Информация, данные, знание и развитие экономики
В XX веке слово "информация" стало термином во множестве научных областей, получив особые для них определения и толкования.
Информацией (от лат. informatio - "научение", "сведение", "оповещение") называется опосредованный формами связи результат отражения изменяемого объекта изменяющимся с целью сохранения их системной целостности. Информация первична и содержательна - это категория, поэтому в категориальный аппарат науки она вводится портретно - описанием, через близкие категории: материя, система, структура, отражение. В материальном мире (человека) информация материализуется через свой носитель и благодаря ему существует. Сущность материального мира предстает перед исследователем в единстве формы и содержания. Передается информация через носитель. Материальный носитель придает информации форму. В процессе формообразования производится смена носителя информации. Определения термин "информация" не имеет, так как не является понятием. Существует информация в каналах связи систем управления. Не следует путать категорию "информация" с понятием "знание". Знание определяется через категорию "информация".
Данные (от лат. data) - это представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе. Данные - это выделенная (из системы, благодаря обособленности существования носителя) информация.
Знание - в философском смысле: понимание осознанного чувства; в широком смысле: совокупность понятий, теоретических построений и представлений, адекватно отражающих объективные закономерности реального мира.
Знание - это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области [Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. Учебник. СПб.: Питер, 2000].
Знание - проверенный практикой результат познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека. Знание противоположно незнанию, то есть отсутствию проверенной информации о чем-либо.
Приведем несколько важных характеристик информации, делающих ее объектом использования в бизнесе:
-
информация достоверна, если она не искажает истинного положения дел во внешней и внутренней бизнес-средах;
-
информация полна, если она достаточна для понимания ситуации и принятия решения пользователем;
-
качество информации, ее ценность состоит в мере расширения полезной совокупности сведений и смысловых связей между ними, которыми располагает пользователь или система;
-
ценность одной и той же информации относительна - она зависит от конкретного временного периода, конкретной ситуации и конкретного пользователя;
-
информация адекватна, если уровень соответствия информационного образа реальному объекту, процессу, системе адекватен заданному.
Экономическая информация - это совокупность сведений о реальных социально-экономических процессах в обществе, которая служит основой для изучения и управления этими процессами и людьми, объединенными в социальные и производственные организации. Для экономической информации характерны следующие параметры:
-
многообразие источников и потребителей;
-
нарастающие значительные объемы и большой удельный вес рутинных процедур при их обработке;
-
многократное повторение циклов получения и отправки в установленные временные периоды (декада, месяц, квартал, год);
-
необходимость обеспечения конфиденциальности в использовании отдельных ее частей;
-
чрезвычайная важность в подготовке и принятии деловых решений.
Информация осознана современным обществом как необходимое условие прогресса. Наибольший экономический успех сегодня сопутствует тем предприятиям, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационные технологии и их приложения. Новые информационные технологии и связанные с ними прикладные задачи требуют создания новой среды - информационной, а также систем управления информационными ресурсами.
На фундаментальность понятия "информация" указывал еще основоположник кибернетики Норберт Винер. Феномен информации оказался настолько неоднозначным, что по праву считается одной из сложнейших проблем современности. Уже сами попытки подобраться к понятию информации, различные его трактовки в трудах ученых и практиков заставляют задуматься о необычной роли информации в жизни развивающихся систем.
Первые подходы к осмыслению этой категории сделали основоположники теории информации. Еще в 1927 году Р.В.Л. Хартли отмечал, что количество информации, заключенной в любом сообщении, тесно связано с количеством возможностей, данным сообщением исключающихся. Фраза "яблоки красные" несет намного больше информации, чем фразы "фрукты красные" или "яблоки цветные", так как первая фраза исключает все фрукты, кроме яблок, и все цвета, кроме красного. Исключение других возможностей повышает информационное содержание [Готт В.С., Урсул А.Д. Определенность и неопределенность как категории научного познания. М.: Знание, 1971, с. 56].
У. Эшби предостерегал против попыток рассматривать информацию как "материальную или индивидуальную вещь": "Всякая попытка трактовать информацию как вещь, которая может содержаться в другой вещи, обычно ведет к трудным проблемам, которые никогда не должны были бы возникать" [Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: ИЛ. 1959, с. 27].
В 1949 году Шеннон и Уивер представили формулу вычисления количества информации, в которой информация возрастала с уменьшением вероятности отдельного сообщения. В их представлении информация определяется как мера свободы чьего-либо (или какой-либо системы) выбора в выделении сообщения [Шеннон К., Уивер Л. Математическая теория связи. М: Физматгиз, 1956, с. 46].
Н. Винер определяет информацию как обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств. Вводя понятие о семантически значимой информации, Винер отмечает количественное и качественное отличие ЭВМ от человека: машины могут правильно работать в том случае, если получают от человека необходимую им информацию и в самой точной форме. Следовательно, характер информации, вводимой в машину, должен быть точно определен и заранее известен человеку. А живые организмы получают необходимую им информацию благодаря постоянному взаимодействию с природой. Возникновение способности перерабатывать информацию в живых организмах есть исторически развивающийся процесс.
Винер одним из первых показал, что сущность информации заключается в способности систем с памятью к саморазвитию. Другими словами, процессами развития управляет не только внешнее воздействие, но и память. По своей сути память о прошлом представляет собой информацию, записанную в определенных структурах, которые могут передаваться, запоминаться, воспроизводиться.
В рассуждениях Винера познание - это часть жизни, более того - самая ее суть. "Действенно жить - значит жить, располагая правильной информацией". При этом процесс познания, накопления информации непрерывен и бесконечен. "Я никогда не представлял себе логику, знания и всю умственную деятельность как завершенную замкнутую картину. Я мог понять эти явления только как процесс, с помощью которого человек организует свою жизнь таким образом, чтобы она протекала в соответствии с внешней средой. Важна битва за знание, а не победа. За каждой победой, т. е. за всем, что достигает апогея своего, сразу же наступают сумерки богов, в которых само понятие победы растворяется в тот самый момент, когда она достигнута" [Винер Н. Кибернетика и общество. М.: ИЛ, 1958, c. 26, 31].
В 1968 году Урсул указал на то, что информация неоднородна, она обладает качественными характеристиками, и два разных типа информации не могут сравниваться. Каждый уровень природы обладает собственной информацией. Для Урсула "человеческая", или "социальная", информация была одним типом, и в рамках ее он выделял еще два аспекта: семантический (содержание) и прагматический (ценность) [Урсул А.Д. Природа информации. М.: Политиздат, 1968, с. 26].
Семантическая концепция преодолевает чисто вероятностный подход. Здесь количество информации, содержащейся в суждении по некоторой проблеме, определяется тем, насколько доказательство или допущение истинности этого суждения уменьшает энтропию, дезорганизованность системы.
При прагматическом подходе делается попытка установить зависимость между информацией и целью, которую ставит перед собой человек, работающий с информацией. Прагматический, ценностный подход к информации особенно важен в социальном управлении, где необходима не всякая информация, а лишь та, которая способствует достижению цели, стоящей перед системой. Ценность информации определяется через разность между вероятностями достижения цели до и после получения информации. В соответствии с этим определением информация измеряется всегда положительной величиной, а ценность ее может быть в известных случаях и отрицательной.
Ценность информации является величиной, имеющей различные значения для различных людей, в соответствии с их способностью понять информацию и использовать ее в дальнейшем в различных областях своей деятельности.
Информация ценна, поскольку она способствует достижению поставленной цели. Информация может действительно иметь различную ценность, если критерием оценки избрать ее использование для различных целей.
Вопросом особой значимости является отношение информации и знания, первичности одного к другому. Понятия "знание" и "информация" часто отождествляются. В то же время знание рассматривают как высшую форму отражения действительности, а информацию - как особое фундаментальное свойство материи. Говоря, что объект (или субъект) А отражает объект В, имеют в виду определенные изменения в А, которые соответствуют определенным изменениям в В и вызываются ими. Говоря об информации, подразумевают прежде всего особый способ взаимодействия, через который осуществляется передача изменения от В к А в процессе отражения, - способ, который реализуется через поток сигналов, идущих от объекта к субъекту и особым образом в нем преобразуемых.
Уровень сложности и формы информации зависят, следовательно, от качественных характеристик объекта и субъекта, от типа передающихся сигналов, которые на самом высоком уровне реализуются в форме языковых знаковых систем. Наконец, говоря о знании, мы имеем в виду именно высший уровень информации, функционирующий в человеческом обществе. При этом в качестве знания выступает не вся информация, идущая от В и воспринимаемая А, а лишь та ее часть, которая преобразована и переработана А (в данном случае - человеком) особым образом.
В процессе переработки информация должна приобрести знаковую форму и выразиться в ней с помощью других знаний, хранящихся в памяти; она должна получить смысл и значение. Следовательно, знание - это всегда информация, но не всякая информация - знание. В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов [Абчук В.А. Трапицин С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент. Учебник. СПб.: ООО "Книжный Дом", 2006, с. 421].
В то же время информация - не просто результат отражения, не просто данные или знание. Только взаимодействуя с потребителем, данные или знание приобретают характер сообщения, сведения, т. е. становится информацией. Информация - это данные, находящиеся в постоянном обороте и движении, это знания, которые собираются, хранятся, перерабатываются, передаются и используются развивающейся системой. Знание только тогда приобретает качество информации, когда оно действует или может действовать как основа регуляции, управления. Информация есть только там, где есть движение, преобразование, использование и управление.
Относительность информации проявляется в том, что системы с различным уровнем организации извлекают из одного и того же источника различную, но всегда соответствующую своему уровню информацию. Положение об извлечении и использовании информации для построения определенных программ поведения и действия - принципиально. Именно оно является основой функциональной концепции информации, связывая последнюю с процессами управления. В связи с этим, Н.И. Жуков отмечает, что "информация является не субстанциональным свойством всей материи, а функциональным свойством систем управления, связью управляющих систем с управляемыми". [Жуков Н.И. Информация. Минск: Наука и техника, 1966, c. 40].
Между информацией и ее значением (смыслом) можно установить четкое различие. Информация - это неотъемлемая данность любых систем, взаимодействующих с человеком. Значение (смысл) достигается только тогда, когда обретенная информация помещается в определенный контекст, то есть информация становится значимой лишь после анализа, сравнения и интеграции с другой, уже существующей в воспринимающей системе информацией.
При анализе сущности информации важно избежать двух крайних точек зрения:
-
Информацию, как одно из объективных свойств развивающейся системы, рассматривают в отрыве от других свойств системы (от организации и управления) или от самой системы.
-
Информацию напрямую отождествляют со знанием, опытом, сведениями субъекта, что придает ей антропоморфный характер.
Важным шагом к пониманию сути информации является изучение информационных технологий. Информационные технологии возникли вместе с появлением человеческого общества, но до ХХ века они не были предметом специального изучения, ибо настолько естественно выполняли свою роль в жизни людей, что просто не было необходимости в выделении их в специальную сферу рассмотрения.
Рис. 1.1. Соотношение скоростей накопления информации, знаний и развития экономики
За пятьдесят предыдущих лет мир изменился так, как он не изменялся за последние 500 лет, причем скорость этих изменений нарастала в экспоненциальном масштабе. С появлением компьютеров и с началом их использования для сбора, обработки и хранения данных скорость накопления информации во много раз стала превышать динамику развития знания и практической экономики (рис. 1.1, верхняя пунктирная граница).
Внимание к этой проблеме стало особенно велико именно в современный период, когда наиболее отчетливо проявился разрыв между объемом информации в обществе и возможностями отдельного человека в ее освоении.
Впервые в истории человечества большинство социальных процессов приобрели ярко выраженную особенность информационных, то есть не просто связанных с операциями извлечения информации, ее трансляции в пространстве и времени, переработки, а в большей степени - с избирательным отношением человека к информации, с потребностью в специальных инструментах, обеспечивающих необходимую избирательность.
