logo search
Информационные технологии в управлении

14. Лекция: Заключение:

Мир изменился - окончательно и бесповоротно! С внедрением персонального компьютера практически во все виды деятельности человека решающей силой стали не только недвижимость или производственный капитал, но в большой степени сам человек, его знания, информация, которой он обладает. В начале XXI века около 65% доходов в развитых странах люди получают за счет интеллектуальной деятельности. И если в 60-х годах ХХ века средний менеджер в силу своих профессиональных обязанностей должен был запомнить 25-30 имен или названий фирм в течение карьеры, то сейчас - столько же ежемесячно! И более половины из них - на иностранных языках. Информация, знания и развитые коммуникации дают свободу и уверенность в своих силах, в правильности выбранной стратегии, являются непременным фактором успеха.

Популярное онлайн-издание Brandchannel реализовало масштабный проект - выявить наиболее популярные бренды последнего десятилетия. Изучению подверглись более тысячи брендов популярных компаний во всем мире. Исследование популярности брендов проходило под лозунгом "Кто оказал влияние на историю!". Первую тройку составили бренды компаний Apple, Microsoft и Google. Корпорацию Apple воспринимают как творца революции в компьютерном мире. Также велики заслуги Билла Гейтса, на много лет вперед определившего пути развития и применения информационных технологий. Один из часто повторяемых отзывов о деятельности компании Google: "Они изменяют историю с их приверженностью к свободному распространению и использованию информации!".

Подводя итоги, укажем на важнейшие потенциальные эффекты применения современных информационных технологий и построенных на их основе информационных систем и на основные принципы их эффективного использования.

Сфера применения

Потенциальный результат

Управление

сокращение количества уровней управления и высвобождение работников среднего звена управления, упразднение ряда функций;

снижение административных расходов;

освобождение персонала от большой части рутинной работы, высвобождение времени для интеллектуальной деятельности;

рационализация решения управленческих задач за счет внедрения математических методов обработки данных и систем искусственного интеллекта;

создание современной динамичной организационной структуры, повышение гибкости и управляемости организации;

экономия времени на планирование деятельности и принятие решений;

повышение квалификации и информационной грамотности управленцев;

увеличение конкурентного преимущества.

Информационная среда

совершенствование структуры потоков информации;

эффективность координации корпоративной деятельности;

обеспечение пользователей достоверной информацией;

прямой доступ к информационному продукту;

реализация информационных систем общего и специального назначений на базе новейших программно-аппаратных вычислительных и телекоммуникационных средств и методов;

интеграция информационных модулей для многопрофильных предприятий;

надежная защита информации.

Финансы и документы

оптимальное планирование денежных ресурсов;

автоматизация обработки планово-финансовых документов и производства транзакций;

эффективный документооборот;

увеличение выручки, уменьшение издержек - увеличение прибыли.

Производство

сокращение времени на проектирование и развертывание производства;

расширение полезных свойств продукта и сферы возможного применения; предоставление потребителю уникальных, в том числе и информационных услуг;

совершенствование системы качества предприятия, качества продуктов и услуг;

уменьшение совокупных затрат на производство продукта, услуги;

повышение производительности труда;

рационализация материально-технического снабжения, сокращение запасов;

уменьшение времени, затрат и количества труда на приемку, обработку и выполнение заказов.

Маркетинг

создание новых возможностей по получению и распределению информации (наглядность, скорость передачи сообщений, достоверность);

информационная поддержка изучения рынка и поиска новых ниш;

более эффективное взаимодействие с потребителем - возможность идентификации и изучения потребителей конкретного продукта или услуги;

повышение способности гибко реагировать на спрос и оперативно удовлетворять новые желания потребителей.

В книге "Шесть принципов эффективного использования информационных технологий" [Дворак Р.Е., Холен Э., Марк Д., Михен В.Ф. Агентство исследований MCKinsey, Приложение к журналу "Компьютер-пресс", № 11, 1998] приведены шесть системных принципов, без учета и реализации которых компания будет испытывать нарастающие трудности при попытке внедрения и использования ИТ/ИС.

Принцип

Верное решение

Неверное решение

1. Развитие в области информационных технологий и информационных систем (ИТ) обусловливается "голосом рынка" и потребностями основной деятельности компании

Высшее руководство компании, менеджеры по направлениям, производству и маркетингу принимают активное участие в выборе, приобретении, внедрении и оценке эффективности новых информационных технологий и приложений. ИТ охватывают практически всю деятельность компании. Департамент (отдел) ИТ руководит организацией инфраструктуры для эффективной и экономичной работы ИС- и ИТ-приложений

Департамент (отдел) ИТ компании приобретает, разрабатывает и внедряет новые решения и приложения практически без участия руководителей, сотрудников других подразделений и потенциальных пользователей. Роль департамента (отдела) ИТ сведена к роли вычислительно органа, не участвующего в организации работы ИТ

2. Решения о финансировании в области ИТ принимаются так же, как и в остальных сферах деятельности - исходя из соображений финансовой выгоды и удовлетворения ожиданий потребителя

