Методические рекомендации
При рассмотрении этой темы, на наш взгляд, самым интересным вопросом является развитие живописи. С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи – мозаика и фреска, а также станковая живопись – иконопись. С этого времени иконопись занимает ведущее место в искусстве русского государства XI–XVII вв. Икона (с греч. образ) – изображение святых и их деяний на деревянных досках натуральными красками.
Живопись была подчинена жестким правилам, строгим религиозным канонам. По преданию, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом, либо были написаны с натуры. Православная церковь не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника и требовала четкого соблюдения иконописного канона, который отделял божественный («горний») мир от земного («дольнего).
К иконографическим канонам относились: условность письма, что подчеркивало неземную сущность святых; фигуры писались плоскими и неподвижными; фигуры не отбрасывали теней; существовала символика цветовой гаммы (белый – нравственная чистота, синий – небесная сущность, зеленый – надежда, юность; золотой – божественная вечность, красный – мученичество, пурпур – царственность).
Культурные связи Руси и Византии X–XIII вв. не подвергаются никакому сомнению, но в то же время проблема влияния византийской цивилизации на культурное развитие Древней Руси еще не разрешена до конца.
В XI в. было создано много икон. Первые иконы были написаны греками-христианами. Списки (копии) этих икон русские мастера, несмотря на каноны, творчески переписывали, отсюда появилось много изводов образа Спаса и Богоматери на Руси. Киево-Печерский патерик (сборник жизнеописаний монахов) сохранил даже имя иконописца XI – нач. XII в. монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров. Но большинство этих икон до нас не дошло.
Сложным был процесс создания икон. Учились мастерству в дружине художников, так как украшение церквей и храмов требовало труда большого количества людей. Работали мастера очень быстро, но процесс обучения шел медленно. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о существовании древнерусских иконописных школ. В дружину поступали с очень молодых лет, и обучение художеству начиналось с участия в жизни общины. «Смертным грехом» считалось, если учитель утаит от ученика какой-либо секрет из своих знаний, скроет его талант или станет преуменьшать или преувеличивать заслуги ученика. Иконником не мог стать человек, совершивший убийство, сквернослов, заносчивый, драчливый, грубый или нечестный.
Источники раскрывают порядок восхождения ученика к мастерству. Прежде всего, он учился у старого мастера выбирать доски для будущей иконы. Это были золотистые, тонко вытесанные, чаще всего, липовые доски. На ней не должно было быть ни одного сучка, чтобы потом не раскрошило поверхность живописи.
Точными ударами тесла вырубались пазы для шпонок – узких брусков дерева, скреплявших сзади несколько отдельных досок воедино. Таким же образом на лицевой стороне выдалбливалось углубление – ковчег, в котором помещалось изображение, а по краям получались поля, вместо рамы.
Отстоянную, мягкую воду вливали в чистый деревянный сосуд большого размера. В отдельном сосуде размалывали в порошок белоснежный мел. Из пузырей осетровых рыб варили рыбий клей, который впоследствии процеживали. Все ингредиенты смешивались долго и тщательно в своих мерах. Приготовленная смесь – левкас – была основанием для живописи.
На большом столе выкладывались доски, ранее приготовленные. Широкой кистью их золотистую поверхность покрывали осетровым клеем, приклеивали холст (поволоку), наносили левкас. Потом тщательно полученную поверхность полировали с помощью сушеной травы – хвоща.
В особой храмине творили краски, растирали каменным пестом в каменных чашках мягкие глины и твердые камешки, привезенные издалека и нарытые по берегам русских рек. Полученная масса ссыпалась в сосуд с водой. Когда краска оседала, то вода выпаривалась, снимался верхний слой и остатки опять растирали. Краски выливали в деревянные ложечки, разбавляя водой и связующими компонентами (яичным желтком, вишневой смолой, осетровым клеем).