- 0. Введение: Введение:
- Информация и информационная культура
- Информация, данные, знание и развитие экономики
- Информационные революции
- Информация и информационная культура предприятия
- Контрольные вопросы и задания
- Сферы применения информационных технологий
- Обработка информации
- Хранение информации. Базы и хранилища данных
- Развитие инструментальных средств обработки информации
- Предыстория эвм
- Вычислительные устройства
- Поколения эвм
- Суперкомпьютеры и кластеры
- Компьютеры следующего поколения
- Контрольные вопросы и задания
- Предпосылки быстрого развития информационных технологий
- Этапы развития информационных технологий
- Проблемы, стоящие на пути информатизации общества
- Задачи и процессы обработки информации
- Преимущества применения компьютерных технологий
- Инструментальные технологические средства
- Тенденции развития ит
- От обработки данных - к управлению знаниями
- Децентрализация и рост информационных потребностей
- Интеграция децентрализованных систем
- Капиталовложения и риски
- Психологический фактор и языковые уровни
- Развитие ит и организационные изменения на предприятиях
- Контрольные вопросы и задания
- Развитие Internet/Intranet технологий
- Поисковые системы
- Internet-технологии в бизнесе
- Электронная коммерция
- Контрольные вопросы и задания
- Понятие информационной системы
- Информационная стратегия как ключевой фактор успеха
- Внешнее и внутреннее информационное окружение предприятия
- Информационный контур, информационное поле
- Контрольные вопросы и задания
- Роль структуры управления в формировании ис
- Типы данных в организации
- От переработки данных к анализу
- Системы диалоговой обработки транзакций
- Рабочие системы знания и автоматизации делопроизводства
- Управляющие информационные системы
- Системы поддержки принятия решений
- Olap-технологии
- Технологии Data Mining
- Статистические пакеты
- Нейронные сети и экспертные системы
- Информационные системы поддержки деятельности руководителя
- Контрольные вопросы и задания
- Взаимосвязь информационных подсистем предприятия
- Сервис-ориентированная архитектура ис
- Контрольные вопросы и задания
- Принципы создания информационной системы
- Принцип "открытости" информационной системы
- Структура среды информационной системы
- Модель создания информационной системы
- Реинжиниринг бизнес-процессов
- Отображение и моделирование процессов
- Обеспечение процесса анализа и проектирования ис возможностями case-технологий
- Внедрение информационных систем
- Основные фазы внедрения информационной системы
- Контрольные вопросы и задания
- Управленческий учет и отчетность
- Автоматизированные информационные системы
- Интегрированная информационная среда
- Эволюция кис
- Контрольные вопросы и задания
- Методология планирования материальных потребностей предприятия mrp
- Стандарт mrp II
- Контрольные вопросы и задания
- Erp и управление возможностями бизнеса
- Состав erp-системы
- Основные различия систем mrp и erp
- Особенности выбора и внедрения erp-системы
- Основные принципы выбора erp-системы
- Основные технические требования к erp-системе
- Оценка эффективности внедрения
- Особенности внедрения erp-системы
- Основные проблемы внедрения и использования erp-систем
- Неэффективность внедрения
- Сложность эффективной интеграции erp-систем с приложениями третьих фирм
- Ограниченные аналитические возможности erp-систем и недостаточная поддержка процессов принятия решений
- Контрольные вопросы и задания
- Функциональное наполнение концепции crm
- Главные составляющие crm-системы
- Планирование ресурсов предприятия, синхронизированное с требованиями и ожиданиями покупателя
- Новая покупательская ценность
- Выстраивание новых взаимоотношений: фокус на покупателя, а не на продукт
- Главная цель - "интегрирование" покупателя
- Использование открытых технологий
- Методология scm: ключ к согласованному бизнесу
- Контрольные вопросы и задания
- Надо ли защищаться?
- От кого защищаться?
- От чего защищаться?
- Как защищаться?
- Чем защищаться?
- Кто и как должен заниматься организацией защиты?
- Что выбрать?
- Контрольные вопросы и задания
- 14. Лекция: Заключение: