Реинжиниринг бизнес-процессов
Внедрение информационных технологий и реализованных на их основе информационных систем в повседневную деятельность предприятия дает ему тактические и долгосрочные преимущества в бизнесе. Стремление руководства к использованию ИТ может остаться лишь благими намерениями, если оно не будет следовать сложившимся требованиям и правилам разработки, проектирования и внедрения ИТ. Выше говорилось о базовых требованиях к стандартизации объектов и функциональных задач, без которых реализуемая система не будет являться открытой системой, что приведет впоследствии к многочисленным проблемам при ее внедрении и эксплуатации.
Следование требованиям стандартов при разработке ИС автоматически приводит к тому, чтобы само предприятие - внешняя среда для ИС - также отвечало необходимым требованиям: определение и стандартизация классов пользователей и объектов, топология потоков данных и работ, архитектура наследуемых систем, состояние бизнес-процессов и т. д.
Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью определенных ресурсов за определенное время входы процесса преобразуются в выходы - в результаты, представляющие ценность для потребителя и приносящие прибыль изготовителю.
Бизнес-процесс в масштабах предприятия реализуется в виде сети основных, вспомогательных, поддерживающих и управленческих процессов (рис. 8.6).
Рис. 8.6.
При этом разделение на основные и вспомогательные процессы в определяющей степени зависит от предметной области и направления деятельности предприятия: для производственной компании, например, деятельность юридического отдела является вспомогательной, а для юридической или консалтинговой фирмы - основной. Идентификация процессов является обязательным условием, без реализации которого невозможна информатизация деятельности.
Руководители предприятия, решившиеся на внедрение ИТ, должны твердо усвоить: начало работ по проектированию информационной системы чаще всего влечет за собой обязательный реинжиниринг бизнес-процессов! Реинжиниринг представляет собой множество методик и рекомендаций, среди них нужно выбрать те, которые наилучшим образом удовлетворяют поставленным целям.
Реинжиниринг бизнес-процессов - это совокупность методов и действий, служащих для перепроектирования процессов в соответствии с изменившимися условиями внешней и внутренней среды и/или целями бизнеса.
Существует несколько базовых правил, которых следует придерживаться в процессе проведения реинжиниринга:
-
разработка последовательных пошаговых процедур для перепроектирования процессов;
-
использование в проектировании стандартных языков и нотаций;
-
наличие эвристических и прагматических показателей, позволяющих оценить или измерить степень соответствия перепроектированного процесса или функциональности заданным целям;
-
подход к решению частных задач и к их совокупности должен быть системным;
-
даже небольшое улучшение должно давать быстрый положительный эффект.
Реинжиниринг деловых процессов и функций начинается с пересмотра целей предприятия, его структуры, анализа потребностей внутренних пользователей и рынка, производимых продуктов и услуг (рис. 8.7).
Перепланирование целей и задач предполагает пересмотр политики предприятия и ответа на следующие вопросы:
-
Какие новые вызовы предъявляют нам изменившиеся условия бизнеса?
-
Что представляет собой предприятие сейчас, и что мы хотим от него в будущем?
-
Каких именно потребителей мы обслуживаем, насколько мы удовлетворяем их требования и ожидания, и что нужно сделать для привлечения новых?
-
Какие именно показатели определяют эффективность деятельности предприятия, производительность труда и качество продукта, является ли это определение полным и адекватным?
-
Какие именно информационные технологии и средства помогут нам в этом?
Рис. 8.7.
Для ответа на эти ключевые вопросы необходимо в первую очередь провести детальное описание бизнес-архитектуры предприятия, его бизнес-логики, построить функциональную модель взаимодействия бизнес-процессов, ресурсов и персонала и отразить ее в архитектуре ИС, содержании модулей информационных подсистем и визуализации форм представления информации. Необходимо также иметь методики и инструменты реорганизации процессов, решения прикладных задач и управления проектом реинжиниринга (рис. 8.8).
Описание бизнес-архитектуры позволяет:
-
построить схему основных потоков данных, работ, движения финансов и документов;
-
понять, как информация распределяется между подразделениями и кто является конечным пользователем в том или ином бизнес-процессе;
-
описать взаимодействие процессов и модулей информационной системы;
-
определить критическую важность видов информации для конкретных уровней управления предприятием;
-
выявить дублированные структуры и связи.