Мастера надевали чистые одежды и начинали «знаменовать» – наносить, размечать контуром, жидкой темной краской, где и как расположиться изображению. Если фон и поля иконы были не золотыми, а писались красками, эту часть поручали новоначальным. На ровную плоскость необходимо было наложить светлую золотую охру так, чтобы получалась не просто закраска, а живопись – легкая, прозрачная. Только научившись этой работе, можно было переходить к следующей: «разделке» одежд пробелами, светлым тоном или чистыми белилами, изображая объем, настроение и божественный свет. Затем писался лик темными красками, на которые накладывались охры – желтые, коричневые, розоватые. От резких мазков зависело выражение лица, внутреннее потрясение или созерцательный покой.
Когда краски на иконе подсыхали, икону начинали олифить. Олифу варили в теплое солнечное время в течение нескольких дней. Олифили в чистом льняном белье в хоромине натопленной и подметенной. Густой слой олифы застывал очень медленно. В ожидании, когда олифа застынет, читали молитвы и рассказывали библейские истории о чудесах и таинствах.
Главный образ всего древнерусского искусства – образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (спас) – это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии.
Чтобы создать образ Иисуса Христа, который предстает в Евангелии, эти изображения должны были отвечать двум требованиям, которым они отвечали в искусстве Византии и Древней Руси: передавать со всей возможной точностью реальный облик человека Иисуса, о земной жизни которого повествует евангельский рассказ, и одновременно раскрывать в его облике то таинственное, божественное начало, на присутствие которого этот рассказ также постоянно указывает.
При изображении Иисуса Христа на холсте по обеим сторонам головы располагались буквы IC XC – сокращенное обозначение его имени. Также традиционно окружает голову Спаса нимб – круг, чаще всего золотой, – символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и приобретающего круглую, безначальную форму. Нимб этот в память о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен крестом, и на его перекрестии располагаются греческие буквы WON, означающие «вечно сущий», утверждающие предвечное существование принесшего эту жертву.
Древние, прославленные изображения Спаса повторялись, как правило, художниками многих последующих поколений, складывались как бы отдельные, связанные общими чертами, общим смыслом типы, или «изводы» (как говорили на Руси), изображений Спаса, куда входили произведения, созданные в разное время и разными художниками.
Еще один из сюжетов древнерусской иконописи – Спас Нерукотворный. Древнейшая из сохранившихся икона – «Спас Нерукотворный», созданная в Новгороде в XII в. На прямоугольной иконе – только большеглазый лик с длинными прядями волос и небольшой чуть раздвоенной бородой, – всегда узнаваемый в иконописи как лик Спаса. Традиционные буквенные изображения на холсте утратились. Но золотом сияет нимб. Сияющая, непроницаемая сама поверхность лика, написанного теплым розовато-желтым тоном, абсолютно слитыми мазками, как говорили в старину, «плавями». Подтверждая особую природу этого лика, золотом по темной основе прочерчены обрамляющие его волосы, золото сверкает даже в очень живой, характерной, лежащей на лбу короткой прядке.
В ходе рассмотрения иконописи студентам предлагается привести описания еще нескольких наиболее распространенных сюжетов – изображение Богоматери. Прежде всего, Богоматерь Владимирская («Умиление»), Богоматерь Одигитрия, Богоматерь Оранта. Особое внимание следует уделить образам Святого Георгия и Деисусному чину.
Несмотря на то что в связи с захватом Константинополя крестоносцами и установлением на Руси татаро-монгольского ига связи между двумя державами были прерваны и становятся нерегулярными, взаимодействие двух культур продолжается. Особо четко это проявилось в творчестве Феофана Грека. Он сплавил лучшие византийские традиции византийского искусства с успехами русских мастеров. Творчество Феофана Грека находилось под влиянием идей исихазма. Иконописную школу Феофана Грека отличает экспрессивность и эмоциональность. Блики белого цвета (пробелы на одеждах, свет в лицах) символизировали духовное совершенство; красно-коричневые и желтые охры – суровое, грозное, земное. Мазки его резкие и широкие.
В Москве Ф. Грек работал совместно с Андреем Рублевым. Он был монахом Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей.
Живопись А. Рублева отличается от работ Ф. Грека теплым, мягким, светлым и спокойным колоритом, сдержанной манерой кисти, глубокой человечностью и лиризмом образов, несущих идеи прощения, заступничества и гармонии. Лучшее свое творение «Троицу» он написал «в память и похвалу» Сергию Радонежскому. Икона была поставлена близ его гробницы в Троицком соборе монастыря, который основал преподобный. Самобытность изображения Троицы позволила А. Рублеву отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии в период кровавых феодальных междоусобиц и ордынских набегов. Единение, милосердие, жертвенная любовь Троицы – основа, на которой зиждется мир. «Троица» Андрея Рублева была высоко оценена еще при жизни мастера и сама стала каноном русской живописной школы.
Живопись XV–XVI столетий торжественно и радостно прославляла московское государство, власть князя, царя, церкви. Крупнейшим художником рубежа веков был Дионисий. В отличие от А. Рублева он был мирянином, а не иноком. В его творчестве проявляется стремление к внешней красоте, декоративности, прославлению молодого русского государства. У Дионисия фигуры непропорционально вытянуты, стройные, как бы «парят» вечно. Краски светлые, нежные, как бы размытые, с нетрадиционными оттенками – бирюзовым, розовым, сиреневым. В композицию в качестве фона он вводил элементы архитектуры, разные предметы (горки, колонны, троны). Творчество Дионисия называют «ликующей светлой песней в красках».
Одновременно усиливалась церковная регламентация художественного творчества. Строгий надзор осуществлялся не только над творчеством, но и над самими иконописцами.
В XVI в. живопись осваивает новую тему – историческую.
По сравнению с предшествующим периодом в изобразительном искусстве XVII в. новшества были еще более заметны и оказали сильное влияние на умы и чувства людей. Это объясняется природой живописи (наглядность) и широкой распространенностью. Практически ежедневно человек соприкасался с произведениями изобразительного искусства или художественных ремесел. Иконы имелись почти в каждом доме; как минимум раз в неделю христианин посещал церковь, где его окружали настенная роспись и иконы. Такая «всеобщность» изобразительного искусства обусловила настойчивые поиски новых, более впечатляющих изобразительных средств и не менее настойчивое противоборство консерваторов.
Выделяется два этапа в развитии живописи XVII в. Первый этап пришелся на первую половину столетия. Он характеризуется господством тяжеловесного годуновского стиля и изящным строгановским письмом. Во второй половине XVII в. зарождаются новые тенденции, уже не укладывающиеся в рамки традиции. Поэтому живописные произведения данного периода так легко узнаваемы. В иконописную форму вторгаются новые выразительные средства. Из-за перемешивания старины и новизны искусство XVII в. вызывало и продолжает вызывать самые противоречивые оценки.
В живописи второй половины XVII в. отчетливо выявляется направление, отвергающее традицию. Работы художников-новаторов утрачивают элементы религиозно-мистического символизма. Светское искусство зарождается в недрах иконописи, которая по своему характеру являлась самым надежным оплотом традиции. Ревнители благочестия были особенно нетерпимы к малейшим новшествам в иконописи.
- Факультет по заочной форме обучения
- Содержание учебной дисциплины Тема 1. Политология как фундаментальная и прикладная дисциплина
- Тема 2. Основные этапы развития мировой политической мысли
- Тема 3. Развитие политической мысли в России
- Тема 4. Теории власти и властных отношений
- Тема 5. Понятие политики. Политогенез
- Тема 6. Политические лидеры
- Тема 7. Политические элиты
- Тема 8. Политические институты. Политические партии, движения и группы давления
- Тема 9. Государство как основной политический институт
- Тема 10. Политическая система и политическое устройство общества
- Тема 11. Политический режим
- Тема 12. Политическая социализация и политическая культура общества
- Тема 13. Политическая идеология и психология
- Тема 14. Политический процесс
- Тема 15. Политические конфликты
- Тема 16. Международная политика и национально-государственные интересы России
- Тема 17. Глобальные проблемы современности. Терроризм как вызов и угроза современной цивилизации
- Темы рефераты
- Вопросы к зачету
- Рекомендуемая литература
- Культурология Введение
- Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Теория культуры
- Тема 1. Предмет и задачи культурологии
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 2. Понятие культуры и ее место в жизни общества
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 3. Функции культуры
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 4. Основные структурные элементы культуры
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 5. Основные концепции культурологии
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Раздел 2. История мировой культуры
- Тема 1. Культура первобытного общества
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самопроверки
- Темы рефератов
- Тема 2. Культура Древнего Востока
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 3. Культура античности
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 4. Особенности развития культуры европейского средневековья
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 5. Культура эпохи Возрождения
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 6. Культура Западной Европы XVII–XVIII веков
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 7 . Мусульманский тип культуры
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Мировая культура в XIX веке
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самопроверки
- Темы рефератов
- Тема 9. Мировая культура и цивилизация в XX веке
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Раздел 3. История российской культуры
- Тема 1. Культура Древней Руси
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 2. Культура России Нового времени (хviii век)
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 3. «Серебряный век» в русской литературе
- Методические рекомендации
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Темы рефератов
- Тема 4. Культура советского общества
- Методические рекомендации
- Рекомендуемая литература
- Вопросы для самопроверки
- Темы рефератов
- Математический анализ Вопросы к экзамену – за 2-ой.
