интер фейса, развития функциональности ИС;
информационное взаимодействие с другими ИС масштаба пред приятия, внешними ИС (технологии и форматы обмена данными);
технология проектирования, внедрения и сопровождения ИС;
требования к квалификации персонала ИС.
12.1. Программные продукты ИС бухгалтерского учета 303
В компьютерной ИС обеспечивается реализация стандартных информационных технологий бухгалтерского учета.
Создание типовых хозяйственных операций, содержащих шаблоны бухгалтерских проводок. Настройка корреспонденции бухгалтерских про водок на рабочий план счетов.
Увязка дополнительных реквизитов проводки со справочниками аналитических счетов.
Формирование стандартных текстов комментариев для бухгалтер ских проводок.
Представление информации первичных учетных документов в электронном виде с использованием экранных форм ввода и редактиро вания.
Поддержка валютного учета (шаблон проводки содержит реквизиты кода вида валюты, валютного курса, на основании которых выполняется расчет валютной суммы проводки).
Формирование реестров первичных учетных данных различных классов:
«Проводки» — является основным учетным регистром, содержит бухгалтерские проводки, корреспонденцию счетов, сумму проводки;
«Операции» — содержит сведения о хозяйственных операциях, за регистрированных в учете (операции соответствует типовая операция, благодаря которой автоматически формируются бухгалтерские проводки в реестре «Проводки»; таким образом, обеспечен групповой ввод и редак тирование проводок операции). Установлен запрет непосредственного редактирования бухгалтерских проводок, кроме как через редактирование самой операции. Это гарантирует минимальные затраты и правильность корректировки учетных данных. Типовые операции обычно группируются по участкам бухгалтерского учета, связаны с определенными функцио нальными АРМ бухгалтера;
«Документы» — содержит оформленные в соответствии с типовыми формами сведения первичных документов (каждая типовая форма доку мента предполагает связь с типовой операцией, поэтому при регистрации документов автоматически формируется запись в реестрах «Операции» и «Проводки»). Данный вариант ввода учетных данных является наиболее предпочтительным, поскольку документальное оформление хозяйственной операции и отработка проводок в учет осуществляются практически одно временно, но можно также разделить их во времени: сначала подготовить документ, а затем отработать его в учет. Редактирование бухгалтерских проводок или операций непосредственно, минуя редактирование подготов ленного первичного документа, запрещено; редактирование выполняется не «красным сторно», а путем оформления документа на изменение.
304 Глава 12. Компьютерные информационные технологии в бухгалтерском учете
Программный контроль достоверности и полноты ввода первичных учетных данных, в том числе проверка корреспонденции счетов с помощью «корректных бухгалтерских проводок».
Санкционированный доступ к базе данных при вводе и редактиро вании учетных данных.
Агрегирование и фильтрация бухгалтерских проводок, операций и документов в целях их выборки, анализа, редактирования, копирования и т.п.
10. Автоматическое заполнение стандартных форм внешней отчетности (баланс, приложения к балансу, налоговые карточки, декларации о доходах, справки в Пенсионный фонд Российской Федерации, формы статистической отчетности и др.).
Импорт и экспорт данных базы данных, отдельных форм докумен тов, в том числе отчетных.
Доступ к офисным программным продуктам (текстовый редактор, электронная таблица, браузер, электронная почта, органайзер и т.п.).
Существует зависимость между масштабом предприятия и типом информационно-технологической архитектуры И С бухгалтерского учета (табл. 12.2). Эта зависимость обусловлена как потребностями в информационных технологиях для реализации функций ИС, так и целесообразным уровнем затрат на ее создание и сопровождение, эффектом от автоматизации управления.
Таблица 12.2
- Глава 2 Информационные технологии
- 2.1. Основные понятия, терминология и классификация
- 2.1.1. Истоки и этапы развития информационных технологий
- 2.1.2. Информатика и информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.2. Технология и методы обработки экономической информации
- 2.2.1. Основные классы технологий
- 2.2.2. Базовые методы обработки экономической информации
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.3. Структура базовой информационной технологии
- 2.3.1. Концептуальный уровень описания (содержательный аспект)
- 2.3.2. Логический уровень (формализованное/модельное описание)
- 2.3.3. Физический уровень (программно-аппаратная реализация)
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 3 Информационные системы
- 3.1. Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике
- 3.2. Виды информационных систем и принципы их создания
- 3.2.1. Классификация информационных систем
- 3.2.2. Корпоративные (интегрированные) информационные системы
- Глава 3. Информационные системы
- Стратификация ит по операциям
- 3.3. Состав информационных систем
- 3.3.1. Функциональные подсистемы информационных систем
- Решение задач функциональных подсистем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.2. Обеспечивающие подсистемы информационных систем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.3. Техническое обеспечение (комплекс технических средств)
- 3.4. Жизненный цикл информационных систем
- Раздел II
- Глава 4
- 4.1. Предприятие как объект управления
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2. Роль и место информационных технологий в управлении предприятием
- 4.2.1. Планирование потребности в материалах (mrpi)
- 4.2.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 4.2.4. Планирование ресурсов производства (mrpii)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.5. Производство на мировом уровне (wcm)
- 4.2.6. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 4.2.7. Оптимизация управления ресурсами предприятий (erpii)
- 4.2.8. Менеджмент как сотрудничество (мвс)
- 4.2.9. Управление цепочками поставок (scm)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3. Информационные технологии организационного развития и стратегического управления предприятием
- 4.3.1. Управление эффективностью бизнеса (врм)
- 4.3.2. Стандарты стратегического управления, направленные на непрерывное улучшение бизнес-процессов (bpi)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3.3. Модель организационного развития предприятия
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 4. Организация и средства информационных технологии-
- 4.3.4. Система сбалансированных показателей (bsc) эффективности [6]
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 5
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Системный подход
- 5.3. Информационный подход
- 5.4. Стратегический подход
- 5.5. Объектно-ориентированный подход
- 5.6. Методические принципы совершенствования управления предприятием на основе информационных технологий
- 5.7. Разработка информационного обеспечения систем управления предприятием
- Глава 6
- 6.1. Основные понятия документационного обеспечения управленческой деятельности
- 6.3. Организация электронной системы управления документооборотом
- Глава 7
- 7.1. Общие свойства кис
- 7.2. Типовой состав функциональных модулей кис
- 7.3. Корпоративная информационная система sap r/3
- 7 .4.1. Система Microsoft Nav
- 7 .4.2. Система Microsoft Dynamics Ax
- 7 .6. Корпоративная информационная система «Парус»
- Глава 8
- 8.1. Корпоративная сеть Интранет
- Два типа систем отработки данных в кис
- 8.2. Информационные базы корпоративных информационных систем
- 8.2.1. Базы данных
- 8.2.2. Хранилища данных
- 8.3. Аналитическая обработка данных
- 8.3.1. Средства On-Line Analytical Processing (olap)
- 8.3.2. Средства Data Mining (dm)
- 8.3.3. Интеллектуальные информационные технологии
- Раздел III
- Глава 9
- 9.1. Маркетинг как объект управления
- 9 .2. Информационное обеспечение в системе управления маркетингом
- 9.3. Управление взаимоотношениями с потребителем (crm)
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.4. Планирование ресурсов в зависимости от потребности клиента (csrp)
- 9 .5. Непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла (cals)
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.1. Базовые функции маркетинговой информационной системы
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.2. Особенности хранения маркетинговой информации
- 9.6.3. Аналитические средства маркетинговых программ
- 9.6.4. Визуализация результатов
- 9.6.5. Сравнительный анализ отечественных маркетинговых программ
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- Глава 10 Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1. Технология Интернет в маркетинге
- 10.1.1. Инфраструктура Интернет
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1.2. Интернет-аудитория
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2. Электронная коммерция
- 10.2.1. Технологии Интернет для бизнеса
- 10.2.2. Бизнес в интернет-пространстве
- 10.2.3. Структура рынка электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.4. Факторы снижения издержек при использовании электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.5. Базовые технологии электронной коммерции
- 10.2.6. Нетикет
- Раздел IV
- Глава 11
- 11.1. Сущность и принципы ведения бухгалтерского учета
- 11.2. Учетная политика
- 11.2.1. Организация и содержание учетной политики
- 1 1.2.2. Классификаторы информации
- Раздел I. Транспорт и связь.
- 11.2.3. Учетные регистры
- 1 1.2.4. Система документов бухгалтерского учета
- 11.3. Функциональная архитектура бухгалтерского учета
- Глава 12
- 12.1. Программные продукты ис бухгалтерского учета
- Характеристики ис бухгалтерского учета
- 1 2.2. Классы программных продуктов ис бухгалтерского учета
- 12.2.1. Журнал хозяйственных операций
- 12.2.2. Инструментальные компьютерные системы бухгалтерского учета
- 12.2.3. Интегрированная бухгалтерия для малых предприятий
- 12.2.4. Комплексный бухгалтерский учет для средних и крупных предприятий
- 12.2.5. Компьютерные системы финансового анализа и бизнес-планирования
- 12.2.6. Бухгалтерские системы в составе кис
- 12.2.7. Правовые и информационно-справочные системы и базы данных
- Раздел VII
- Глава 18 Основы построения системы стандартов ит
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.2. Международные структуры в области стандартизации информационных технологий
- 1 8.3. Методологический базис открытых систем
- 18.4. Архитектурные спецификации (эталонные модели)
- 18.5.1. Эталонная модель среды открытых систем (модель ose)
- 18.5.2. Базовая эталонная модель взаимосвязи открытых систем (модель osi)
- 1 8.6. Базовые спецификации
- Глава 19 Инструменты функциональной стандартизации
- 19.1. Понятие профиля открытой системы
- 19.2. Классификация профилей
- 19.3. Основные свойства и назначение профилей
- 19.4. Пример компоновки функционального профиля
- Раздел VIII
- Глава 20 Защищенная информационная система
- 20.1. Определение защищенной информационной системы
- Глава 20. Защищенная информационная система
- 20.2. Методология анализа защищенности информационной системы
- 2 0.3. Требования к архитектуре информационных систем для обеспечения безопасности ее функционирования
- 2 0.4. Этапы построения системы безопасности ис
- 2 0.5. Стандартизация подходов к обеспечению информационной безопасности
- 20.6. Обеспечение интегральной безопасности информационных систем
- Глава 20. Защищенная информационная система