Запрашивать и использовать информацию о реальном положении дел на рынке и в компании, моделировать ситуацию, строить прогнозы на основании проанализированных данных. Принимать решения по развитию ИС с точки зрения перспектив бизнеса, делать акцент на получении реальной отдачи

Выбирать и утверждать ИТ-проекты и приложения с точки зрения дешевизны и быстроты исполнения без детальной экспертной проработки. Рассматривать ИТ как "черный ящик", не требующий улучшений. В политике развития делать упор на постоянное сокращение затрат на ИТ

3. Информационная система компании является динамичной, имеет понятную и гибкую структуру, построена в соответствии с общими принципами построения сложных систем и управления ими, основана на применяемых международных стандартах

Не спешить применять новейшие модные ИТ. Использовать устоявшиеся международные стандарты в области ИТ и разработки ПО, активно развивать систему внутренних стандартов и строго придерживаться их. Централизовать разработку и модификацию ПО сопровождения и эксплуатации

Пробовать "на себе" все новинки ИТ. Позволить каждому пользователю выбирать свою технологию, модифицировать стандартное ПО под текущие задачи без учета работы этого ПО в интегрированной среде

4. Разработка и внедрение ИТ тщательно планируются. Внедрение происходит поэтапно, его проводит специально обученная команда, любые ИТ-разработки в компании начинают приносить практическую пользу с момента внедрения пилотного проекта

Правильно выбирать стратегию разработки и внедрения ИТ: выделить и автоматизировать 20% функций, которые "отвечают" за 80% результатов деятельности компании. Внедрение проводится последовательно, при этом соблюдаются все контрольные отметки. Проводится предварительное обучение команды внедрения и менеджеров подразделений

Все функции ИС разрабатывать самостоятельно, исходя только из текущих потребностей, без экспертной проработки. Внедрять модули ИТ эпизодически, использовать разные компании в качестве поставщиков без предварительного изучения. Доверять внедрение случайным людям, пусть даже хорошим специалистам

5. Проводятся планомерные и постоянные улучшения производительности ИС и ее экономической отдачи

Вырабатывать количественные и качественные оценки (метрики) деятельности ИТ/ИТ подразделений. Изучать рынок ИТ. Планировать и проводить замену морально устаревших и потерявших эффективность приложений. Изменять архитектуру, инфраструктуру и конфигурацию ИС в соответствии с изменениями бизнес-правил и развитием компании

Остановиться на достигнутом. Отводить подразделениям ИТ сугубо вспомогательную роль

6. Руководитель и менеджеры Департамента (отдела) ИТ хорошо разбираются в бизнесе и имеют четкое представление о стратегии развития компании, а высшее руководство компании и руководители подразделений имеют достаточно хорошее представление об информационных технологиях и методах построения ИС. Этот принцип распространяется по всей иерархии компании

Привлекать к участию в ИТ-проектах высших руководителей компании, повышая тем самым их ответственность и компетентность. Привлекать руководителей департамента ИТ к разработке долгосрочных планов развития и деятельности компании. Повышать деловую, компьютерную и информационную "грамотность" персонала компании

Вменить в обязанность руководителям информационно-технологических подразделений заниматься только технологическими вопросами, не привлекая их к участию в планировании основной деятельности. Полностью передать ведение проектов по приобретению, разработке и поддержке ИТ в компетенцию технического персонала, не принимающего ответственные решения

В заключение отметим, что информационные технологии при всей своей новизне и революционности не отменили базовых экономических законов, не упразднили производственный процесс, не ликвидировали конкурентов и не отняли у человека необходимости принимать решения. Объекты управления: фирма и ее деятельность, производственные процессы и персонал - не перестали существовать, даже если в некоторых случаях они стали виртуальными; внешнее окружение - государственные структуры, социальные институты, субъекты рыночных отношений - по-прежнему оказывают огромное влияние на бизнес. Осталась необходимость формировать решения слабоструктурированных задач на основе неформализованной информации. У руководителя предприятия по-прежнему главной головной болью являются вечные вопросы:

В этом смысле скорее можно говорить об интенсификации всех процессов в информационную эпоху. Увеличился темп деятельности, возросла скорость принятия управленческих решений, изменился инструментарий управления - эти изменения стали настолько глубоки и необратимы, что они повлияли на все процессы, которые составляют суть деятельности менеджера: руководство, планирование, принятие решений, организация деятельности и контроль выполнения, совершенствование процессов и системы управления.

Наибольший эффект от применения современных ИТ могут получить компании, обладающие одним или несколькими из перечисленных ниже признаков:

Этим характеристикам в первую очередь отвечают компании из отраслей финансов, торговли, телекоммуникаций, транспорта, автомобиле- и авиастроения, энергоснабжения, информационных услуг, разработки программного обеспечения.

Однако любая компания, качество корпоративного управления которой приближается к уровню, необходимому для привлечения внешних инвестиций, будет заинтересована в использовании ИТ для улучшения процессов снабжения, маркетинга и продаж, послепродажного обслуживания, управления финансами, производством и персоналом. В этом залог ее дальнейшего развития и процветания!

247