- Рекомендуемая литература
- Вопросы к экзамену
- Варианты контрольных работ
- 7. Плотность распределения вероятности непрерывной случайной величины равна . Найти нормировочный множитель с, математическое ожидание м(х) и дисперсию d(X).
- Рекомендуемая литература
- 2. Место дисциплины в структуре ооп впо
- 4. Структура и содержание дисциплины
- Разделы дисциплин и виды занятий, формируемые компетенции, требуемые знания, умения, навыки
- Глава 1. Введение в экономическую информатику
- Глава 2. Прикладное программное обеспечение офисного назначения
- Глава 3. Компьютерные сети
- Темы лабораторных работ
- 6. Вопросы к зачету
- 7. Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Министерство финансов российской федерации
- 1.1. Теоретические основы экономической информатики
- 1.1.1. Объект, предмет, методы и задачи экономической информатики
- 1.1.2. Данные, информация и знания
- 1.1.3. Экономическая информация и информационные технологии
- 1.1.4. Информатика и информационные системы
- 1.2.1. Классификация компьютеров
- 1.2.2. Архитектура эвм
- 1.2.3. Устройства пк и их характеристики
- Клавиатура
- Манипулятор мышь
- Мониторы
- 1.2.4. Структурная схема и устройства пк
- Микропроцессор
- Оперативная память
- 1.2.5. Представление информации в компьютере, единицы измерения информации
- 1.3.1. Структура программного обеспечения пк
- 1.3.2. Файловые системы
- 1.3.3. Классификация операционных систем
- 1.3.4. Операционная система ms dos
- 1.3.5. Операционная система Windows xp
- 1.4.1. Сервисные программные средства (стандартные и служебные программы, архивация данных, антивирусные программы)
- 1.4.1.1. Основные стандартные утилиты Windows xp (программы из группы стандартные)
- 1.4.1.2. Программы архивирования данных
- 1.4.1.3. Защита от компьютерных вирусов
- 1.4.2. Основы алгоритмизации и программирование
- 2.1. Обработка текстовой информации. Текстовые процессоры
- 2.1.1. Введение в Microsoft Office 2003
- 2.1.2. Концепция электронного документа. Технология создания и редактирования текстового документа в Microsoft Word
- 2.1.3. Форматирование текстового документа и стили в Word
- 2.1.4. Создание таблиц Word
- 2.1.5. Работа с графикой в Word
- 2.1.6. Работа с большими документами Word
- 2.1.7. Решение задач оформление экономической документации в Word
- 2.2.1. Электронная таблица Mіcrosoft Excel
- 2.2.2. Редактирование и форматирование рабочих листов Mіcrosoft Excel
- 2.2.3. Технология создания электронной таблицы
- 2.2.4. Обучение работе с формулами, функциями и диаграммами в Excel
- 2.2.5. Работа с таблицей Excel как с базой данных
- 2.2.6. Экономико - математические приложения Excel
- 2.2.7. Решение уравнений и задач оптимизации
- 2.3.1. Современные способы организации презентаций средствами PowerPoіnt
- 2.3.2. Создание новой презентации (мастер автосодержания, шаблон оформления, пустая презентация)
- 2.3.3. Оформление презентации
- 2.3.4. Работа с прикладной программой PowerPoіnt
- 2.3.5. Расширенные возможности PowerPoіnt
- 2.3.6. Представление презентаций
- 2.3.7. Основы офисного программирования
- 2.4.1. Основные понятия Баз данных
- 2.4.2. Система управления базами данных Mіcrosoft Access 2003 и ее основные возможности
- 2.4.3. Создание базы данных (таблиц и связей между ними)
- 2.4.3.1.Создание структуры таблиц
- 2.4.3. Создание базы данных
- 2.4.3.2. Установка связей между таблицами в субд Access
- 2.4.3.3. Заполнение таблиц
- 2.4.4. Создание (формирование) запросов
- 2.4.4.1. Создание запроса на выборку с помощью Мастера
- 2.4.4.2. Создание запроса на выборку с помощью Конструктора
- 2.4.5. Проектирование форм и работа с ними
- 2.4.5.1. Создание формы с помощью Мастера
- 2.4.5.2. Создание формы с помощью Конструктора
- 2.4.6. Создание отчета как объекта базы данных
- 2.4.6.1. Структура отчета в режиме Конструктора
- 2.4.6.2. Способы создания отчета
- 2.4.6.3. Создание отчета
- 2.4.7. Создание главной кнопочной формы
- 2.4.8. Создание подчиненных кнопочных форм: отчеты и формы
- 2.4.9. Создание подчиненной кнопочной формы: запросы
- 2.4.10. Экспертные и обучающиеся системы
- 3.1. Обучение сетевым технологиям
- 3.1.1. Основы локальных вычислительных сетей
- 3.1.2. Стандартные коммуникационные протоколы. Стеки протоколов
- 3.1.3. Базовые технологии локальных сетей
- Методы доступа к сети
- 3.1.4. Способы построения локальных сетей
- 3.1.5. Программное обеспечение локальных сетей
- 3.2. Сетевые технологии. Глобальные сети и технологии глобальных сетей
- 3.2.1. Глобальные сети с коммутацией каналов и пакетов
- 3.2.2. Структура и основные принципы построения сети Интернет
- 3.2.3. Способы доступа в Интернет
- 3.2.4. Адресация в сети Интернет
- 3.2.5. Прикладные программы просмотра Web-страниц
- 3.2.6. Электронная почта
- 3.3.1. Создание Web - сайта. Основы Web-дизайна
- 3.3.2. Знакомство с программой FrontPage
- 3.3.3. Обучение созданию Web - страниц
- 3.3.4. Создание сайта и страниц в FrontPage
- 3.4.1. Организация компьютерной безопасности и защиты информации
- 3.4.2. Применение Интернет в экономике
- 3.4.3. Основные возможности бизнеса в Интернет
- 3.4.4. Перспективы развития информационных технологий
- Лабораторная работа №1
- 1.4.5. Включите пк
- 1.4.16. Чтение метки тома
- 2.4. Пошаговое выполнение работы
- 2.4.5. В корневом каталоге диска a: создайте файлы lesson.1и lesson.2
- 2.4.8. Создайте файлы book.1 и book.2 путем слияния файлов lesson и favorite
- 2.4.11. Завершение работы
- 3.4.5. Работа с окном программ в ос Windows
- 3.4.6. Работа с окнами программ в ос Windows
- 3.4.7. Контекстное меню рабочего стола в ос Windows
- 3.4.8. Завершение работы
- Лабораторная работа №4
- 4.1. Теоретические сведения
- 4.2. Цель работы
- 4.3. Постановка задачи
- 4.4. Пошаговое выполнение работы
- 4.4.5. Создайте структуру папок файловым менеджером far Manager
- 4.4.6. Создайте с клавиатуры файлы lesson.1 и lesson.2 файловым менеджером far Manager
- 4.4.7. Создайте файлы favorite.1 и favorite.2 файловым менеджером far Manager
- 4.4.8. Создайте файлы article1.Txt и article2.Txt файловым менеджером far Manager
- 4.4.9. Просмотрите файл article1.Txt файловым менеджером far Manager
- 4.4.11. Завершение лабораторной работы с файловым менеджером far Manager
- Лабораторная работа №5
- 5.1. Теоретические сведения
- 5.2. Цель работы
- 5.4.3. Выполните поиск файлов
- 5.4.4. Создание ярлыка
- 5.4.5. Создайте, удалите и восстановите удаленный файл
- 5.4.6. Завершение работы
- Лабораторная работа №6
- 6.1. Теоретические сведения
- 6.2. Цель работы
- 6.3. Постановка задачи
- 6.4. Пошаговое выполнение работы
- 6.4.1. Включите пк
- 6.4.2. Ознакомьтесь с программой Проводник ос Windows
- 6.4.3 В окне Проводник на диске a: создайте структуру каталогов, представленную на Рис. 6.1
- 6.4.4. Завершение работы
- Лабораторная работа №7
- 7.1. Теоретические сведения
- 7.2. Цель работы
- 7.4.4. Настройка клавиатуры
- 7.4.5. Настройка элементов оформления экрана
- 7.4.6. Настройка панели задач и меню "Пуск"
- 8.4. Пошаговое выполнение работы
- 8.4.5. Просмотр содержимого архивных файлов
- 8.4.6. Создание самораспаковывающихся файлов
- 8.4.7. Создание архивной папки management.Rar
- 8.4.8. Удаление файла из архива management.Rar
- 9.2. Цель работы
- 9.4.3. Ознакомьтесь с антивирусным программным обеспечением avast! antivirus
- 9.4.4. Сравните работу двух антивирусных программ
- 10.4.3. Наберите текст в пустом документе Microsoft Word и выполните манипуляции с текстовым блоком
- 10.4.4 Сохраните результаты работы на дискету
- 11.2. Цель работы
- 11.4.4. Создайте новый документ (письмо) на основе созданного шаблона
- 11.4.5. Сохраните письмо (файл - письмо_1.Doc) на диске a:
- 11.4.6. Завершение работы
- Лабораторная работа №12
- 12.1. Теоретические сведения
- 12.2. Цель работы
- 12.4.4. Введите формулы вычислений в таблицу
- 12.4.5. Форматирование таблицы
- 12.4.6. Сохраните таблицу на диске a:
- 13.2. Цель работы
- 13.3. Постановка задачи
- 13.4. Пошаговое выполнение работы
- 13.4.1. Включите пк
- 13.4.2. Запустите Microsoft Word
- 13.4.4. Редактирование существующего документа
- 13.4.5. Замените стили Заголовка 1 на стили Заголовка 2
- 13.4.6. Удалите номера страниц существующего документа и создайте колонтитулы
- 13.4.7. Просмотрите документ в различных режимах отображения (обычный, разметка страницы, предварительный просмотр)
- 13.4.8. Завершение работы
- Лабораторная работа №14
- 14.1. Теоретические сведения
- 14.2. Цель работы
- 14.4.5. Выполните оформление одной ячейки таблицы в соответствии с образцом (Рис. 14.)
- 14.4.6. Скопируйте рекламное объявление и вставьте в другие ячейки таблицы
- 14.4.7. Завершение работы
- Лабораторная работа №15
- 15.1. Теоретические сведения
- 15.2. Цель работы
- 15.4.4. Создайте газетные колонки для части документа с помощью пиктограммы Колонки
- 15.4.5. Создайте газетные колонки для части документа с помощью окна диалога Колонки
- 15.4.6. Создайте буклет
- 16.1.2. Применение других стилей
- 16.1.3. Изменение стиля абзацев и символов
- 16.1.4. Создание нового стиля
- 16.1.5. Копирование стилей в шаблон (команда Шаблоны и надстройки в меню Сервис)
- 16.2. Цель работы
- 16.3. Постановка задачи
- 16.4. Пошаговое выполнение работы
- 16.4.1. Включите пк
- 16.4.2. Запустите приложение Microsoft Word и откройте требуемый файл
- 16.4.3. Просмотрите стили заголовков и основного текста реферата
- 16.4.4. Очистите формат текста реферата и выполните автоматическое форматирование текста реферата
- 16.4.5. Примените другие стили к заголовкам реферата
- 17.2. Цель работы
- 17.4.3. Создайте в Excel электронную таблицу расходов коммерческой фирмы в соответствии с Рис. 17.1.
