7.3. Корпоративная информационная система sap r/3
На сегодняшний день это наиболее популярная как на Западе, так и у нас, КИС. Компания «SAP AG» занимает третье место в мире среди крупнейших софтверных компаний, основана в 1972 г., в настоящее время число сотрудников компании превышает несколько десятков тысяч человек, имеет представительства более чем в 50 странах мира. Система имеет свыше 10 000 клиентов в более чем 120 странах мира, а число пользователей, работающих в КИС SAP, превышает 10 млн человек. Более половины из 500 самых крупных в мире компаний используют именно решения SAP.
Система SAP R/3 воспроизводит организационную структуру предприятия различного типа с использованием базовых компонентов («компания», «балансовая единица», «концерн», «бизнес-сфера»), обеспечивает поддержку бизнес-процессов хозяйственной деятельности.
Кратко остановимся на назначении и взаимосвязи отдельных модулей SAP R/3.
Базовый модуль (ВС). Модуль является основой системной настройки и конфигурирования функциональной структуры КИС и обеспечивает:
мониторинг функционирования системы SAP R/3;
установку и настройку СУБД;
системное обслуживание (обновление БД, регистрация пользовате лей, ведение журнала транзакций и др.);
управление системой разграничения доступа;
управление выводом на печать;
управление электронным документооборотом;
генерацию отчетов; и др.
В состав модуля входит интегрированная среда разработки приложений АВАР/4, инструментарий бизнес-проектирования R/3, которое предполагает построение ссылочной модели R/3 и организацию потока бизнес-операций.
Модуль FI. Это центральный модуль учета для системы SAP R/3. Финансовая бухгалтерия представлена компонентами:
• «Главная книга» — основной учетный регистр;
7.3. Корпоративная информационная система SAP R/3 191
« Бухгалтерия кредиторов» — основные записи о поставщиках, про водки по документам, отображение проводок в балансе, выравнивание открытых позиций, взаиморасчеты с поставщиками и т.д.;
«Бухгалтерия дебиторов» — основные записи о клиентах, проводки по документам, отображение проводок в баланс, выравнивание открытых позиций, нисходящие платежи, кредиты покупателям и др.;
основные записи по учету основных средств, оценка и амортизация основных средств;
операции по закрытию учетных регистров с определенной перио дичностью (день, месяц, год), ведение учета и отчетности, налоговых от числений;
информационная система финансов.
Модуль позволяет автоматизировать ввод бухгалтерских проводок, формировать сводные проводки, создавать специальные учетные регистры.
Модуль СО. Модуль предназначен для ведения управленческого учета (внутренней отчетности) в разрезе заказов, технологических переделов или деталеопераций, калькуляции себестоимости продукции, расчета и анализа прибыли.
Модуль IM. Модуль позволяет планировать инвестиции в основные средства предприятия.
Модуль TR. Модуль обеспечивает управление финансами и бюджетом:
краткосрочное финансовое планирование, прогнозирование, конт роль ликвидности (исходные данные — текущее состояние счетов бухгал терского учета, анализ лицевых счетов);
средне- и долгосрочное финансовое планирование и контроль лик видности на уровне предприятия, корпорации (исходные данные — све дения о хозяйственных операциях FI);
средне- и долгосрочное финансовое планирование и контроль лик видности на уровне бизнес-сфер.
Модуль ЕС. Модуль состоит из двух частей:
информационная система для менеджеров — система поддержки при нятия управленческих решений (анализ соответствия реальных данных плановым показателям, поиск причин отклонений, анализ ситуаций);
система учета по местам возникновения прибыли (учет и анализ со стояния определенной организационной единицы).
Модуль LO. Модуль содержит информационную систему поддержки принятия решений на основе анализа учетных и плановых данных о движении материальных потоков. Модуль связан с модулями SD, ММ, РР и др., обеспечивает анализ и управление бизнес-процессами закупки материалов, производства продукции, формирования запасов.