Рис. 8.8. Базовая основа улучшения процесса
Результатом такого описания является:
-
уточненная карта сети процессов;
-
матрица взаимосвязей процессов и подразделений, вовлеченных в эти процессы;
-
информация о том, какие системы автоматизации существуют, при выполнении каких операций применяются, где и какие данные используются, какие системы автоматизации и информатизации необходимо разработать;
-
функциональные схемы потоков данных (Data Flow), работ (Work Flow), финансовых потоков (Cash Flow), потоков управленческих воздействий (Control Flow) и документооборота (Doc Flow).
Функциональная модель поможет составить точные спецификации всех операций, процедур и взаимосвязей между ними. Такая модель, если она построена правильно, обеспечивает исчерпывающее описание функционирующего процесса и всех имеющихся в нем потоков информации. Эта модель описывает состояние "Как есть" (As Is). По результатам анализа возможных путей улучшения от реальной модели нужно перейти к модели, характеризующей улучшения: модель "Как будет" (As To Be), вариант "Как должно быть" (рис. 8.9).
Рис. 8.9. Схема реинжиниринга бизнес-процесса
Функциональное моделирование является достаточно серьезной проблемой. Его полнота и соответствие построенной модели зависят как от средств моделирования, так и от квалификации специалистов, выполняющих это моделирование.
Реинжиниринг бизнес-процессов является сложным и многоаспектным проектом, требующим тщательного планирования и проработки деталей. В таблице 8.1 показаны основные этапы реинжиниринга.
Таблица 8.1. | |
Этап | Мероприятия |
Планирование и начало работ | Выявление главных причин проведения реформы на предприятии и оценка последствий отказа от такой реформы |
Выявление важнейших процессов, требующих реинжиниринга | |
Выявление единомышленников среди руководства и создание рабочей группы из представителей администрации | |
Обеспечение поддержки проекта руководством | |
Подготовка плана проекта: определение объема, обозначение измеримых целей, выбор методологии, составление подробного графика | |
Согласование целей и объемов проекта с руководством | |
Формирование группы реинжиниринга | |
Выбор консультантов или внешних экспертов | |
Проведение вводного совещания | |
Доведение целей проекта до руководителей низшего звена; начальное информирование всей организации | |
Обучение группы реинжиниринга | |
Подготовка плана и начало работ | |
Исследования | Аналитическое исследование опыта компаний с подобными процессами |
Опрос клиентов и контрольных групп для выявления существующих и будущих требований | |
Опрос служащих и руководителей для выявления вопросов; мозговой штурм | |
Поиск в литературе и прессе данных о тенденциях в отрасли и о чужом опыте | |
Оформление подробных документов на исходные процессы и сбор рабочих данных; выявление недоработок | |
Обзор изменений и вариантов технологий | |
Опрос владельцев и представителей руководства | |
Посещение кружков и семинаров | |
Сбор данных от внешних экспертов и консультантов | |
Проектирование | Мозговой штурм и выработка новаторских идей; упражнения по творческому мышлению, чтобы "снять шоры" |
Проработка сценариев "а что, если?" и применение "шаблонов успеха" других компаний | |
Создание при помощи специалистов 3-5 моделей; разработка комплексных моделей, в которых собрано лучшее от каждой из предыдущих | |
Создание картины идеального процесса | |
Определение моделей нового процесса и их графическое представление | |
Разработка организационной модели в сочетании с новым процессом | |
Определение технологических требований; выбор платформы для новых процессов | |
Выделение краткосрочных и долгосрочных мер | |
Утверждение | Анализ затрат и преимуществ; расчет прибыли на капитал |
Оценка влияния на клиентов и служащих; оценка влияния на конкурентоспособность | |
Подготовка официального документа для высшего руководства | |
Проведение обзорных совещаний для ознакомления и утверждения деталей проекта оргкомитетом и высшим руководством | |
Внедрение | Завершение подробной разработки процессов и организационных моделей; определение новых рабочих обязанностей |
Разработка систем поддержки | |
Реализация предварительных вариантов и первичные испытания | |
Ознакомление работников с новым вариантом; разработка и осуществление плана реформы | |
Разработка поэтапного плана; внедрение как таковое | |
Разработка плана обучения; обучение работников новым процессам и системам | |
