Основные принципы выбора erp-системы
При выборе ERP-системы необходимо обратить особое внимание на следующие основные моменты.
Имидж фирмы-разработчика, время ее работы на рынке, репутация самой системы и общее количество успешных внедрений. Однако солидность фирмы не является главным фактором выбора. Многие новички рынка (не обладающие ежегодными миллионными оборотами и тысячами клиентов) предлагают интересные решения, основанные на современных технологиях и по вполне разумной цене. Большое число внедрений может быть также заслугой маркетинга, а не действительным качеством системы. Известны по крайней мере несколько случаев, когда предприятия по несколько раз меняли свои ERP-системы, обладающие известными на российском рынке брэндами (причем, как западные, так и российские). Главной причиной замены этих систем являлась недостаточная функциональность систем, низкая скорость работы, малая масштабируемость, плохое качество сопровождения при необходимости доработки систем и др.
Число успешных внедрений в России. В первую очередь, имеются в виду комплексные внедрения. Важно также знать, есть ли внедрения на родственных отраслевых предприятиях и потребовалась ли там помощь внешних консультантов. Необходимо также посмотреть, как реально работает система хотя бы на одном-двух объектах, и пообщаться с ИТ-менеджерами и ее рядовыми пользователями, так как никакие маркетинговые материалы или даже статьи в специализированных изданиях не помогут составить более или менее полное представление о реальных возможностях системы - в некоторых случаях они даже вредны, так как рекламные издания могут сформировать неадекватное представление о ERP-системе у неподготовленного менеджера! Однако следует всегда помнить о том, что любая (даже чрезвычайно функционально богатая) ERP-система настраивается под потребности конкретного предприятия (а предприятий-близнецов даже в рамках одной отрасли просто не существует). В этом случае важно понять, способна ли фирма-разработчик в разумные сроки "дописать" поставляемую систему под функциональность, необходимую предприятию-заказчику. Следует помнить, что в некоторых случаях затраты на доработку системы и ее последующее сопровождение могут превышать базовую стоимость.
Гибкость и открытость. Это является одним из важнейших факторов выбора ERP-системы. В соответствии с мировым опытом, срок полнофункционального внедрения ERP-системы обычно длится не менее 3 лет, а полноценно работать она должна не менее 10 лет. За это время предприятие значительно меняется (его продукция, организационно-штатная структура, система управления, бизнес-процессы, роли и полномочия должностных лиц и др.). Информационно-аналитическая система, являющаяся основой управления предприятием, должна меняться вместе с производством. Она должна позволять легко менять АРМы и меню, формировать отчеты и справки, делать произвольные выборки информации в удобном представлении, менять технологию сопровождения бизнес-процессов и шаблоны отчетных форм путем параметрической настройки. Система должна легко настраиваться и интегрироваться в рамках ИИС предприятия с другим программным обеспечением (например, с корпоративным ПО расчета зарплаты или управления персоналом, ПО управления документооборотом, CAD/CAM/CAE-системами, PDM-системами и др.). Важным моментом при этом является то, что все необходимые доработки системы должна делать фирма-разработчик, юридически отвечающая перед предприятием за качество своей работы.
Терминология. При анализе западной системы необходимо внимательно проанализировать ее терминологию и качество русификации. Документация должна быть полной и понятной, а терминология - привычной. В свою очередь, сопроводительная документация на российскую систему тоже должна быть полной и доступной для понимания.
Качество локализации западной системы. Российская экономика обладает своей спецификой (юридической, бухгалтерской, налоговой и др.). В конструкторской и технологической подготовке производства в России повсеместно приняты стандарты ЕСКД, ЕСТД и ЕСПД (Единая система конструкторской, технологической и программной документации). На западных предприятиях принята предметно замкнутая организация производства, а в России более привычна технологическая специализация. На Западе - не цеховая структура управления, а в России - цеховая. Система должна также учитывать такие российские реалии, как цепочки зачетов, предоплата, оплата в неденежной форме, возможность забалансовой ("серой") наличности и др.
Российская компания, занимающаяся локализацией и внедрением западной системы (или разработкой и внедрением российской системы). Опыт работы и квалификация ее сотрудников, реальное знание ими производства, подходы к внедрению, количество успешно реализованных проектов, реальная поддержка изменений российского законодательства во внедренной и сопровождаемой системе.
Таблица 11.2. Пример построения матрицы "Критерии выбора ИС" | |||||
Критерии | Критичность | По степени детализации | По сложности оценки | По важности для потенциальных пользователей | Итоговый вес |
Открытость | 0,8 | 0,1 | 0,2 | 0,8 | 1,9 |
Функциональность | 0,6 | 0,3 | 0,4 | 1 | 2,3 |
Инструментальный набор | 0,6 | 0,2 | 0,4 | 0,4 | 1,6 |
Документированность | 0,6 | 0,3 | 0,4 | 1 | 2,3 |
Надежность | 0,9 | 0,4 | 0,3 | 0,8 | 2,4 |
Простота использования | 0,3 | 0,2 | 0,4 | 0,8 | 1,6 |
Клиентская база | 0,8 | 0,5 | 0,5 | 0,3 | 2,1 |
Успешные внедрения | 0,9 | 0,5 | 0,2 | 0,3 | 1,9 |
Техническая поддержка | 0,7 | 0,3 | 0,3 | 0,9 | 2,1 |
Стоимость | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,2 | 1,6 |
Географическая близость фирмы-разработчика или компании-внедренца. Легче и удобнее взаимодействовать с фирмой, сотрудники которой смогут оперативно (в течение считанных часов) появиться на предприятии, где работает внедренная ими система. Географическая близость важна и при необходимости доработки системы, так как фирма-разработчик обычно всегда закладывает в стоимость доработки командировочные расходы (нельзя забывать, что проект доработки будет более длительным и неудобства его - более существенными, если фирма-разработчик находится достаточно далеко).