192 Глава 7. Инструментальные средства компьютерных технологий...
М одуль SD. Модуль обеспечивает управление бизнес-процессами сбыта (отгрузка, транспортировка продукции, фактурирование поставок). Он взаимосвязан с модулями ММ (проверка наличия и учет отгрузки материальных ценностей) и FI (учет лимита кредитной линии, учет дохода от реализации).
Модуль PP. Модуль обеспечивает управление любым типом производства (дискретным, непрерывным) и включает в себя следующие функциональные блоки:
укрупненное планирование производства и сбыта продукции;
долгосрочное планирование;
разработка производственной программы;
планирование потребности в материалах;
планирование производственных мощностей;
планирование производственных заказов (заказы производства);
ведение конструкторских спецификаций;
ведение технологических маршрутов;
ведение рабочих центров;
учет и калькуляция производственных затрат; и др.
Модуль ММ. Модуль обеспечивает управление следующими материальными потоками: закупка (приобретение) основных материалов, планирование потребности в материалах, договорная компания и размещение заказов на поставку материалов, управление запасами на складе, инвентаризация материалов, контроль основных сведений о материалах в БД, управление складскими операциями и др.
Начиная с 1999 г. компания SAP предлагает новый продукт — my SAP. сот, обеспечивающий интеграцию всех бизнес-процессов через Интернет на основе Web-сервисов. В результате выполняется интеграция всех внутренних и внешних процессов на единой платформе. Концепция mySAP. com охватывает четыре области:
персонализированное рабочее место пользователя с использованием веб-браузера mySAP.com Workplace, поддерживается доступ ко всем при ложениям, используется портал рабочего места (Workplace-Portal);
синхронизированный открытый рынок mySAP.com Marketplace, от крытая торговая площадка, с помощью которой предприятие предлагает свои товары и услуги, выполняется межфирменная интеграция бизнес- процессов;
отраслевые бизнес-сценарии mySAP.com для электронной коммер ции, управления взаимодействия с клиентами, обработки логистиче ских цепочек, стратегического управления предприятием (приложения Customer Relationship Management — CRM позволяют вести обработку бизнес-операций, ориентированную на клиентов). Примерный перечень отраслевых сценариев:
7.4. Корпоративные информационные системы компании «Microsoft» 193
материально-техническое снабжение и продажа (Business-to-Business Procurement and Selling);
продажа по сценарию (Business-to-Consumer Selling);
управление логистической цепочкой (Supply Chain Management);
управление взаимоотношениями с потребителями (Customer Relationship Management);
хранилище бизнес-информации (Business Information Warehouse);
стратегическое управление предприятием (Strategic Enterprise Management);
управление финансами предприятия (Corporate Finance Management);
управление знаниями (Knowledge Management);
логистика (Logistics);
финансы (Financials);
управление персоналом (Human Resources).
Возможно привлечение и использование услуг посредников — инновационные концепции аутсорсинга (Outsoucing) и хостинг-приложений (Application Hosting) для эффективного внедрения информационных технологий, при условии сокращения расходов на разработку, внедрение и поддержку КИС.
Внедрение mySAP.com нацелено на оптимизацию экономического эффекта инвестиций в КИС за счет совершенствования бизнес-процессов, повышения производительности труда и расширения хозяйственной деятельности.
7.4. Корпоративные информационные системы компании «Microsoft»
Компания «Microsoft» предлагает комплекс интегрированных бизнес-решений:
Microsoft Dynamicss AX — корпоративная И С для предприятий среднего и крупного размеров;
Microsoft Dynamicss NAV — интегрированная ИС для предприятий среднего и малого бизнеса;
Microsoft CRM — ИС управления отношениями с клиентами, которые построены на интегрированной платформе, предоставляют корпоративные информационные технологии, учитывающие масштаб и специфику видов деятельности предприятий и организаций; соответствуют требованиям российского законодательства в области бухгалтерского и налогового учета (гл. 25 НК РФ, ПБУ 18/02); имеют удобную среду разработки и средства адаптации типовых решений.