Последующие мероприятия | Разработка мероприятий по периодической оценке; определение итогов нового процесса; внедрение программы непрерывного совершенствования нового процесса |
Предоставление окончательного отчета оргкомитету и администрации |
- 0. Введение: Введение:
- Информация и информационная культура
- Информация, данные, знание и развитие экономики
- Информационные революции
- Информация и информационная культура предприятия
- Контрольные вопросы и задания
- Сферы применения информационных технологий
- Обработка информации
- Хранение информации. Базы и хранилища данных
- Развитие инструментальных средств обработки информации
- Предыстория эвм
- Вычислительные устройства
- Поколения эвм
- Суперкомпьютеры и кластеры
- Компьютеры следующего поколения
- Контрольные вопросы и задания
- Предпосылки быстрого развития информационных технологий
- Этапы развития информационных технологий
- Проблемы, стоящие на пути информатизации общества
- Задачи и процессы обработки информации
- Преимущества применения компьютерных технологий
- Инструментальные технологические средства
- Тенденции развития ит
- От обработки данных - к управлению знаниями
- Децентрализация и рост информационных потребностей
- Интеграция децентрализованных систем
- Капиталовложения и риски
- Психологический фактор и языковые уровни
- Развитие ит и организационные изменения на предприятиях
- Контрольные вопросы и задания
- Развитие Internet/Intranet технологий
- Поисковые системы
- Internet-технологии в бизнесе
- Электронная коммерция
- Контрольные вопросы и задания
- Понятие информационной системы
- Информационная стратегия как ключевой фактор успеха
- Внешнее и внутреннее информационное окружение предприятия
- Информационный контур, информационное поле
- Контрольные вопросы и задания
- Роль структуры управления в формировании ис
- Типы данных в организации
- От переработки данных к анализу
- Системы диалоговой обработки транзакций
- Рабочие системы знания и автоматизации делопроизводства
- Управляющие информационные системы
- Системы поддержки принятия решений
- Olap-технологии
- Технологии Data Mining
- Статистические пакеты
- Нейронные сети и экспертные системы
- Информационные системы поддержки деятельности руководителя
- Контрольные вопросы и задания
- Взаимосвязь информационных подсистем предприятия
- Сервис-ориентированная архитектура ис
- Контрольные вопросы и задания
- Принципы создания информационной системы
- Принцип "открытости" информационной системы
- Структура среды информационной системы
- Модель создания информационной системы
- Реинжиниринг бизнес-процессов
- Отображение и моделирование процессов
- Обеспечение процесса анализа и проектирования ис возможностями case-технологий
- Внедрение информационных систем
- Основные фазы внедрения информационной системы
- Контрольные вопросы и задания
- Управленческий учет и отчетность
- Автоматизированные информационные системы
- Интегрированная информационная среда
- Эволюция кис
- Контрольные вопросы и задания
- Методология планирования материальных потребностей предприятия mrp
- Стандарт mrp II
- Контрольные вопросы и задания
- Erp и управление возможностями бизнеса
- Состав erp-системы
- Основные различия систем mrp и erp
- Особенности выбора и внедрения erp-системы
- Основные принципы выбора erp-системы
- Основные технические требования к erp-системе
- Оценка эффективности внедрения
- Особенности внедрения erp-системы
- Основные проблемы внедрения и использования erp-систем
- Неэффективность внедрения
- Сложность эффективной интеграции erp-систем с приложениями третьих фирм
- Ограниченные аналитические возможности erp-систем и недостаточная поддержка процессов принятия решений
- Контрольные вопросы и задания
- Функциональное наполнение концепции crm
- Главные составляющие crm-системы
- Планирование ресурсов предприятия, синхронизированное с требованиями и ожиданиями покупателя
- Новая покупательская ценность
- Выстраивание новых взаимоотношений: фокус на покупателя, а не на продукт
- Главная цель - "интегрирование" покупателя
- Использование открытых технологий
- Методология scm: ключ к согласованному бизнесу
- Контрольные вопросы и задания
- Надо ли защищаться?
- От кого защищаться?
- От чего защищаться?
- Как защищаться?
- Чем защищаться?
- Кто и как должен заниматься организацией защиты?
- Что выбрать?
- Контрольные вопросы и задания
- 14. Лекция: Заключение: