8. Системная схема проекта и основной жизненный цикл Системная схема проекта
Стандарт OMG Essence предложил набор семи основных (essence, существенный, основной)альф проекта программной инженерии. Мы немного доработали этот набор альф для более общего случая системной инженерии , где информационные системы только один из многочисленных видов разрабатываемых систем. Эти альфы объединены в системную схему проекта (Рис. 8).
Оригинальный набор альф был получен путём экспериментального ответа на вопрос: какие объекты внимания команды присутствуют в каждом проекте разработки? Было рассмотрено более 250 проектов, и в системную схему попали только те из них, которые встречались буквально в каждом проекте.
Основных альф проекта оказалось семь: возможности, стейкхолдеры, определение системы, воплощение системы, работы, технология и команда.
Эти альфы все тесно связаны отношениями, на диаграмме показаны отнюдь не все отношения — это просто напоминание о том, что связей много, и причины и следствия в проекте могут быть существенно разнесены во времени и пространстве. Да и самих альф в проекте много больше: это только альфы самого высокого уровня, основные, а у них есть многочисленные подальфы, о которых подробней будет рассказано позже.
Три области интересов (area of concerns) группируют эти семь альф по трём темам (помним, что «интерес» это интересующая разных стейкхолдеров тема, а не «чего хочется». «Чего хочется» это будет не сам интерес, а оценка/assesment интереса разными стейкхолдерами):
• Клиентская (customer) область интересов относится к использующей системе. В ней альфа возможности выполнить проект, эту возможность дают (внешние) стейкхолдеры, и тем самым клиентская область интересов разворачивается вокруг использующей системы, речь идёт о потребностях стейкхолдеров. В команде проекта этим занимаются технопредприниматели, специалисты по маркетингу и продажам. Ведущие практики тут — технологический менеджмент и предпринимательство.
• Область интересов инженерного решения (solution) относится к определению и воплощению целевой системы. Это то, чем в команде проекта будут заниматься самые разные инженеры, создающие сначала определение системы (чтобы уменьшить число проб и ошибок), а затем работающие над удовлетворяющим этому определению системы воплощением системы. Стейкхолдеры используют воплощение целевой системы в использующей системе, удовлетворяя тем самым свои потребности. Ведущие практики — инженерные.
• Область интересов предпринятия (endeavor) относится к работам, технологии и команде — обеспечивающей системе. В проекте нужно управлять работами, управлять жизненным циклом (определять практики и способы назначения работ на практики), разворачивать и использовать технологии, поддерживать сотрудничество компетентной команды. Этим в команде занимаются операционные менеджеры (практики управления работами), CTO/CIO (chief technology/information officer, их прерогатива в отличие от системных инженеров и инженеров по специальностям работоспособность методологии разработки и производства, т.е. оргвозможности поставленных практик, особенно входящих в их состав технологий — практики технологического менеджмента), организаторы, управляющие талантами (практика поставки в команду компетентных в необходимых для практики дисциплинах сотрудников-актёров), лидеры (практики лидерства, обеспечения сотрудничества как качественного выполнения своих стейкхолдерских ролей членами команды).
Какая альфа главная на системной схеме проекта? С одной стороны, все альфы. Но с другой стороны — альфа воплощения системы, привязывающая все рассуждения по схеме к физической реальности (воплощение системы — 4D индивид). Это видно в том числе и по числу связей на диаграмме, воплощение системы имеет максимальное число связей: оно обеспечивает возможности, его используют стейкхолдеры (внешним стейкхолдерам нужно воплощение системы, это только инженерам нужно определение системы, чтобы с меньшим количеством проб и ошибок получить удовлетворяющее стейкхолдеров воплощение системы — и воплощение системы удовлетворяет этому определению системы), его в конечном итоге производит команда.
V-диаграмма и системная схема проекта
Сама эта системная схема проекта просто маленький кусочек схемы альф, используемых системным подходом в целом в его современной версии — туда входят только основные альфы, но это не означает, что в схему нельзя добавить разные подальфы.
Вот, например, схема, полученная добавлением подальф определения и воплощения системы (Рис. 9).
Эта схема также в явном виде цитирует V-диаграмму, показывая те альфы, с которыми работают в основном практики определения системы (инженерия требований, инженерия системной архитектуры, рабочее проектирование) и практики воплощения системы (производство: изготовление деталей, сборка, наладка).
Потребности стейкхолдеров тут указаны как подальфа возможности: они относятся к использующей системе, а не к целевой.
На диаграмме хорошо видно, что возможности проекта определяются в том числе тем, как потребности стейкхолдеров фокусируют требования.
Требования нельзя брать «откуда хочется», при их выявлении фокус внимания задается потребностями стейкхолдеров.
То же относится к системной архитектуре: она разрабатывается не любая, но её разработка сфокусирована на поддержке требований. И рабочая документация (non-architectural part of design, неархитектурная часть проекта/design, «рабочка») берётся не любая, её появление фокусируется архитектурой. Часто в инженерной документации требуют явно указать, какая архитектура вызвала те или иные инженерные решения в рабочей документации, какие требования вызвали те или иные архитектурные решения, какие потребности заставили сформулировать те или иные требования. Явное документирование этих связей называют трассировкой (trace). Трассировка помогает избежать типовых ошибок фокусирования, когда в проекте появляются лишние требования, или наоборот, недостаточно требований — какая-то потребность не ведёт ни к каким требованиям).
Члены команды выполняют практики жизненного цикла, работая с альфами проекта, продвигая их по состояниям к завершению проекта.
В приведённой диаграмме возможности, определение системы, стейкхолдеры и определение системы — это просто фрагмент основной схемы проекта, а все другие альфы к ним пририсованы.
Форма V-диаграммы позволяет легко обсуждать в системной схеме проекта разницу между проверками (verification, соответствия определения системы и воплощения системы) и приёмкой (validation, обеспечение воплощением системы возможностей, т.е. удовлетворительная работа использующей системы со включённой в неё целевой системой). На системной схеме проекта эта разница наглядна.
- 1. О мышлении Разные мышления
- Требования к мышлению
- Место системного мышления среди других мышлений
- Варианты системного мышления
- Системная инженерия
- Наш вариант системного подхода
- Наша онтология системного подхода
- Семантика и описания
- Терминология
- Формы мышления
- Можно ли научить мышлению?
- Стадии обучения мышлению
- Особенности решения учебных задач по системному мышлению
- Переход к использованию мышления
- 2. Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы Воплощение, определение и описание системы
- Абстрактные объекты
- 4D экстенсионализм
- Отношение состава
- Отверстия
- Процессы и действия
- Компьютерные программы
- Функции
- Физические и функциональные объекты
- Второе поколение системного подхода
- Стейкхолдер
- Театральная метафора
- Мышление о людях: прежде всего они стейкхолдеры
- Позиция
- Лидерство
- Внешние и внутренние стейкхолдеры
- Организационные места, ответственность, звания
- Сколько всего стейкхолдеров
- Луковичная диаграмма
- Интересы
- Кто участвовал в последнем совещании?
- 3. Системная холархия Не всё системы, что ими называют
- Понятие холона и холархии
- Эмерджентность
- Пять видов систем в холархии
- Рекурсивное применение системного мышления
- Потребности, требования, ограничения
- Примеры использования терминологии видов систем
- Системы систем
- Люди в системах
- Государственное строительство и госпроекты
- Будущее
- Общность мышления по мере усложнения систем
- Сложность и меры сложности
- 4. Целевая и использующая система Сначала найти целевую систему
- Система — это продукт, или сервис?
- Признаки целевой системы
- Принцип почтальона
- Типовые ошибки определения целевой системы
- Именование системы
- Использующая система
- Холархия человеческого движения
- Системный подход: для всех видов систем, не только для целевой
- 5. Определение и описание системы Междисциплинарность
- Многерица: единонемыслие единого
- Многерица холархий
- Компонентный анализ и модульный синтез
- Альфы и рабочие продукты
- Описание системы
- Модели и виды моделей
- Мультимодель и междисциплинарность
- Метод описания и мега-модель
- Компонентные описания: принципиальные схемы
- Модульные описания
- Платформы и технологические стеки
- Важность функциональных рассмотрений целевой системы
- Предпринятия
- Необходимость хорошей модульности
- Борьба со сложностью в мышлении
- Требования как часть определения системы
- Два понимания требований
- Требования и холархия
- Целеориентированная инженерия требований
- Проверка и приёмка
- Понятие архитектуры
- Понятие конфигурации
- Инженерия предприятия
- 6. Понятие жизненного цикла Биологический жизненный цикл
- Понятие жизненного цикла системы 1.0
- Изображение жизненного цикла как работ (1.0)
- Проблемы с жизненным циклом 1.0
- Жизненный цикл 2.0
- Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
- Три времени жизненного цикла
- Понятие практики
- Дисциплина в составе практики
- Технология в составе практики
- Практики жизненного цикла
- Пример: практики жизненного цикла системной инженерии
- Методологии
- 7. Вид жизненного цикла
- Моделеориентированность в жизненном цикле
- Гибридные модели жизненного цикла
- Управление работами и управление жизненным циклом
- Виды практик управления работами
- Тренды в практиках управления работами
- За пределами жизненного цикла
- Жизненный цикл как архитектура деятельности
- 8. Системная схема проекта и основной жизненный цикл Системная схема проекта
- Альфы — общий объект отслеживания команды
- Альфа возможности
- Альфа стейкхолдеров
- Альфа определения системы
- Альфа воплощения системы
- Альфа работы
- Альфа команды
- Альфа технологии
- За чем следить в проекте
- Состояния альфы и рабочие продукты
- Как работают с системной схемой проекта
- Подальфы
- Основной жизненный цикл
- Модели зрелости и модели готовности технологий
- Системные практики
- Итоговое эссе
- Что дальше