194 Глава 7. Инструментальные средства компьютерных технологий...
- Глава 2 Информационные технологии
- 2.1. Основные понятия, терминология и классификация
- 2.1.1. Истоки и этапы развития информационных технологий
- 2.1.2. Информатика и информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.2. Технология и методы обработки экономической информации
- 2.2.1. Основные классы технологий
- 2.2.2. Базовые методы обработки экономической информации
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 2. Информационные технологии
- 2.3. Структура базовой информационной технологии
- 2.3.1. Концептуальный уровень описания (содержательный аспект)
- 2.3.2. Логический уровень (формализованное/модельное описание)
- 2.3.3. Физический уровень (программно-аппаратная реализация)
- Глава 2. Информационные технологии
- Глава 3 Информационные системы
- 3.1. Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике
- 3.2. Виды информационных систем и принципы их создания
- 3.2.1. Классификация информационных систем
- 3.2.2. Корпоративные (интегрированные) информационные системы
- Глава 3. Информационные системы
- Стратификация ит по операциям
- 3.3. Состав информационных систем
- 3.3.1. Функциональные подсистемы информационных систем
- Решение задач функциональных подсистем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.2. Обеспечивающие подсистемы информационных систем
- Глава 3. Информационные системы
- 3.3.3. Техническое обеспечение (комплекс технических средств)
- 3.4. Жизненный цикл информационных систем
- Раздел II
- Глава 4
- 4.1. Предприятие как объект управления
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2. Роль и место информационных технологий в управлении предприятием
- 4.2.1. Планирование потребности в материалах (mrpi)
- 4.2.2. Планирование потребности в производственных мощностях (crp)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.3. Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (cl mrp)
- 4.2.4. Планирование ресурсов производства (mrpii)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.2.5. Производство на мировом уровне (wcm)
- 4.2.6. Планирование ресурсов предприятия (erp)
- 4.2.7. Оптимизация управления ресурсами предприятий (erpii)
- 4.2.8. Менеджмент как сотрудничество (мвс)
- 4.2.9. Управление цепочками поставок (scm)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3. Информационные технологии организационного развития и стратегического управления предприятием
- 4.3.1. Управление эффективностью бизнеса (врм)
- 4.3.2. Стандарты стратегического управления, направленные на непрерывное улучшение бизнес-процессов (bpi)
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- 4.3.3. Модель организационного развития предприятия
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 4. Организация и средства информационных технологии-
- 4.3.4. Система сбалансированных показателей (bsc) эффективности [6]
- Глава 4. Организация и средства информационных технологий...
- Глава 5
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Системный подход
- 5.3. Информационный подход
- 5.4. Стратегический подход
- 5.5. Объектно-ориентированный подход
- 5.6. Методические принципы совершенствования управления предприятием на основе информационных технологий
- 5.7. Разработка информационного обеспечения систем управления предприятием
- Глава 6
- 6.1. Основные понятия документационного обеспечения управленческой деятельности
- 6.3. Организация электронной системы управления документооборотом
- Глава 7
- 7.1. Общие свойства кис
- 7.2. Типовой состав функциональных модулей кис
- 7.3. Корпоративная информационная система sap r/3
- 7 .4.1. Система Microsoft Nav
- 7 .4.2. Система Microsoft Dynamics Ax
- 7 .6. Корпоративная информационная система «Парус»
- Глава 8
- 8.1. Корпоративная сеть Интранет
- Два типа систем отработки данных в кис
- 8.2. Информационные базы корпоративных информационных систем
- 8.2.1. Базы данных
- 8.2.2. Хранилища данных
- 8.3. Аналитическая обработка данных
- 8.3.1. Средства On-Line Analytical Processing (olap)
- 8.3.2. Средства Data Mining (dm)
- 8.3.3. Интеллектуальные информационные технологии
- Раздел III
- Глава 9
- 9.1. Маркетинг как объект управления
- 9 .2. Информационное обеспечение в системе управления маркетингом
- 9.3. Управление взаимоотношениями с потребителем (crm)
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.4. Планирование ресурсов в зависимости от потребности клиента (csrp)
- 9 .5. Непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла (cals)
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.1. Базовые функции маркетинговой информационной системы
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- 9.6. Программные продукты в маркетинге
- 9.6.2. Особенности хранения маркетинговой информации
- 9.6.3. Аналитические средства маркетинговых программ
- 9.6.4. Визуализация результатов
- 9.6.5. Сравнительный анализ отечественных маркетинговых программ
- Глава 9. Структура и состав информационной системы маркетинга
- Глава 10 Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1. Технология Интернет в маркетинге
- 10.1.1. Инфраструктура Интернет
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.1.2. Интернет-аудитория
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2. Электронная коммерция
- 10.2.1. Технологии Интернет для бизнеса
- 10.2.2. Бизнес в интернет-пространстве
- 10.2.3. Структура рынка электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.4. Факторы снижения издержек при использовании электронной коммерции
- Глава 10. Функциональное назначение и ресурсы Интернет
- 10.2.5. Базовые технологии электронной коммерции
- 10.2.6. Нетикет
- Раздел IV
- Глава 11
- 11.1. Сущность и принципы ведения бухгалтерского учета
- 11.2. Учетная политика
- 11.2.1. Организация и содержание учетной политики
- 1 1.2.2. Классификаторы информации
- Раздел I. Транспорт и связь.
- 11.2.3. Учетные регистры
- 1 1.2.4. Система документов бухгалтерского учета
- 11.3. Функциональная архитектура бухгалтерского учета
- Глава 12
- 12.1. Программные продукты ис бухгалтерского учета
- Характеристики ис бухгалтерского учета
- 1 2.2. Классы программных продуктов ис бухгалтерского учета
- 12.2.1. Журнал хозяйственных операций
- 12.2.2. Инструментальные компьютерные системы бухгалтерского учета
- 12.2.3. Интегрированная бухгалтерия для малых предприятий
- 12.2.4. Комплексный бухгалтерский учет для средних и крупных предприятий
- 12.2.5. Компьютерные системы финансового анализа и бизнес-планирования
- 12.2.6. Бухгалтерские системы в составе кис
- 12.2.7. Правовые и информационно-справочные системы и базы данных
- Раздел VII
- Глава 18 Основы построения системы стандартов ит
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.1. Понятие открытых систем
- 18.2. Международные структуры в области стандартизации информационных технологий
- 1 8.3. Методологический базис открытых систем
- 18.4. Архитектурные спецификации (эталонные модели)
- 18.5.1. Эталонная модель среды открытых систем (модель ose)
- 18.5.2. Базовая эталонная модель взаимосвязи открытых систем (модель osi)
- 1 8.6. Базовые спецификации
- Глава 19 Инструменты функциональной стандартизации
- 19.1. Понятие профиля открытой системы
- 19.2. Классификация профилей
- 19.3. Основные свойства и назначение профилей
- 19.4. Пример компоновки функционального профиля
- Раздел VIII
- Глава 20 Защищенная информационная система
- 20.1. Определение защищенной информационной системы
- Глава 20. Защищенная информационная система
- 20.2. Методология анализа защищенности информационной системы
- 2 0.3. Требования к архитектуре информационных систем для обеспечения безопасности ее функционирования
- 2 0.4. Этапы построения системы безопасности ис
- 2 0.5. Стандартизация подходов к обеспечению информационной безопасности
- 20.6. Обеспечение интегральной безопасности информационных систем
- Глава 20. Защищенная информационная система