Организационно-методический раздел
Содержание учебной дисциплины соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Согласно основным принципам методологии дисциплины в ее основу положен синтез достигнутого наукой знания о возможностях практического обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания и информации о приемах и методах организации защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Благодаря изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» у будущих специалистов формируется представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и соблюдении нормотребований безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
создания комфортного (нормального) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;
разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
обеспечения устойчивости функционирования объектов в штатных и чрезвычайных ситуациях;
принятия решений по защите персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;
прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.
Дисциплина ориентирована на увеличение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественно-научных и общеобразовательных дисциплин. Ее изучение рекомендуется проводить на завершающем этапе подготовки специалиста.
При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; основы проектирования и применения экобиозащитной техники, методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности.
В результате изучения дисциплины студенты должены
знать:
теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе человек – среда обитания;
правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
основы физиологии человека и рациональные условия деятельности;
анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;
чрезвычайные ситуации;
средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;
методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;
методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий;
уметь:
проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;
эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;
разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;
планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Форма итогового контроля – зачет.
- Факультет по заочной форме обучения
- Содержание учебной дисциплины Тема 1. Политология как фундаментальная и прикладная дисциплина
- Тема 2. Основные этапы развития мировой политической мысли
- Тема 3. Развитие политической мысли в России
- Тема 4. Теории власти и властных отношений
- Тема 5. Понятие политики. Политогенез
- Тема 6. Политические лидеры
- Тема 7. Политические элиты
- Тема 8. Политические институты. Политические партии, движения и группы давления
- Тема 9. Государство как основной политический институт
- Тема 10. Политическая система и политическое устройство общества
- Тема 11. Политический режим
- Тема 12. Политическая социализация и политическая культура общества
- Тема 13. Политическая идеология и психология
- Тема 14. Политический процесс
- Тема 15. Политические конфликты
- Тема 16. Международная политика и национально-государственные интересы России
- Тема 17. Глобальные проблемы современности. Терроризм как вызов и угроза современной цивилизации
- Темы рефераты
- Вопросы к зачету
- Рекомендуемая литература
- Культурология Введение
- Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Теория культуры
- Тема 1. Предмет и задачи культурологии
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 2. Понятие культуры и ее место в жизни общества
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 3. Функции культуры
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 4. Основные структурные элементы культуры
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 5. Основные концепции культурологии
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Раздел 2. История мировой культуры
- Тема 1. Культура первобытного общества
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самопроверки
- Темы рефератов
- Тема 2. Культура Древнего Востока
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 3. Культура античности
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 4. Особенности развития культуры европейского средневековья
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 5. Культура эпохи Возрождения
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 6. Культура Западной Европы XVII–XVIII веков
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 7 . Мусульманский тип культуры
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Мировая культура в XIX веке
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самопроверки
- Темы рефератов
- Тема 9. Мировая культура и цивилизация в XX веке
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Раздел 3. История российской культуры
- Тема 1. Культура Древней Руси
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 2. Культура России Нового времени (хviii век)
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 3. «Серебряный век» в русской литературе
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 4. Культура советского общества
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самопроверки
- Темы рефератов
- Математический анализ Вопросы к экзамену – за 2-ой.
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к экзамену
- Варианты контрольных работ
- 7. Плотность распределения вероятности непрерывной случайной величины равна . Найти нормировочный множитель с, математическое ожидание м(х) и дисперсию d(X).
- Рекомендуемая литература
- 2. Место дисциплины в структуре ооп впо
- 4. Структура и содержание дисциплины
- Разделы дисциплин и виды занятий, формируемые компетенции, требуемые знания, умения, навыки
- Глава 1. Введение в экономическую информатику
- Глава 2. Прикладное программное обеспечение офисного назначения
- Глава 3. Компьютерные сети
- Темы лабораторных работ
- 6. Вопросы к зачету
- 7. Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Министерство финансов российской федерации
- 1.1. Теоретические основы экономической информатики
- 1.1.1. Объект, предмет, методы и задачи экономической информатики
- 1.1.2. Данные, информация и знания
- 1.1.3. Экономическая информация и информационные технологии
- 1.1.4. Информатика и информационные системы
- 1.2.1. Классификация компьютеров
- 1.2.2. Архитектура эвм
- 1.2.3. Устройства пк и их характеристики
- Клавиатура
- Манипулятор мышь
- Мониторы
- 1.2.4. Структурная схема и устройства пк
- Микропроцессор
- Оперативная память
- 1.2.5. Представление информации в компьютере, единицы измерения информации
- 1.3.1. Структура программного обеспечения пк
- 1.3.2. Файловые системы
- 1.3.3. Классификация операционных систем
- 1.3.4. Операционная система ms dos
- 1.3.5. Операционная система Windows xp
- 1.4.1. Сервисные программные средства (стандартные и служебные программы, архивация данных, антивирусные программы)
- 1.4.1.1. Основные стандартные утилиты Windows xp (программы из группы стандартные)
- 1.4.1.2. Программы архивирования данных
- 1.4.1.3. Защита от компьютерных вирусов
- 1.4.2. Основы алгоритмизации и программирование
- 2.1. Обработка текстовой информации. Текстовые процессоры
- 2.1.1. Введение в Microsoft Office 2003
- 2.1.2. Концепция электронного документа. Технология создания и редактирования текстового документа в Microsoft Word
- 2.1.3. Форматирование текстового документа и стили в Word
- 2.1.4. Создание таблиц Word
- 2.1.5. Работа с графикой в Word
- 2.1.6. Работа с большими документами Word
- 2.1.7. Решение задач оформление экономической документации в Word
- 2.2.1. Электронная таблица Mіcrosoft Excel
- 2.2.2. Редактирование и форматирование рабочих листов Mіcrosoft Excel
- 2.2.3. Технология создания электронной таблицы
- 2.2.4. Обучение работе с формулами, функциями и диаграммами в Excel
- 2.2.5. Работа с таблицей Excel как с базой данных
- 2.2.6. Экономико - математические приложения Excel
- 2.2.7. Решение уравнений и задач оптимизации
- 2.3.1. Современные способы организации презентаций средствами PowerPoіnt
- 2.3.2. Создание новой презентации (мастер автосодержания, шаблон оформления, пустая презентация)
- 2.3.3. Оформление презентации
- 2.3.4. Работа с прикладной программой PowerPoіnt
- 2.3.5. Расширенные возможности PowerPoіnt
- 2.3.6. Представление презентаций
- 2.3.7. Основы офисного программирования
- 2.4.1. Основные понятия Баз данных
- 2.4.2. Система управления базами данных Mіcrosoft Access 2003 и ее основные возможности
- 2.4.3. Создание базы данных (таблиц и связей между ними)
- 2.4.3.1.Создание структуры таблиц
- 2.4.3. Создание базы данных
- 2.4.3.2. Установка связей между таблицами в субд Access
- 2.4.3.3. Заполнение таблиц
- 2.4.4. Создание (формирование) запросов
- 2.4.4.1. Создание запроса на выборку с помощью Мастера
- 2.4.4.2. Создание запроса на выборку с помощью Конструктора
- 2.4.5. Проектирование форм и работа с ними
- 2.4.5.1. Создание формы с помощью Мастера
- 2.4.5.2. Создание формы с помощью Конструктора
- 2.4.6. Создание отчета как объекта базы данных
- 2.4.6.1. Структура отчета в режиме Конструктора
- 2.4.6.2. Способы создания отчета
- 2.4.6.3. Создание отчета
- 2.4.7. Создание главной кнопочной формы
- 2.4.8. Создание подчиненных кнопочных форм: отчеты и формы
- 2.4.9. Создание подчиненной кнопочной формы: запросы
- 2.4.10. Экспертные и обучающиеся системы
- 3.1. Обучение сетевым технологиям
- 3.1.1. Основы локальных вычислительных сетей
- 3.1.2. Стандартные коммуникационные протоколы. Стеки протоколов
- 3.1.3. Базовые технологии локальных сетей
- Методы доступа к сети
- 3.1.4. Способы построения локальных сетей
- 3.1.5. Программное обеспечение локальных сетей
- 3.2. Сетевые технологии. Глобальные сети и технологии глобальных сетей
- 3.2.1. Глобальные сети с коммутацией каналов и пакетов
- 3.2.2. Структура и основные принципы построения сети Интернет
- 3.2.3. Способы доступа в Интернет
- 3.2.4. Адресация в сети Интернет
- 3.2.5. Прикладные программы просмотра Web-страниц
- 3.2.6. Электронная почта
- 3.3.1. Создание Web - сайта. Основы Web-дизайна
- 3.3.2. Знакомство с программой FrontPage
- 3.3.3. Обучение созданию Web - страниц
- 3.3.4. Создание сайта и страниц в FrontPage
- 3.4.1. Организация компьютерной безопасности и защиты информации
- 3.4.2. Применение Интернет в экономике
- 3.4.3. Основные возможности бизнеса в Интернет
- 3.4.4. Перспективы развития информационных технологий
- Лабораторная работа №1
- 1.4.5. Включите пк
- 1.4.16. Чтение метки тома
- 2.4. Пошаговое выполнение работы
- 2.4.5. В корневом каталоге диска a: создайте файлы lesson.1и lesson.2
- 2.4.8. Создайте файлы book.1 и book.2 путем слияния файлов lesson и favorite
- 2.4.11. Завершение работы
- 3.4.5. Работа с окном программ в ос Windows
- 3.4.6. Работа с окнами программ в ос Windows
- 3.4.7. Контекстное меню рабочего стола в ос Windows
- 3.4.8. Завершение работы
- Лабораторная работа №4
- 4.1. Теоретические сведения
- 4.2. Цель работы
- 4.3. Постановка задачи
- 4.4. Пошаговое выполнение работы
- 4.4.5. Создайте структуру папок файловым менеджером far Manager
- 4.4.6. Создайте с клавиатуры файлы lesson.1 и lesson.2 файловым менеджером far Manager
- 4.4.7. Создайте файлы favorite.1 и favorite.2 файловым менеджером far Manager
- 4.4.8. Создайте файлы article1.Txt и article2.Txt файловым менеджером far Manager
- 4.4.9. Просмотрите файл article1.Txt файловым менеджером far Manager
- 4.4.11. Завершение лабораторной работы с файловым менеджером far Manager
- Лабораторная работа №5
- 5.1. Теоретические сведения
- 5.2. Цель работы
- 5.4.3. Выполните поиск файлов
- 5.4.4. Создание ярлыка
- 5.4.5. Создайте, удалите и восстановите удаленный файл
- 5.4.6. Завершение работы
- Лабораторная работа №6
- 6.1. Теоретические сведения
- 6.2. Цель работы
- 6.3. Постановка задачи
- 6.4. Пошаговое выполнение работы
- 6.4.1. Включите пк
- 6.4.2. Ознакомьтесь с программой Проводник ос Windows
- 6.4.3 В окне Проводник на диске a: создайте структуру каталогов, представленную на Рис. 6.1
- 6.4.4. Завершение работы
- Лабораторная работа №7
- 7.1. Теоретические сведения
- 7.2. Цель работы
- 7.4.4. Настройка клавиатуры
- 7.4.5. Настройка элементов оформления экрана
- 7.4.6. Настройка панели задач и меню "Пуск"
- 8.4. Пошаговое выполнение работы
- 8.4.5. Просмотр содержимого архивных файлов
- 8.4.6. Создание самораспаковывающихся файлов
- 8.4.7. Создание архивной папки management.Rar
- 8.4.8. Удаление файла из архива management.Rar
- 9.2. Цель работы
- 9.4.3. Ознакомьтесь с антивирусным программным обеспечением avast! antivirus
- 9.4.4. Сравните работу двух антивирусных программ
- 10.4.3. Наберите текст в пустом документе Microsoft Word и выполните манипуляции с текстовым блоком
- 10.4.4 Сохраните результаты работы на дискету
- 11.2. Цель работы
- 11.4.4. Создайте новый документ (письмо) на основе созданного шаблона
- 11.4.5. Сохраните письмо (файл - письмо_1.Doc) на диске a:
- 11.4.6. Завершение работы
- Лабораторная работа №12
- 12.1. Теоретические сведения
- 12.2. Цель работы
- 12.4.4. Введите формулы вычислений в таблицу
- 12.4.5. Форматирование таблицы
- 12.4.6. Сохраните таблицу на диске a:
- 13.2. Цель работы
- 13.3. Постановка задачи
- 13.4. Пошаговое выполнение работы
- 13.4.1. Включите пк
- 13.4.2. Запустите Microsoft Word
- 13.4.4. Редактирование существующего документа
- 13.4.5. Замените стили Заголовка 1 на стили Заголовка 2
- 13.4.6. Удалите номера страниц существующего документа и создайте колонтитулы
- 13.4.7. Просмотрите документ в различных режимах отображения (обычный, разметка страницы, предварительный просмотр)
- 13.4.8. Завершение работы
- Лабораторная работа №14
- 14.1. Теоретические сведения
- 14.2. Цель работы
- 14.4.5. Выполните оформление одной ячейки таблицы в соответствии с образцом (Рис. 14.)
- 14.4.6. Скопируйте рекламное объявление и вставьте в другие ячейки таблицы
- 14.4.7. Завершение работы
- Лабораторная работа №15
- 15.1. Теоретические сведения
- 15.2. Цель работы
- 15.4.4. Создайте газетные колонки для части документа с помощью пиктограммы Колонки
- 15.4.5. Создайте газетные колонки для части документа с помощью окна диалога Колонки
- 15.4.6. Создайте буклет
- 16.1.2. Применение других стилей
- 16.1.3. Изменение стиля абзацев и символов
- 16.1.4. Создание нового стиля
- 16.1.5. Копирование стилей в шаблон (команда Шаблоны и надстройки в меню Сервис)
- 16.2. Цель работы
- 16.3. Постановка задачи
- 16.4. Пошаговое выполнение работы
- 16.4.1. Включите пк
- 16.4.2. Запустите приложение Microsoft Word и откройте требуемый файл
- 16.4.3. Просмотрите стили заголовков и основного текста реферата
- 16.4.4. Очистите формат текста реферата и выполните автоматическое форматирование текста реферата
- 16.4.5. Примените другие стили к заголовкам реферата
- 17.2. Цель работы
- 17.4.3. Создайте в Excel электронную таблицу расходов коммерческой фирмы в соответствии с Рис. 17.1.
- 17.4.4. Выполните вычисление суммы блоков ячеек
- 17.4.5. Вычислите минимальное, максимальное и среднее значения блоков ячеек
- 17.4.6. Выполните форматирование электронной таблицы и рабочего листа Excel
- 17.4.7. Назначьте имена блокам ячеек
- 17.4.8. Составьте электронную таблицу Квартальный отчет
- 17.4.9. Отформатируйте рабочий лист Квартальный отчет и постройте на нем диаграмму Квартальный отчет
- 17.4.10. Завершение работы
- Лабораторная работа №18
- 18.1. Теоретические сведения
- 18.2. Цель работы
- 18.4.3. Вычисление функций
- 18.4.4. Построение графиков
- 18.4.5. Введите Подписи оси X на диаграмме
- 18.4.6. Завершение работы
- Лабораторная работа №19
- 19.1. Теоретические сведения
- 19.2. Цель работы
- 19.3. Постановка задачи
- 19.4. Пошаговое выполнение работы
- 19.4.1. Включите пк
- 19.4.2. Запустите Microsoft Excel
- 19.4.3. Создайте список
- 19.4.4. Сортировка записей в списке
- 19.4.5. Промежуточные итоги по полям
- 19.4.6. Отбор записей в списке с помощью формы
- 19.4.7. Использование автофильтра для поиска записей
- 19.4.8. Завершение работы
- Лабораторная работа №20
- 20.1. Теоретические сведения
- 20.2. Цель работы
- 20.3. Постановка задачи
- 20.4. Пошаговое выполнение работы
- 20.4.1. Включите пк
- 20.4.2. Запустите Microsoft Word и Excel
- 20.4.3. Вставьте созданную электронную таблицу Excel в документ Word различными способами
- 20.4.4. Удалите данные в ячейке g5 во всех таблицах, вставленных в документ Word, и обновите данные
- 20.4.5. Завершение работы
- 21.4.3. Создайте презентацию в PowerPoint
- 21.4.4. Завершение работы
- Лабораторная работа №22
- 22.1. Теоретические сведения
- 22.2. Цель работы
- 22.4.4. Завершение работы
- 23.4. Пошаговое выполнение работы
- 2. Создать новую базу данных
- 3. Создать структуры таблиц
- 4. Установить связи между таблицами:
- 5. Заполнение таблиц
- 6. Проверка обеспечения целостности данных (каскадное удаление).
- 7. Формирование запросов
- Лабораторная работа №24
- Лабораторная работа №25
- Лабораторная работа №26
- 26.1. Теоретические сведения
- 26.3. Постановка задачи
- 26.4. Пошаговое выполнение работы
- Лабораторная работа №27
- 27.1. Теоретические сведения
- 27.3. Постановка задачи
- 27.4. Пошаговое выполнение работы
- Лабораторная работа №28
- 28.1. Планирование веб-сайта
- 28.3. Постановка задачи
- 28.4. Пошаговое выполнение работы
- Лабораторная работа №29
- 29.2. Постановка задачи
- 29.3. Пошаговое выполнение работы
- Безопасность жизнедеятельности
- Организационно-методический раздел
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Человек и среда обитания
- Тема 2. Техногенные опасности и защита от них
- Тема 3. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их последствия
- Тема 4. Единая Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (рс чс)
- Тема 5. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- Тема 6. Прогнозирование и оценка обстановки в чрезвычайных ситуациях
- Тема 7. Устойчивость работы объектов экономики (оэ) в чрезвычайных ситуациях
- Тема 8. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
- Тема 9. Антропогенные опасности и защита от них
- Тема 10. Управление безопасностью жизнедеятельности
- Темы рефератов
- Вопросы к зачету
- Рекомендуемая литература
- Памятка по подготовке семестровой контрольной работы (реферата)
- Требования к оформлению семестровой контрольной работы
- Образец оформления титульного листа реферата
- Методические указания по написанию курсовой работы
- Образец оформления титульного листа курсовой работы
- Л.А. Харланова