logo search
ЭЗ-2

Методические рекомендации

При рассмотрении этой темы особое внимание рекомендуется обратить на такое важное явление, как Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы, Азии, Африки и Америки, вызванное борьбой между нарождавшимся буржуазным строем и отживающим феодализ­мом. Эпоха Просвещения хронологически охватывает период конца XVII–XVIII вв. Термин «Просвещение» появился в XVIII в. (у Вольтера, И. Гердера, И. Канта и др.) как обозначение новой эпохи, противопоставлявшейся мрачному «непросвещен­ному» Средневековью. Понятие «Просвещение» охватывает не только идеологию, а все сферы духовной жизни общества: фило­софию, мораль, право, этику, эстетику, педагогику, искусство. Идеалами этого движения являлись: свобода, равенство, брат­ство, благосостояние людей, мир, ненасилие, веротерпимость, вольнодумство и т.д. Вера во всесилие человеческого разума, в могущество науки, в широчайшие возможности воспитания лю­дей приводила передовых мыслителей этой эпохи к убеждению в том, что путь к всеобщему благоденствию проходит через про­свещение. Они верили, что воспитанием монархов и просвещением народных масс можно устранить все пороки феодального строя, ибо первые поймут несправедливость существующих порядков и силой своей власти уничтожат их, а вторые осознают унизительность своего положения и будут противостоять этому снизу.

Просвещение было широким общественным движением, объ­единявшим сторонников различных мировоззренческих направ­лений – материалистов, идеалистов. Они были выходцами из разных слоев общества: аристократии, дворянства, духовенства, служащих, промышленников, купечества. Во главе движения на­ходились крупнейшие ученые, философы, писатели многих стран. Просвещение впитало в себя самые передовые идеи гуманистиче­ских и рационалистических учений предшествующих эпох. В Ев­ропе оно было многими нитями связано с Возрождением. Но но­вые социально-политические условия XVIII в. накладывали свой отпечаток на все проявления этого движения просветительская критика феодализма была острее и глубже, антифеодальное дви­жение стало более массовым, поднимались вопросы о практиче­ском устройстве нового буржуазного общества. В своем непри­ятии феодального строя, в борьбе с его пороками просветители разных стран были едины. В то же время во многих конкретных вопросах их взгляды сильно различались в зависимости от уров­ня экономической и политической зрелости страны, ее на­циональных особенностей и идеологических традиций.

В Западной Европе наиболее развитыми были просвети­тельские движения Англии, Франции, Германии. Отпечаток национальной самобытности носило Просвещение в России.

В Англии к концу XVII в. период революционной борьбы за­кончился компромиссом между буржуазией и феодалами. Сгла­живались общественные противоречия. Быстро развивалось про­изводство, укреплялось экономическое могущество страны. В этих условиях идеи просветительства не встречали заметного противодействия со стороны консервативных слоев общества и церкви. Просвещение проходило под знаком социального опти­мизма. Одним из его идеологов был А. Шефтобери (1671–1713), создавший учение о всеобщей гармонии. Он утверждал, что в основе всего мироустройства, в том числе и общества, лежит гармония и что человек рожден творить добро, его частный ин­терес совпадает со всеобщим благом. Оптимизм Шефтобери на­шел отражение в философии и художественной мысли того вре­мени («Робинзон Крузо» Д. Дефо и др.). Против этих оптимисти­ческих воззрений выступил Б. Мандевиль, показавший, что в основе благосостояния отдельных социальных слоев Англии лежат пороки и преступления. Эти взгляды разделял Дж. Свифт. Одним из виднейших английских просветителей являлся Дж. Локк (1632–1704). Им была разработана политическая программа движе­ния. В своем главном философском труде «Опыт о человеческом разуме», в других произведениях он отстаивал концепцию есте­ственного права и, прежде всего, три основных права: на жизнь, свободу и собственность. В целях их защиты люди добровольно передавали государству свои «естественные права», и, следова­тельно, народ вправе отстранить правителей от власти в случае нарушения ими этого общественного договора.

К середине XVII в. английский просветительский опти­мизм начинает переживать кризис. Так, Д. Юм (1711–1776) производит переоценку возможностей разума, высказывает сомнения в его могуществе. Человек подвластен не разуму, а привычкам – эгоизм перевешивает «естественную доброту». Эти воззрения нашли отражение в художественных произве­дениях сентиментализма.

Во Франции весь XVIII в. прошел под знаком «века Воль­тера», по имени виднейшего деятеля французского Просвеще­ния Ф. Вольтера (1694–1778). Уже на первом этапе француз­ские просветители выступали в защиту естественных прав че­ловека. Вольтер возлагал свои надежды на «просвещенного монарха». Его современник Ш. Монтескье (1689–1755) был сторонником конституционной монархии по английскому образцу с разделением власти на законодательную, исполни­тельную и судебную. Их последователи Д. Дидро (1713–1784), К. Гельвеций (1715–1771), П. Гольбах (1723–1789) вы­ступали на втором этапе французского Просвещения. Так, Д. Дидро считал, что «хорошие» законы и «разумное» правле­ние создают основу формирования положительных общест­венных нравов. Гельвсций полагал, что личный интерес дол­жен совпадать с общественным и если такового нет, то обще­ство необходимо перестроить на разумных началах. Тогда воцарится обоюдная добродетель.

Центральным событием этого периода стал выпуск «Энциклопедии, или Толкового словаря наук и ремесел», со­стоявшей из 35 томов. Подготовку ее возглавляли Д. Дидро, Д'Аламбер. Статьи энциклопедии писали Вольтер, Монтескье, Гельвеций, Кондорсе и многие другие. Эн­циклопедия, ставшая сводом новых, прогрессивных понятий о человеке, обществе и природе, утверждала новое восприятие мира, распространяла антифеодальную критику на все облас­ти человеческой деятельности.

С именем Ж. -Ж. Руссо (1712–1778) связан третий этап фран­цузского Просвещения. Его творчество выражает революцион­ный радикализм: человек родился свободным, а он повсюду пре­бывает в рабском положении. Для его освобождения необходимо сокрушить абсолютистское государство, власть церкви, сослов­ный строй, раскрепостить личность и обеспечить ей свободное развитие. Избавившись от сословности, люди должны добровольно ограничить свою свободу во имя общих интересов. Новая гра­жданственность ограничит благо каждого человека во имя блага общества, гарантом единой воли будет выступать государство.

В Германии Просвещение развивалось в условиях эконо­мически отсталой и политически раздробленной страны. По­этому творчество немецких просветителей носило более тео­ретический, умозрительный характер. На первом этапе идеи Просвещения получили развитие в трудах Х. Томазия, Г. Лейбница, Х. Вольфа. Они носили оптимистический характер.

На втором этапе центральной фигурой Просвещения стал Г.Э. Лессинг (1729–1781). Оптимизм уступил место критике существующего строя, протестам против феодального произ­вола, борьбе за общенациональную немецкую идею, призы вам к объединению страны.

Третий этап открывает творчество И.Г. Гердера (1744–1803), который представлял эволюцию человеческой цивилизации как единый поступательный процесс, развитие и смену культур. Смысл истории он видел в «гуманности», которой принадлежит будущее. Его последователи выступали с пропо­ведью эмансипации естественного человека, за своеобразие каждой национальной культуры.

Четвертый этап немецкого Просвещения связан с событиями французской революции. Одни его представители (Г. Форстер. И. Зейме и др.) с восторгом приняли революцию, других (И. Гете, Ф. Шиллера) она привлекала как разрушительница феодализма, но отталкивала своими террористическими формами борьбы. Видным представителем Просвещения был И. Кант (1724–1804), который подвел итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения, обосновал правовые формы н методы борьбы за изменение общественного и государственного строя путем последова­тельных реформ. Он был противником насилия, отрицал необхо­димость радикальных революционных преобразований.