Понятие информационной системы
В информатике понятие "система" широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и компьютерных программ: системой может называться аппаратная часть компьютера, системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, существуют системы процедур для ведения документации и управления расчетами.
Под системой понимают объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных элементов, объединенных в интересах достижения поставленных целей. Системы различаются как по составу, так и по главным целям. В таблице 5.1 приведены примеры систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей [Донченко И.В., http://do.rksi.ru/library/courses/opais/].
Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают процессы по сбору, хранению, обработке, поиску, выдаче информации, необходимой в процессе принятия решений задач в любой области. Они помогают анализировать проблемы, осуществлять стратегическое планирование и создавать новые продукты.
Таблица 5.1. | ||
Система | Элементы системы | Назначение системы |
Компания | Структура, персонал, финансы, помещения, оборудование, материалы | Производство товаров и услуг |
Компьютерная вычислительная система | Компьютеры, архитектура, конфигурация, электронные и электромеханические элементы, программное обеспечение, линии связи, порты | Ввод, обработка, хранение и вывод данных |
Телекоммуникационная система | Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение, персонал | Передача информации |
Информационная система | Компьютеры, компьютерные сети, информационное и программное обеспечение, персонал | Сбор, обработка, анализ, передача, хранение, обеспечение безопасности информации |
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без определения ее миссии, задач, архитектуры, инфраструктуры, конфигурации, средств телекоммуникаций и персонала, взаимодействующего с компьютерами. В связи с этим повторим приводившееся выше определение.
Информационная система - взаимосвязанная совокупность концепций, методов, технологий, технических и программных средств, используемых для сбора, обработки, хранения и выдачи информации потребителю в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование компьютера в качестве основного технического средства переработки информации.
Информационная система определяется следующими свойствами:
-
любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем;
-
при построении ИС необходимо использовать системный подход;
-
ИС является динамичной и развивающейся системой;
-
ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств и реализованную на базе современных технологий;
-
выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производится автоматическое выполнение рутинных операций;
-
участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.
В крупных организациях, наряду с персональным компьютером, в состав технической базы информационной системы может входить универсальная ЭВМ (Mainframe). Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, конечного пользователя, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.
История развития информационных систем и цели их использования на разных этапах представлены в таблице 5.2 и на рисунке 5.1.
Первые информационные системы появились в 1950-х годах. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
1960-е годы знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная с их помощью, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было раньше.
В 1970-х и 1980-х гг. ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
Таблица 5.2. Изменение подхода к использованию информационных систем | |||
Период времени | Концепция использования информации | Вид информационных систем | Цель использования |
1950-1960 гг. | Бумажный поток расчетных документов | Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах | Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты |
1960-1970 гг. | Основная помощь в подготовке отчетов | Управленческие ИС для производственной информации | Ускорение процесса подготовки отчетности |
1970-1980 гг. | Управленческий контроль производства и реализации | Системы поддержки принятия решений | Выработка наиболее рационального решения |
1980 гг. - настоящее время | Управление стратегией развития предприятия | Системы для высшего звена управления | Поддержка управления возможностями бизнеса |
Рис. 5.1.
К середине 1990-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и применяются на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, вовремя предоставляя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
- 0. Введение: Введение:
- Информация и информационная культура
- Информация, данные, знание и развитие экономики
- Информационные революции
- Информация и информационная культура предприятия
- Контрольные вопросы и задания
- Сферы применения информационных технологий
- Обработка информации
- Хранение информации. Базы и хранилища данных
- Развитие инструментальных средств обработки информации
- Предыстория эвм
- Вычислительные устройства
- Поколения эвм
- Суперкомпьютеры и кластеры
- Компьютеры следующего поколения
- Контрольные вопросы и задания
- Предпосылки быстрого развития информационных технологий
- Этапы развития информационных технологий
- Проблемы, стоящие на пути информатизации общества
- Задачи и процессы обработки информации
- Преимущества применения компьютерных технологий
- Инструментальные технологические средства
- Тенденции развития ит
- От обработки данных - к управлению знаниями
- Децентрализация и рост информационных потребностей
- Интеграция децентрализованных систем
- Капиталовложения и риски
- Психологический фактор и языковые уровни
- Развитие ит и организационные изменения на предприятиях
- Контрольные вопросы и задания
- Развитие Internet/Intranet технологий
- Поисковые системы
- Internet-технологии в бизнесе
- Электронная коммерция
- Контрольные вопросы и задания
- Понятие информационной системы
- Информационная стратегия как ключевой фактор успеха
- Внешнее и внутреннее информационное окружение предприятия
- Информационный контур, информационное поле
- Контрольные вопросы и задания
- Роль структуры управления в формировании ис
- Типы данных в организации
- От переработки данных к анализу
- Системы диалоговой обработки транзакций
- Рабочие системы знания и автоматизации делопроизводства
- Управляющие информационные системы
- Системы поддержки принятия решений
- Olap-технологии
- Технологии Data Mining
- Статистические пакеты
- Нейронные сети и экспертные системы
- Информационные системы поддержки деятельности руководителя
- Контрольные вопросы и задания
- Взаимосвязь информационных подсистем предприятия
- Сервис-ориентированная архитектура ис
- Контрольные вопросы и задания
- Принципы создания информационной системы
- Принцип "открытости" информационной системы
- Структура среды информационной системы
- Модель создания информационной системы
- Реинжиниринг бизнес-процессов
- Отображение и моделирование процессов
- Обеспечение процесса анализа и проектирования ис возможностями case-технологий
- Внедрение информационных систем
- Основные фазы внедрения информационной системы
- Контрольные вопросы и задания
- Управленческий учет и отчетность
- Автоматизированные информационные системы
- Интегрированная информационная среда
- Эволюция кис
- Контрольные вопросы и задания
- Методология планирования материальных потребностей предприятия mrp
- Стандарт mrp II
- Контрольные вопросы и задания
- Erp и управление возможностями бизнеса
- Состав erp-системы
- Основные различия систем mrp и erp
- Особенности выбора и внедрения erp-системы
- Основные принципы выбора erp-системы
- Основные технические требования к erp-системе
- Оценка эффективности внедрения
- Особенности внедрения erp-системы
- Основные проблемы внедрения и использования erp-систем
- Неэффективность внедрения
- Сложность эффективной интеграции erp-систем с приложениями третьих фирм
- Ограниченные аналитические возможности erp-систем и недостаточная поддержка процессов принятия решений
- Контрольные вопросы и задания
- Функциональное наполнение концепции crm
- Главные составляющие crm-системы
- Планирование ресурсов предприятия, синхронизированное с требованиями и ожиданиями покупателя
- Новая покупательская ценность
- Выстраивание новых взаимоотношений: фокус на покупателя, а не на продукт
- Главная цель - "интегрирование" покупателя
- Использование открытых технологий
- Методология scm: ключ к согласованному бизнесу
- Контрольные вопросы и задания
- Надо ли защищаться?
- От кого защищаться?
- От чего защищаться?
- Как защищаться?
- Чем защищаться?
- Кто и как должен заниматься организацией защиты?
- Что выбрать?
- Контрольные вопросы и задания
- 14. Лекция: Заключение: