logo
ЭЗ-2

Методические рекомендации

Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении дает нам достаточно большое количество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения, собственно, культурологии, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является материальным (даже музыка), но одновременно даже самое утилитарное из них (плотничий топор) является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.

Рассуждая о структуре культуры, можно выделить и относительно новые виды классификации. Например, выделить четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности через понятие специализированной и обыденной культуры:

а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:

  1. хозяйственная культура (на специализированном уровне – экономика, торговля, финансы и т.п.; на обыденном уровне – домашнее и приусадебное хозяйство);

- правовая культура (специализированная – право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная – мораль, нравственность, общественное мнение);

  1. политическая культура (специализированная – государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная – межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);

б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:

- философская культура (специализированная – труды специалистов-философов; обыденная – здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость);

- научная культура (специализированная – профессиональная наука; обыденная – повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);

- религиозная культура (специализированная – систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, профессионально построенная эзотерика; обыденная – мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого);

- художественная культура (специализированная – построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденная – бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т.п.);

в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:

- культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме);

- культура массовой информации (специализированная – профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; обыденная – слухи, сплетни и т.п.);

- информационно-кумулятивная культура (специализированная – система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная – предания, верования, легенды и т.п.);

  1. культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний (специализированная – система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др. Институций социализации и инкультурации личности;

  2. обыденная – система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы и пр.);

г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:

- сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существует только в обыденных формах);

- культура физического развития (специализированная – профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма; обыденная – физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т.п.);

- культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная – медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная – самолечение, знахарство и пр.);

- культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь, видимо, возможно, но затруднительно);

- культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная – система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации; обыденная – неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).

Безусловно, подобная классификация морфологической структуры культуры серьезно продвигает наши представления о сущности этого явления, однако, необходимо привести и классический вариант структурирования культуры.

Существует ряд сфер или элементов культуры, которые играют определяющую роль в процессе развития культуры. К числу наиболее распространенных могут быть отнесены следующие: система образования, наук, искусство, литература, мифология, нравственность, политика, право, религия, сосуществующие между собой и составляющие единое целое. Кроме того, в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы:

- мировая и национальная культура,

- сословная и классовая,

- городская и сельская,

- духовная и материальная,

  1. массовая и элитарная.