logo
Информационные технологии в управлении

Реинжиниринг бизнес-процессов

Внедрение информационных технологий и реализованных на их основе информационных систем в повседневную деятельность предприятия дает ему тактические и долгосрочные преимущества в бизнесе. Стремление руководства к использованию ИТ может остаться лишь благими намерениями, если оно не будет следовать сложившимся требованиям и правилам разработки, проектирования и внедрения ИТ. Выше говорилось о базовых требованиях к стандартизации объектов и функциональных задач, без которых реализуемая система не будет являться открытой системой, что приведет впоследствии к многочисленным проблемам при ее внедрении и эксплуатации.

Следование требованиям стандартов при разработке ИС автоматически приводит к тому, чтобы само предприятие - внешняя среда для ИС - также отвечало необходимым требованиям: определение и стандартизация классов пользователей и объектов, топология потоков данных и работ, архитектура наследуемых систем, состояние бизнес-процессов и т. д.

Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью определенных ресурсов за определенное время входы процесса преобразуются в выходы - в результаты, представляющие ценность для потребителя и приносящие прибыль изготовителю.

Бизнес-процесс в масштабах предприятия реализуется в виде сети основных, вспомогательных, поддерживающих и управленческих процессов (рис. 8.6).

Рис. 8.6. 

При этом разделение на основные и вспомогательные процессы в определяющей степени зависит от предметной области и направления деятельности предприятия: для производственной компании, например, деятельность юридического отдела является вспомогательной, а для юридической или консалтинговой фирмы - основной. Идентификация процессов является обязательным условием, без реализации которого невозможна информатизация деятельности.

Руководители предприятия, решившиеся на внедрение ИТ, должны твердо усвоить: начало работ по проектированию информационной системы чаще всего влечет за собой обязательный реинжиниринг бизнес-процессов! Реинжиниринг представляет собой множество методик и рекомендаций, среди них нужно выбрать те, которые наилучшим образом удовлетворяют поставленным целям.

Реинжиниринг бизнес-процессов - это совокупность методов и действий, служащих для перепроектирования процессов в соответствии с изменившимися условиями внешней и внутренней среды и/или целями бизнеса.

Существует несколько базовых правил, которых следует придерживаться в процессе проведения реинжиниринга:

Реинжиниринг деловых процессов и функций начинается с пересмотра целей предприятия, его структуры, анализа потребностей внутренних пользователей и рынка, производимых продуктов и услуг (рис. 8.7).

Перепланирование целей и задач предполагает пересмотр политики предприятия и ответа на следующие вопросы:

Рис. 8.7. 

Для ответа на эти ключевые вопросы необходимо в первую очередь провести детальное описание бизнес-архитектуры предприятия, его бизнес-логики, построить функциональную модель взаимодействия бизнес-процессов, ресурсов и персонала и отразить ее в архитектуре ИС, содержании модулей информационных подсистем и визуализации форм представления информации. Необходимо также иметь методики и инструменты реорганизации процессов, решения прикладных задач и управления проектом реинжиниринга (рис. 8.8).

Описание бизнес-архитектуры позволяет:

Рис. 8.8.  Базовая основа улучшения процесса

Результатом такого описания является:

Функциональная модель поможет составить точные спецификации всех операций, процедур и взаимосвязей между ними. Такая модель, если она построена правильно, обеспечивает исчерпывающее описание функционирующего процесса и всех имеющихся в нем потоков информации. Эта модель описывает состояние "Как есть" (As Is). По результатам анализа возможных путей улучшения от реальной модели нужно перейти к модели, характеризующей улучшения: модель "Как будет" (As To Be), вариант "Как должно быть" (рис. 8.9).

Рис. 8.9.  Схема реинжиниринга бизнес-процесса

Функциональное моделирование является достаточно серьезной проблемой. Его полнота и соответствие построенной модели зависят как от средств моделирования, так и от квалификации специалистов, выполняющих это моделирование.

Реинжиниринг бизнес-процессов является сложным и многоаспектным проектом, требующим тщательного планирования и проработки деталей. В таблице 8.1 показаны основные этапы реинжиниринга.

Таблица 8.1.

Этап

Мероприятия

Планирование и начало работ

Выявление главных причин проведения реформы на предприятии и оценка последствий отказа от такой реформы

Выявление важнейших процессов, требующих реинжиниринга

Выявление единомышленников среди руководства и создание рабочей группы из представителей администрации

Обеспечение поддержки проекта руководством

Подготовка плана проекта: определение объема, обозначение измеримых целей, выбор методологии, составление подробного графика

Согласование целей и объемов проекта с руководством

Формирование группы реинжиниринга

Выбор консультантов или внешних экспертов

Проведение вводного совещания

Доведение целей проекта до руководителей низшего звена; начальное информирование всей организации

Обучение группы реинжиниринга

Подготовка плана и начало работ

Исследования

Аналитическое исследование опыта компаний с подобными процессами

Опрос клиентов и контрольных групп для выявления существующих и будущих требований

Опрос служащих и руководителей для выявления вопросов; мозговой штурм

Поиск в литературе и прессе данных о тенденциях в отрасли и о чужом опыте

Оформление подробных документов на исходные процессы и сбор рабочих данных; выявление недоработок

Обзор изменений и вариантов технологий

Опрос владельцев и представителей руководства

Посещение кружков и семинаров

Сбор данных от внешних экспертов и консультантов

Проектирование

Мозговой штурм и выработка новаторских идей; упражнения по творческому мышлению, чтобы "снять шоры"

Проработка сценариев "а что, если?" и применение "шаблонов успеха" других компаний

Создание при помощи специалистов 3-5 моделей; разработка комплексных моделей, в которых собрано лучшее от каждой из предыдущих

Создание картины идеального процесса

Определение моделей нового процесса и их графическое представление

Разработка организационной модели в сочетании с новым процессом

Определение технологических требований; выбор платформы для новых процессов

Выделение краткосрочных и долгосрочных мер

Утверждение

Анализ затрат и преимуществ; расчет прибыли на капитал

Оценка влияния на клиентов и служащих; оценка влияния на конкурентоспособность

Подготовка официального документа для высшего руководства

Проведение обзорных совещаний для ознакомления и утверждения деталей проекта оргкомитетом и высшим руководством

Внедрение

Завершение подробной разработки процессов и организационных моделей; определение новых рабочих обязанностей

Разработка систем поддержки

Реализация предварительных вариантов и первичные испытания

Ознакомление работников с новым вариантом; разработка и осуществление плана реформы

Разработка поэтапного плана; внедрение как таковое

Разработка плана обучения; обучение работников новым процессам и системам

Последующие мероприятия

Разработка мероприятий по периодической оценке; определение итогов нового процесса; внедрение программы непрерывного совершенствования нового процесса

Предоставление окончательного отчета оргкомитету и администрации