Приемлемость цены системы. Следует учитывать, что на весь цикл установки ERP-системы (покупку, внедрение, сопровождение, развитие) придется потратить в несколько раз больше средств, чем на приобретение самого ПО (с коэффициентом 3.0 - 10.0). При этом чем сложнее и дороже внедряемая ERP-система, тем выше будет коэффициент.
Возможность модульного приобретения системы. Для экономии средств должна существовать возможность приобретения и внедрения ERP-системы помодульно и только на необходимое число рабочих мест. Покупка полного комплекта модулей системы сразу - не лучший вариант, так как все модули будут внедрены только через несколько лет, а за это время некоторые из них могут уже устареть (как и сама система).
При решении вопроса о выборе той или иной системы целесообразно самостоятельно или с помощью фирмы-консультанта построить матрицу критериев выбора ИС. Пример построения матрицы "Критерии выбора ИС" приведен в таблице 11.2.
- 0. Введение: Введение:
- Информация и информационная культура
- Информация, данные, знание и развитие экономики
- Информационные революции
- Информация и информационная культура предприятия
- Контрольные вопросы и задания
- Сферы применения информационных технологий
- Обработка информации
- Хранение информации. Базы и хранилища данных
- Развитие инструментальных средств обработки информации
- Предыстория эвм
- Вычислительные устройства
- Поколения эвм
- Суперкомпьютеры и кластеры
- Компьютеры следующего поколения
- Контрольные вопросы и задания
- Предпосылки быстрого развития информационных технологий
- Этапы развития информационных технологий
- Проблемы, стоящие на пути информатизации общества
- Задачи и процессы обработки информации
- Преимущества применения компьютерных технологий
- Инструментальные технологические средства
- Тенденции развития ит
- От обработки данных - к управлению знаниями
- Децентрализация и рост информационных потребностей
- Интеграция децентрализованных систем
- Капиталовложения и риски
- Психологический фактор и языковые уровни
- Развитие ит и организационные изменения на предприятиях
- Контрольные вопросы и задания
- Развитие Internet/Intranet технологий
- Поисковые системы
- Internet-технологии в бизнесе
- Электронная коммерция
- Контрольные вопросы и задания
- Понятие информационной системы
- Информационная стратегия как ключевой фактор успеха
- Внешнее и внутреннее информационное окружение предприятия
- Информационный контур, информационное поле
- Контрольные вопросы и задания
- Роль структуры управления в формировании ис
- Типы данных в организации
- От переработки данных к анализу
- Системы диалоговой обработки транзакций
- Рабочие системы знания и автоматизации делопроизводства
- Управляющие информационные системы
- Системы поддержки принятия решений
- Olap-технологии
- Технологии Data Mining
- Статистические пакеты
- Нейронные сети и экспертные системы
- Информационные системы поддержки деятельности руководителя
- Контрольные вопросы и задания
- Взаимосвязь информационных подсистем предприятия
- Сервис-ориентированная архитектура ис
- Контрольные вопросы и задания
- Принципы создания информационной системы
- Принцип "открытости" информационной системы
- Структура среды информационной системы
- Модель создания информационной системы
- Реинжиниринг бизнес-процессов
- Отображение и моделирование процессов
- Обеспечение процесса анализа и проектирования ис возможностями case-технологий
- Внедрение информационных систем
- Основные фазы внедрения информационной системы
- Контрольные вопросы и задания
- Управленческий учет и отчетность
- Автоматизированные информационные системы
- Интегрированная информационная среда
- Эволюция кис
- Контрольные вопросы и задания
- Методология планирования материальных потребностей предприятия mrp
- Стандарт mrp II
- Контрольные вопросы и задания
- Erp и управление возможностями бизнеса
- Состав erp-системы
- Основные различия систем mrp и erp
- Особенности выбора и внедрения erp-системы
- Основные принципы выбора erp-системы
- Основные технические требования к erp-системе
- Оценка эффективности внедрения
- Особенности внедрения erp-системы
- Основные проблемы внедрения и использования erp-систем
- Неэффективность внедрения
- Сложность эффективной интеграции erp-систем с приложениями третьих фирм
- Ограниченные аналитические возможности erp-систем и недостаточная поддержка процессов принятия решений
- Контрольные вопросы и задания
- Функциональное наполнение концепции crm
- Главные составляющие crm-системы
- Планирование ресурсов предприятия, синхронизированное с требованиями и ожиданиями покупателя
- Новая покупательская ценность
- Выстраивание новых взаимоотношений: фокус на покупателя, а не на продукт
- Главная цель - "интегрирование" покупателя
- Использование открытых технологий
- Методология scm: ключ к согласованному бизнесу
- Контрольные вопросы и задания
- Надо ли защищаться?
- От кого защищаться?
- От чего защищаться?
- Как защищаться?
- Чем защищаться?
- Кто и как должен заниматься организацией защиты?
- Что выбрать?
- Контрольные вопросы и задания
- 14. Лекция: Заключение: