logo
ЭЗ-2

Методические рекомендации

В средние века человечество существенно продвинулось вперед в развитии культуры; этот период оставил в сокровищнице европейской культуры замечательные па­мятники народного творчества, прекрасные образцы архитек­туры, живописи, поэзии, первые достижения пробуждавшейся научной мысли. В эпоху средневековья в сферу культурного развития были вовлечены многие новые народы, зародилась национальная культура европейских стран.

Эта тема подразумевает выяснение особенностей европейской средневековой культуры по сравнению с античностью и Новым временем. При изучении этой темы для облегчения восприятия можно рассматривать отдельно духовные аспекты и материальную культуру, хотя такое деление и считается устаревшим на современном этапе.

Главной чертой духовной культуры европейского средневековья (V - XV в.) является доминирование христианской религии. Необходимо помнить, что эта система верований выступала в качестве совершенно новой мировоззренческой опоры. Христианская идеология сопровождала людей с момента рождения и до самой смерти. Человек античности с его земными радостями стал противопоставляться аскету, устремленному к духовному совершенству, к единению с Богом. Это был новый уровень духовного самопознания человека.

Представляется целесообразным уделить внимание развитию образования и науки в средние века в рамках таких церковных учреждений, как университеты. Так как церковь обладала монополией на систему образования, университеты учреждались только после выдачи папой римским разрешительной грамоты. Роль церкви в деле возникновения университетов нужно отметить как весьма прогрессивную (материальная поддержка, обеспечение профессиональными кадрами преподавателей, выдача ряда льгот, подсудность членов университетской общины только ректору). Изучение этого вопроса требует ознакомления с краткой историей основания самых известных высших учебных заведений Европы.

Можно привести хронологию возникновения некоторых первых высших школ: 1158 г. – в Болонье, 1167 г. – в Оксфорде, 1200 г. – в Париже, 1209 – в Кембридже, 1222 г. – в Падуе, 1224 г. – в Неаполе, 1290 г. – в Лиссабоне, 1348 г. – в Праге, 1364 г. – в Кракове, 1365 г. – в Вене, 1385 г. – в Гейдельберге, 1388 г. – в Кельне, 1409 г. – в Лейпциге, 1450 г. – в Барселоне и т.д.

В первоначальный период существования всех «studium generale» основными проблемами были обеспечение квалифицированным преподавательским составом и выделение (или строительство) первых зданий (коллегий), где осуществлялся учебный процесс. Часто университеты носят имя первого дарителя такой коллегии (парижская Сорбонна – в честь Роббера де Сорбонна, пражский Карлов университет – в честь императора и короля чешского Карла IV).

Базовая система образования, распространенная в средние века, была предложена еще Северином Боэцием (480-524 гг.) и предполагала изучение совокупности «семи свободных искусств». Они, в свою очередь, разделялись на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Без знания этих наук нельзя было учиться на высших факультетах генеральных школ.

Общими чертами для всех первых европейских университетов были:

  1. обязательный набор из 4 факультетов – теологический, юридический, медицинский и факультет «семи свободных искусств» (позже он будет называться философским) во главе с выборными деканами;

  2. существование обязательных статутов – правил, по которым функционировали факультеты;

  3. обучение на латинском языке как языке церкви и науки в средневековье;

  4. разделение на «нации» (землячества), каждая из которых имела равное количество представителей в Совете университета;

  5. все степени – бакалавра, лиценциата, магистра (доктора) – признавались во всем христианском мире, в любом европейском университете;

  6. представителем церкви в высшей школе был канцлер – глава духовенства того региона, где располагался университет;

  7. обязательные для всех генеральных школ три формы учебного процесса – лекции (ординарные и неординарные), семинары и диспуты.

Различия же в устройстве и функционировании европейских «генеральных школ» заключались в основном в утвердившихся образцах – по примеру либо Парижского, либо Болонского университетов. Эти различия заключались в разных способах выборов на должности ректора и деканов. Можно также отметить различную степень участия государей в материальной поддержке своих университетов: в тех государствах, где король или император активно помогал своей генеральной школе, университеты процветали, и наоборот.

Необходимо учитывать, что университеты явились теми очагами, где в преподавательской среде появилась «ученая ересь» как предвестница европейской Реформации. На самых главных университетских диспутах – кводлибетах, проходивших 1-2 раза в год, действовало уникальное для средневековья правило: преподаватели и студенты в стенах университета могли высказывать любое мнение, не опасаясь обвинения в ереси. Именно эти диспуты способствовали активному обмену философскими, естественнонаучными и реформаторскими идеями. Учитывая частое перемещение студентов из одного европейского университета в другой (единые язык обучения, учебная программа и научные степени), можно сделать вывод, насколько быстро появившиеся новые теории и идеи распространялись по Европе.

При рассмотрении духовной жизни общества следует уделить внимание изменению позднесредневекового мировоззрения в связи с появлением протестантизма, а также проявлениями Контрреформации. Реформация в Европе дала мощный толчок не только для развития новых общественных отношений, но и для формирования нового типа человеческой личности, которая больше не является ничтожеством перед лицом Бога.

Изучение особенностей архитектуры, скульптуры и живописи средневековья предполагает, в первую очередь, сравнение романского и готического стилей. Суровые и монолитные романские постройки (раннее средневековье) контрастируют с легкостью, ажурностью и богатой резьбой готической архитектуры (развитое и позднее средневековье). Романским называют стиль в западно-европейской архитектуре X–XII вв., характеризующийся полукруглыми арками, массивными стенами и небольшими окнами. Интересным типом церковных построек в романском стиле является базилика.

Широкое распространение готического стиля приходится на период с середины XII – до конца XV в. Зародилась готическая архитектура на севере Франции и развивалась в течение трех периодов: ранняя, зрелая (высокая) и поздняя (пламенеющая) готика. Этот стиль характеризуется высокими вертикальными линиями, изящными колоннами и шпилями башен, большой высотой интерьеров, стрельчатыми арками, крестовыми (нервюрными) сводами и большими окнами, украшенными витражами (непременно с библейскими сюжетами), а также наличием множества скульптурных украшений. Удивительная пластика и реалистичность скульптурных изображений рассматриваемого стиля послужила импульсом для появления в XVIII в. такого литературного жанра, как готический роман.

Красивыми элементами готической постройки являются эркер (балкон, украшенный витражами) на светских и церковных зданиях и так называемая готическая роза (окно-витраж) над центральным входом (порталом).