- 17.4.4. Выполните вычисление суммы блоков ячеек
- 17.4.5. Вычислите минимальное, максимальное и среднее значения блоков ячеек
- 17.4.6. Выполните форматирование электронной таблицы и рабочего листа Excel
- 17.4.7. Назначьте имена блокам ячеек
- 17.4.8. Составьте электронную таблицу Квартальный отчет
- 17.4.9. Отформатируйте рабочий лист Квартальный отчет и постройте на нем диаграмму Квартальный отчет
- 17.4.10. Завершение работы
- Лабораторная работа №18
- 18.1. Теоретические сведения
- 18.2. Цель работы
- 18.4.3. Вычисление функций
- 18.4.4. Построение графиков
- 18.4.5. Введите Подписи оси X на диаграмме
- 18.4.6. Завершение работы
- Лабораторная работа №19
- 19.1. Теоретические сведения
- 19.2. Цель работы
- 19.3. Постановка задачи
- 19.4. Пошаговое выполнение работы
- 19.4.1. Включите пк
- 19.4.2. Запустите Microsoft Excel
- 19.4.3. Создайте список
- 19.4.4. Сортировка записей в списке
- 19.4.5. Промежуточные итоги по полям
- 19.4.6. Отбор записей в списке с помощью формы
- 19.4.7. Использование автофильтра для поиска записей
- 19.4.8. Завершение работы
- Лабораторная работа №20
- 20.1. Теоретические сведения
- 20.2. Цель работы
- 20.3. Постановка задачи
- 20.4. Пошаговое выполнение работы
- 20.4.1. Включите пк
- 20.4.2. Запустите Microsoft Word и Excel
- 20.4.3. Вставьте созданную электронную таблицу Excel в документ Word различными способами
- 20.4.4. Удалите данные в ячейке g5 во всех таблицах, вставленных в документ Word, и обновите данные
- 20.4.5. Завершение работы
- 21.4.3. Создайте презентацию в PowerPoint
- 21.4.4. Завершение работы
- Лабораторная работа №22
- 22.1. Теоретические сведения
- 22.2. Цель работы
- 22.4.4. Завершение работы
- 23.4. Пошаговое выполнение работы
- 2. Создать новую базу данных
- 3. Создать структуры таблиц
- 4. Установить связи между таблицами:
- 5. Заполнение таблиц
- 6. Проверка обеспечения целостности данных (каскадное удаление).
- 7. Формирование запросов
- Лабораторная работа №24
- Лабораторная работа №25
- Лабораторная работа №26
- 26.1. Теоретические сведения
- 26.3. Постановка задачи
- 26.4. Пошаговое выполнение работы
- Лабораторная работа №27
- 27.1. Теоретические сведения
- 27.3. Постановка задачи
- 27.4. Пошаговое выполнение работы
- Лабораторная работа №28
- 28.1. Планирование веб-сайта
- 28.3. Постановка задачи
- 28.4. Пошаговое выполнение работы
- Лабораторная работа №29
- 29.2. Постановка задачи
- 29.3. Пошаговое выполнение работы
- Безопасность жизнедеятельности
- Организационно-методический раздел
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Человек и среда обитания
- Тема 2. Техногенные опасности и защита от них
- Тема 3. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их последствия
- Тема 4. Единая Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (рс чс)
- Тема 5. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- Тема 6. Прогнозирование и оценка обстановки в чрезвычайных ситуациях
- Тема 7. Устойчивость работы объектов экономики (оэ) в чрезвычайных ситуациях
- Тема 8. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
- Тема 9. Антропогенные опасности и защита от них
- Тема 10. Управление безопасностью жизнедеятельности
- Темы рефератов
- Вопросы к зачету
- Рекомендуемая литература
- Памятка по подготовке семестровой контрольной работы (реферата)
- Требования к оформлению семестровой контрольной работы
- Образец оформления титульного листа реферата
- Методические указания по написанию курсовой работы
- Образец оформления титульного листа курсовой работы
- Л.А. Харланова